ЗАМЕТКИ НЕ ТОЛЬКО О ФРОНТОВИКАХ
(Ко дню победы)
1.За что меня посадили? Случайный разговор в трамвае. Старик рассказывает, что отслужил он действительную армейскую службу незадолго до войны. Стал работать на заводе. Тогда появились в продаже первые радиоприемники. Он купил, но приемник работал плохо из-за больших колебаний напряжения. Нужен автотрансформатор, но где его взять? Друзья пообещали сделать, но нужен хотя бы сгоревший трансформатор. Купил такой на барахолке. Сразу же на барахолке были арестованы продавец и покупатель. Судили одного за кражу государственного трансформатора, другого за покупку краденного. Продавцу дали три года. Покупателю - год.
Но началась война и покупателя отправили на фронт. До 43-го года воевал в пехоте, хотя имел военную специальность командира танка. В 43-м году вышел приказ Сталина использовать бойцов по специальности. Но боец был беспартийным. Командир же не может быть беспартийным. Утром в части состоялось партийное собрание и нового командира танка приняли кандидатом в члены ВКП(б) и он пошел в бой. В тот же день он был тяжело ранен и до конца войны лечился так и не став членом партии. И через много лет он недоумевает: "Не могу понять, за что меня посадили?" Я ответил ему: "Били своих, чтоб чужие боялись".
К этому рассказу к месту будет случай произошедший в 60-е годы на заводе в Челябинске. На этом заводе переместили забор и за забором осталась станина от станка весом в несколько тонн. Правоохранительные органы проявили бдительность и дали предписание убрать станину на территорию завода. Убрали. Прошло некоторое время. Заводские конструкторы работали над проектированием спецстанка и решили использовать готовую станину. Но станина бесследно исчезла. Так как она нигде не числилась, то ее сдали в металлом. Если бы она лежала за забором, то вероятность пропажи была в те годы ничтожно мала. Частнику было бы трудно организовать погрузку, вывозку и сдачу крупногабаритной станины в металлом.
2.Есть у меня землячка Александра Дмитриевна. Ее родителей раскулачили в свое время. Отобрали все имущество, но не выселили, потому что отец от всех передряг заболел и умер. Мать Шуры с двумя дочерьми скиталась по чужим людям. Когда началась война, мать посадили по 58-й статье на 5 лет. Младшую дочь Анну сдали в детдом, а Шуре было уже 18 лет и колхоз послал её учиться в райцентр на тракториста. Она училась, почти умирая от голода. Какой-то дед рекомендовал ей проситься на фронт. Там можно погибнуть, а можно и уцелеть. Здесь же без поддержки семьи стопроцентная гарантия гибели. И она была на фронте регулировщицей движения. Завозили по три девушки и оставляли на фронтовой дороге. Они должны были обустроиться, оборудовать кое-какое жилище и стоять на своем посту, указывая войскам путь. Два года не мылись в бане. После войны она работала на Челябинском металлургическом заводе оператором прокатного стана. Сейчас на пенсии. Ее сын живет в Москве. Её сестра Анна вышла замуж за челябинского немца и сейчас они живут в Германии. Сын Анны тоже в Германии. Случись война между Россией и Германией и двоюродные братья будут по разные стороны фронта.
Я спросил Александру Дмитриевну, есть ли у нее фронтовые награды. Она ответила, что нет. Награды давали тем, кто был приближен к штабам, тем кто был известен высшим командирам. А прочая многомиллионная масса была просто пушечным мясом. Эта масса учитывалась поштучно без фамилий. Погибло столько то солдат без фамилий.
3.Челябинский писатель Петр Михайлович Смычагин (1925 г.р) рассказывал, что в 1930 году семью его отца с четырьмя детьми раскулачили и везли со станции Увелка поездом до Тюмени, потом подводами до Тобольска и по Оби еще дальше на Север. В Тобольске ежедневно хоронили по многу детей (до 40 гробиков). Петр Михайлович окончил 7 классов и поступил в Тобольский техникум. Проучился месяц, надеясь на стипендию, но в тот год стипендию отменили. И он вернулся к своим родителям. В войну взяли его в Барнаульское пулеметное училище. Заболел плевритом. Лечили. Проходил медицинскую комиссию. Комиссия признала его негодным к военной службе, но узнав откуда он призывался и куда будет вынужден вернуться, решили послать его на фронт. Там может и не убьют, а на Севере после тяжелой болезни не выжить. Воевал. После войны лежал в госпитале с туберкулезом, умирал. Но узнав, что во время войны погибло около тридцати миллионов, он попытался построить всех погибших в колонну по 100 человек. И в бреду видел эту гигантскую колонну, в которой шли офицеры и рядовые, мужчины и женщины. И вдруг в последней шеренге колонны он увидел себя. После этого он начал выздоравливать. Утром попросил есть. Выздоровел. Окончил пединститут и стал писателем. Убежденно говорил, что лучше социализма нет системы.
4.Николай Николаевич Чежин родом с европейского Севера 1920 г.р.. Учился в деревенской школе в шестом классе, когда вышел указ об усилении борьбы с детской преступностью (после убийства Кирова). В школу стал ходить участковый, просить кого бы посадить, чтобы выполнить этот указ. В конце концов сдали Колю. Его отправили в детскую колонию на два года. Но вернулся он к матери только через пять лет весной 1941
года. Он ехал из Владивостока в Архангельск и ни разу за весь путь не мог купить хлеба. Его не было на станциях в продаже. Так как к весеннему армейскому призыву он опоздал, то военком дал ему направление для прохождения комиссии индивидуально. В поликлинике он попал к главврачу, который спросил, на что он жалуется. Николай ответил, что правый глаз у него слепой. А глазной врач в то время ушла в декрет. Врач рассвирепел. Тюремщик, хочешь улизнуть от армейской службы и написал, что Николай годен. И Николай два года воевал на Карельском фронте. Потом глаз у него заболел, и его отправили в госпиталь. После госпиталя проходил комиссию, которая обнаружив, что он слепой на правый глаз удивилась, как он попал на фронт. Демобилизовали. С шестью классами он работал корреспондентом какой-то газеты, но был уволен за критический материал из колхозной жизни. Потом Николай провел еще годы в лагерях, но выжил и вернулся. Работал столяром в Гипромезе. Но круг его интересов был обширен. Писал статьи на научные темы и даже кое-что удавалось ему опубликовать. Если бы он получил нормальное образование, то мог бы стать видным ученым.
Кстати сказать, в брежневские времена указ об усилении борьбы с детской преступностью был повторен и под него попал абитуриент десятиклассник Мешков Владимир Иванович. Отсидел год, потом окончил институт и работает инженером и главным металлургом.
5.Рафаил Рафаилович , немец из немцев Поволжья. В 1941 году заканчивал военное училище. Был на стажировке в воинской части на Украине. Началась война, отступал с частью. Тут вышел указ о переселении немцев в восточные районы. Его из армии отправили в тыл. Служил в охране пленных немцев.
6. Иван Иванович из Западной Украины. 17 сентября 1939 года Красная Армия присоединила часть Польши к СССР. В 1941 году весной Ваню призвали на службу. Послужил немного и так как западные украинцы считались послушными, их часто учили на сержантов. И Ваня поехал учиться в сержантскую школу в Свердловскую область. Началась война. Они усиленно учились, голодали и их заедали вши. Был какой-то смотр. На смотре приезжий генерал спросил, как принято, о претензиях. Один курсант вышел из строя и сообщил, что их заедают вши. Не может быть? Курсант залез за воротник и достал вошь. Все командование курсов сменили, курсантов несколько дней подряд гоняли в баню с прожаркой одежды. Потом выпуск, новоиспеченных сержантов отправили на фронт. Западных украинцев до фронта не допустили. Иван работал на строительстве ТЭЦ-1 в Челябинске. В 1943 году военкомат послал его в Бузулук, где формировалась польская дивизия. Сидят два полковника советский и польский. Поляк спрашивает по-польски, хочет ли Иван воевать? Да. Пиши заявление о вступлении в польское подданство. Не буду. Почему? Мои родные находятся в советском подданстве, и я хочу быть вместе с ними. Иван вернулся на стройку.
Я спросил, бывал ли он на родине? Да, через три года после войны получил отпуск и приехал на родину. На третий день в дом вошли бандеровский полковник с ординарцем и стал угрожать Ивану расстрелом, если он не вступит в бандеровскую армию. И дал три
дня на размышление. Иван через два дня уехал обратно в Челябинск. Были у него родители и два брата. О их судьбе он не стал рассказывать, упомянув, что их нет уже в живых. Родители могли умереть естественной смертью, братья же, если вступили в бандеровцы, погибли от советской пули. Если же отказались бы вступить, то погибли бы от бандеровской пули.
Иван Иванович окончил 4 класса польской школы и был довольно грамотным. Он даже показывал мне таблицу умножения на пальцах. Я ее конечно не освоил, но он довольно бегло с помощью пальцев перемножал одно число на другое.
Павел Каравдин, 5 мая 2012 г.