9 минус 5 плюс 3 равно 1

Алексей Дякив
   Я  никогда  не  ладил  с  математикой.  Стройная логика  цифр  никак  не  укладывалась  в  голове. Но  я  всегда  понимал  важность этой  науки  и  ее  прикладную  значимость. Наташа   давала  Елисею  примеры  на  одно  действие, которые  решались  с   трудом  и  редко  выходили  за  границы  первого  десятка.  Я  задумался: если  ребенок  решает  такие  примеры, почему  бы  не  пойти  дальше  и  не  усложнить  задания  настолько , насколько   это  возможно.  А  возможно  в  Елисее  спит  талант  будущего  великого  математика? Возможно   ли  пробудить  его  в  столь  раннем  возрасте?  Насколько  далеко  можно  зайти  по  этой  узкой  тропинке, обгоняя  время?
     После  старшего  брата  остались  прописи  за  первый  класс  и  мы  стали  решать  несделанные  задания. Вскоре  мы  подошли  к  решению задач, условия  которых  изложены  устно. Пришлось  попотеть, чтобы  логика  решения  стала  понятна  ребенку. «А  давай  сами  придумаем  задачку…  и  давай  на  два  действия.. то  есть  нужно  наитии  что-то  одно, а  потом  второе.. как?..  был  на  рыбалке?.. когда-нибудь  будешь, обязательно..  допустим, ты  с  другом  пошел   на  рыбалку… да, с  Вадиком..  на  пруд… не  знаю  какой, найдем  какой-нибудь  в  городе, только   чтобы  мама  знала , куда  вы  пошли..  допустим, в  пруду  было  пятнадцать  карасей, ты  поймал  на  четыре  карася  больше, чем  Вадик, который  поймал три  штуки… да, молодец..  нужно  узнать, сколько  осталось  рыбы  в  пруду  после  вашей  удачной  рыбалки..» Глаза  закатились,  пошли  гадания  и  попытки  оперировать  цифрами , которые  были  озвучены. «Надо  из  пятнадцати  отнять  четыре…  или  прибавить..» - « А  сколько  вы  поймали  карасей  вдвоем? Ведь  именно  на  это  количество  и  уменьшилось  число  карасей  в  пруду, верно? Правильно..  Как  узнать? Надо  сложить  твой  улов  и  Вадика.. да.. а  сколько  ты  поймал?. Сказано: Вадик  поймал   меньше  тебя  на  четыре.. значит, ты  поймал..  да, больше..  а  сколько? Молодец, на  три  больше, значит  первое  действие  в  задаче 3+4   равно… правильно… да, а  теперь  мы  можем  узнать  сколько  вы  всего  поймали?.. да, второе  действие 7+3  равно… записывай… если  вы  поймали  столько  рыбы, ее  количество  в  пруду  увеличилось  или… да,  а  насколько?.. молодец!» Процесс  придумывания  задач  пришелся  по  вкусу. Как  же  мы  любим  придумывать  себе  задачки , а  потом  героически  их…  да. То, что  ребенок  в  шесть  лет  решал задачи  на  несколько  действий, казалось  мне  большим  достижением. До  школы  был  еще  месяц  и  я  чувствовал, что  этим  летом  мы  поставим  немало  рекордов. Что  же  можно  придумать  еще?
   Умножение   не  пошло. Я  не  стал  углубляться  , и  решил  закрепиться  на  завоеванном  плацдарме. Ребенок  привык  решать  примеры  на  одно  действие,  и  мне  стоило  многих  слов  дабы  объяснить  ему, что  действий   может  быть  и  больше. Через  пару  занятий  мы  уже  решали  примеры  на  три  действия, сначала подписывая  первый  результат  карандашом  над  цифрами, а  потом  запоминая  в  уме.
   «Понимаешь, Елисейка, в  математике  есть не  только  сложение  и  вычитание. Действий  на  самом  деле  великое  множество. Математика-  большое  поле  для  фантазии. Ты  привык  решать примеры  слева  направо. Это  правильно. Но  некоторые   правила  имеют  исключения. Пример… Когда  мы  решали  задачку  про  рыбалку, то  последовательно  считали  каждое  действие… да. Но  иногда  требуется   записать  все  действия  вместе, в  строчку  или  в  столбик.. Да, можно  и  так.. Так  вот, если  это  сделать, сохраняя  последовательность, то  наше  решение  выглядело  бы  как  15 – ( 3+4 ) - 3 … Это  скобки, они  показывают, какое  действие  необходимо  делать  в  первую  очередь… Да, в  первую… А  потом  пример  решается   как  обычно,  слева  направо…»
    Вот  тут  стало  сложно. Чтобы объяснить  ребенку, привыкшему  к  безусловности  правил, что  правила  могут  меняться, причем  тогда  и  так , когда  и  как  удобнее, потребовалась  не  одна  чашка  чая  и  не  один  килограмм  печенья. Я  понимал, что  ступаю  на  тонкий  лед  и  что  необходимо  разграничить  правила  математики  с  правилами  дорожного  движения, которые   читаются  ,как  и  написаны, строго  слева  направо. Пришлось  даже  использовать  непререкаемый  авторитет  мамы – если  мама  говорит, значит, так  и  есть, а  математика – наука  и  в  ней  можно  многое.
   Апогеем   просветительских  трудов  меня  и  шестилетнего  Елисея  явились  примеры  на  три  действия  со  скобками, стоящими  то  вначале  примера, то  в  конце, а  под  конец  я  дал  ему  задание  самому  расставить  скобки  в  примерах  типа  9 – 5 + 3 = 1   и    примеры  на сравнение  «больше-меньше»       8 +( 9-2 ) … 6-3 + 5    в  пределах  двух  десятков.
     Мне  и  во  сне  не  снилось, что  ребенок  его  лет  способен  решать  такие  примеры.  Мы  обгоняли  время. Мы  испытывали, на  что  мы  способны. Только  потому, что  я  решил  «перегнуть  палку» , мы  достигли  подобных  результатов.  Мы  шли, взявшись  за  руки, по  тропинке  в   зарослях  джунглей, по  сторонам  с  ветвей  деревьев   свешивались  змеи  и  раскачивались  на  лианах  обезьяны, а  впереди  вставало  солнце – жаркое  и  красивое  до  боли  в глазах, освещающее  неизведанный путь. Что  это  за  пути? Берега  каких   миров?  И  как  далеко  мы  можем  заплыть  на  бригантине  любознательности  по  теплому  морю  неизведанного? Кто  знает… 
   Возможно, когда-нибудь  ты  вырастешь  в  большого  ученого  человека.  И  наши  наивные  занятия , возможно, лягут  мелкой  пылью  в  основание  огромного  здания  знаний, которое  построишь  ты   сам… Так    будь  же  счастлив, малыш!..