Заметки не только о фронтовиках

Павел Каравдин
ЗАМЕТКИ НЕ ТОЛЬКО О ФРОНТОВИКАХ
(Ко дню победы)

1.За что меня посадили? Случайный разговор в  трамвае.  Старик рассказывает, что отслужил он действительную армейскую  службу незадолго до войны. Стал работать на заводе. Тогда появились в продаже первые радиоприемники. Он купил, но приемник работал плохо из-за больших колебаний напряжения.  Нужен  автотрансформатор, но где его взять? Друзья пообещали сделать, но нужен хотя бы сгоревший трансформатор. Купил такой на барахолке. Сразу же на  барахолке были арестованы продавец и покупатель. Судили  одного  за кражу государственного трансформатора, другого за покупку краденного. Продавцу дали три года. Покупателю - год.

Но началась война и покупателя отправили на фронт. До  43-го года воевал в пехоте, хотя имел военную  специальность  командира танка. В 43-м году вышел приказ Сталина использовать  бойцов  по специальности. Но боец был беспартийным.  Командир  же  не  может быть беспартийным. Утром в части состоялось партийное собрание  и нового командира танка приняли кандидатом в члены ВКП(б) и он пошел в бой. В тот же день он был тяжело ранен и до конца войны лечился так и не став членом партии. И через много лет он  недоумевает: "Не могу понять, за что меня посадили?" Я ответил  ему: "Били своих, чтоб чужие боялись".

К этому рассказу к месту будет случай  произошедший  в  60-е годы на заводе  в Челябинске. На этом заводе  переместили забор и за забором осталась станина от станка весом  в  несколько тонн. Правоохранительные органы  проявили  бдительность  и дали предписание убрать станину  на  территорию  завода.  Убрали. Прошло  некоторое  время.  Заводские  конструкторы  работали  над проектированием спецстанка и решили использовать готовую  станину. Но станина бесследно исчезла. Так как она нигде не числилась,  то ее сдали в металлом. Если бы она лежала за  забором,  то  вероятность пропажи была в те годы  ничтожно  мала.  Частнику  было  бы трудно организовать погрузку, вывозку  и  сдачу  крупногабаритной станины в металлом.

2.Есть у меня землячка Александра  Дмитриевна.  Ее  родителей раскулачили в свое время. Отобрали все имущество, но не выселили, потому что отец от всех передряг заболел и умер. Мать Шуры с двумя дочерьми скиталась по чужим людям. Когда началась  война,  мать посадили по 58-й статье на 5 лет. Младшую дочь Анну сдали в  детдом, а Шуре было уже 18 лет и колхоз послал  её  учиться  в  райцентр на тракториста. Она училась, почти умирая от голода. Какой-то дед рекомендовал ей проситься на фронт. Там можно погибнуть, а  можно  и  уцелеть. Здесь же без поддержки семьи стопроцентная гарантия гибели. И она была на фронте регулировщицей движения. Завозили по три девушки и оставляли на фронтовой дороге. Они должны были обустроиться, оборудовать кое-какое жилище и стоять на своем посту, указывая  войскам путь. Два года не мылись в бане. После войны она работала на  Челябинском  металлургическом заводе оператором прокатного стана. Сейчас на  пенсии.  Ее сын живет в Москве. Её сестра Анна вышла  замуж  за  челябинского немца и сейчас они живут в Германии. Сын Анны  тоже  в  Германии. Случись война между Россией и Германией и двоюродные  братья  будут по разные стороны фронта.

Я спросил Александру Дмитриевну, есть  ли  у  нее  фронтовые награды. Она ответила, что нет. Награды давали тем, кто был приближен к штабам, тем кто был известен высшим командирам. А  прочая многомиллионная масса была просто пушечным мясом. Эта масса  учитывалась поштучно без фамилий. Погибло столько то солдат без  фамилий.

3.Челябинский писатель Петр Михайлович Смычагин (1925 г.р) рассказывал, что в 1930 году семью его отца с четырьмя  детьми  раскулачили  и везли со станции Увелка поездом до Тюмени,  потом  подводами  до Тобольска и по Оби еще дальше на Север. В Тобольске ежедневно хоронили по многу детей (до 40 гробиков). Петр Михайлович окончил 7 классов и поступил в Тобольский техникум.  Проучился  месяц,  надеясь на стипендию, но в тот год стипендию отменили. И он вернулся к своим родителям. В войну взяли его в  Барнаульское  пулеметное училище. Заболел плевритом. Лечили. Проходил медицинскую  комиссию. Комиссия признала его негодным к военной службе,  но  узнав откуда он призывался и куда будет вынужден вернуться,  решили послать его на фронт. Там может и не убьют, а на Севере после  тяжелой болезни не выжить. Воевал. После войны лежал в госпитале  с туберкулезом, умирал. Но узнав, что во время войны погибло  около тридцати миллионов, он попытался построить всех погибших в колонну по 100 человек. И в бреду видел эту гигантскую колонну, в  которой шли офицеры и рядовые, мужчины и женщины. И вдруг в последней шеренге колонны он увидел себя. После этого он начал выздоравливать. Утром попросил есть. Выздоровел. Окончил пединститут и стал писателем. Убежденно говорил, что лучше социализма нет системы.

4.Николай Николаевич  Чежин  родом  с  европейского  Севера 1920 г.р.. Учился в деревенской школе в шестом классе, когда вышел  указ  об усилении борьбы с детской  преступностью (после убийства Кирова).  В  школу  стал  ходить участковый, просить кого бы посадить, чтобы выполнить этот  указ. В конце концов сдали Колю. Его отправили в детскую колонию на два года. Но вернулся он к матери только через пять лет  весной  1941
года. Он ехал из Владивостока в Архангельск и ни разу за весь путь не мог купить хлеба. Его не было на станциях в продаже. Так как к весеннему армейскому призыву он опоздал, то военком дал ему направление для прохождения комиссии индивидуально. В поликлинике он попал к главврачу, который спросил, на что он жалуется. Николай ответил, что правый глаз у него слепой. А глазной врач в то время ушла в декрет. Врач  рассвирепел. Тюремщик, хочешь улизнуть от армейской службы  и  написал, что Николай годен. И Николай два  года  воевал на Карельском фронте. Потом глаз у него заболел, и его отправили в госпиталь. После госпиталя проходил комиссию, которая  обнаружив, что он слепой на правый глаз удивилась, как он попал  на фронт. Демобилизовали. С шестью классами он работал корреспондентом какой-то газеты, но был уволен  за  критический  материал  из колхозной жизни. Потом Николай провел еще годы  в лагерях,  но выжил и вернулся. Работал столяром в Гипромезе. Но круг его интересов был обширен. Писал статьи на научные темы и даже кое-что удавалось ему опубликовать. Если бы он получил  нормальное  образование, то мог бы стать видным ученым.

Кстати сказать, в брежневские времена указ об усилении борьбы с детской преступностью был повторен и под него попал  абитуриент десятиклассник Мешков Владимир Иванович. Отсидел год, потом окончил институт и работает инженером и главным металлургом.

5.Рафаил Рафаилович , немец из немцев Поволжья. В 1941 году заканчивал военное училище. Был на стажировке в воинской  части на Украине. Началась война, отступал с частью. Тут вышел  указ о переселении немцев в восточные районы. Его из армии  отправили в тыл. Служил в охране пленных немцев.

6. Иван Иванович  из Западной Украины. 17 сентября 1939 года Красная Армия присоединила часть Польши  к  СССР.  В 1941 году весной Ваню призвали на службу. Послужил немного и  так как западные украинцы считались послушными,  их  часто  учили  на сержантов. И Ваня поехал учиться в сержантскую школу в  Свердловскую область. Началась война. Они усиленно учились, голодали и их заедали вши. Был какой-то смотр. На смотре приезжий генерал спросил, как принято, о претензиях. Один курсант  вышел  из  строя  и сообщил, что их заедают вши. Не может быть? Курсант залез за  воротник и достал вошь. Все командование курсов сменили,  курсантов несколько дней подряд гоняли в баню с прожаркой одежды. Потом выпуск, новоиспеченных сержантов отправили на фронт.  Западных  украинцев до фронта не допустили.  Иван  работал  на  строительстве ТЭЦ-1 в Челябинске. В 1943 году военкомат послал его  в  Бузулук, где формировалась польская дивизия. Сидят два полковника  советский и польский. Поляк спрашивает по-польски, хочет ли Иван  воевать? Да. Пиши заявление о вступлении в польское  подданство.  Не буду. Почему? Мои родные находятся в советском подданстве, и я хочу быть вместе с ними. Иван вернулся на стройку.

Я спросил, бывал ли он на родине? Да, через три  года  после войны получил отпуск и приехал на родину. На третий  день  в  дом вошли бандеровский полковник с ординарцем и стал  угрожать  Ивану расстрелом, если он не вступит в бандеровскую армию.  И  дал  три
дня на размышление. Иван через два дня уехал обратно в Челябинск. Были у него родители и два брата. О их судьбе он не стал  рассказывать, упомянув, что их нет уже в живых. Родители могли  умереть естественной смертью, братья же, если вступили в бандеровцы,  погибли от советской пули. Если же отказались бы вступить,  то  погибли бы от бандеровской пули.

Иван Иванович окончил 4 класса польской школы и был довольно грамотным. Он даже показывал мне таблицу умножения на пальцах. Я ее конечно не освоил, но он довольно бегло с помощью пальцев перемножал одно число на другое.

Павел Каравдин, 5 мая 2012 г.