Анализ сигналов неосознанного общения, продолжение

Лариса Викторовна Светличная
Инстинктивное поведение не зря выглядят «разумным», а изолированные рефлексы –«тупыми».  Ибо изолированные от инстинкта рефлексы возникают автоматически, в ответ на сигнал в ситуации, для которой они не предназначены.  А в составе исполнительной программы инстинкта полученная информация анализируется.
Например, когда  незнакомые женщины, ограниченного и злобного вида,  коллективно по надуманному поводу или без повода нападают на человека в мирной очереди, который выглядит  больным, уставшим, раздражённым или "неуверенным в себе", т.е. незащищённым. Но иногда они ошибаются в своём сознательном выборе и остаются без рефлекторной радости победы, ибо выбранная ими жертва может на них отреагировать не так,  как они рассчитывали.
Очевидно, что смысла в этой борьбе нет. Это только удовлетворение инстинктивного влечения к агрессии (ибо без агрессивности нет победы и нет рефлекторной награды за неё). И осознанное или неосознанное стремление восстановить своё психическое равновесие или получить удовольствие.

Некоторые доступные для наблюдения безусловные рефлексы общения осознаются (например, рефлекторная радость победы), т.е.  в их анализе принимает участие осознанное мышление  (к слову, вне инстинктивного влечения к агрессии, т.е. без желания, рефлекторная радость победы очень бледная, как бы редуцированная). Вслед за изолированным от инстинкта рефлексом ничего не происходит. Впечатление, что эффект изолированной рефлекторной реакции анализируется только разумом. А когда этот же рефлекс работает в составе исполнительной программы инстинкта, полученная информация анализируется низшим мозгом, так как после этого включается следующая соответствующая программа инстинкта, тоже состоящая из цепочки рефлексов.

Во время инстинктивного общения можно наблюдать, как переплетается между собой общение на немом инстинктивном языке и посредством безусловных рефлексов.
Например.
«Я тебе нравлюсь?» -   спрашивает лидер на немом  инстинктивном языке. Он задаёт этот вопрос СОЗНАТЕЛЬНО И ПРОИЗВОЛЬНО, но неосознанно, на уровне немого сознания. А тот, кому он задал вопрос, отвечает ему «Да» или «Нет» НЕПРОИЗВОЛЬНО, РЕФЛЕКТОРНО, солгать  невозможно.

В одной ситуации рефлексы энергетической психической агрессии работают в рамках социального инстинкта, а  в другой — как проявление инстинктивного влечения к агрессии.  И их конечный результат отличается.

Пример из статьи «Лидер и изгой» с пояснениями.

«Вошла ИОЛ. Сразу посмотрела на меня и тут же попыталась УНИЗИТЬ».
Это — энергетическая агрессия и одновременно общение на немом инстинктивном языке.

«Я ощутила себя на несколько секунд УНИЖЕННОЙ».
Это — ранение энергетической оболочки энергией лидера.

 «...но это не вызвало у меня возмущения или обиды, я ОХОТНО ПРИЗНАЛА ЕЁ ПОБЕДУ над собой».
А это — реакция не разума, а инстинкта. Если бы я реагировала на уровне речевого сознания и разума, я бы ощутила обиду и возмущение. Как было до этого всегда.

«Она едва заметно ПОБЕДНО УЛЫБНУЛАСЬ с чувством превосходства и явно привычного удовлетворения...».
Это и есть рефлекторная радость победы, но в составе социального инстинкта.

«...а вслед за тем на её лице отразилась ласковая снисходительность».
В случае  работы этого рефлекса в составе инстинкта агрессии возникает РЕФЛЕКТОРНОЕ ПРЕЗРЕНИЕ к побеждённому.

«И тут же вся моя душа потянулась к ней и раскрылась перед ней, как бы жалуясь и умоляя о помощи».
Это была непроизвольная реакция, т.е рефлекс.

«На её лице отразилось понимание и сочувствие».
Похоже на реакцию немого сознания.

«Затем она пристально посмотрела на меня, взглядом, в котором был запрос: «Как я тебе?».
Это — общение немого сознания на немом инстинктивном языке.

«И я НЕПРОИЗВОЛЬНО ощутила прилив нежности к ней».
Очевидно, это — рефлекс.

«Как идёт ей розовый цвет в сочетании с белым халатом»! – подумала я. Она мне очень нравилась.
На самом деле я к ней равнодушна. Очевидно, это была реакция немого сознания. Я осознаю и немой язык, и все свои рефлекторные реакции. Но в тот момент моё доминирующее речевое сознание было в приглушенном состоянии и не могло помешать работе инстинкта.
 
«Занятие быстро закончилось. После этого ИОЛ пригласила меня к себе в кабинет и стала учить меня тому, что я обязана была знать и знала уже очень давно».
Т.е. она снова старалась меня унизить.
Она знала, что у меня — высшая категория врача СМП, что я работала на кардиологической бригаде, и должна знать, как нужно делать внутрисердечные инъекции. Она знала, что мне её советы никогда не пригодятся, так как  линейным бригадам это делать ЗАПРЕЩЕНО. Её объяснение  было ненужным. С точки зрения разума оно не имело смысла и выглядело желанием обидеть. Но с точки зрения инстинкта её инстинктивное желание унизить меня имело очень большой смысл: моё унижение должно было включить следующий рефлекс в исполнительной программе социального инстинкта.
Она делала это сознательно, ибо слова — это работа речевого сознания. Но её действия направлял лидерский инстинкт, заставляя её унизить меня. А её сознание уже придумало конкретное содержание для этой завуалированной агрессии, поскольку она говорила ласково и доброжелательно, пристально вглядываясь в мои глаза.

«Но я не ощущала обычного в таких случаях протеста и обиды, я  НЕПРОИЗВОЛЬНО  ловила каждое её слово, ощущая к ней БЛАГОДАРНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ за науку. Я как будто забыла, что я всё это знаю. Вскоре её лицо осветила ЧИСТАЯ РАДОСТЬ, она смотрела на меня с УВАЖЕНИЕМ И ДОВЕРИЕМ, как смотрят на единомышленников и соратников. ....  Она признала меня членом своей социальной группы».
 
У меня и, вероятно, у неё тоже, это были рефлекторные чувства в рамках социального инстинкта. Ибо это была та же самая женщина, которая инстинктивно ненавидела меня и инстинктивно подвергала  травле в течение 2-х или 3-х лет вплоть до описываемого момента. А я раньше ощущала к ней обиду, возмущение и страх.

Инвазивные исследования на мозге животных и людей показали, что в гипоталамусе обнаружено множество центров различных эмоций, чувства удовольствия и неудовольствия. А в миндалинах  размещены программы социального поведения и также обнаружено множество центров положительных и отрицательных эмоций: и в гипоталамусе, и  в миндалинах, и в некоторых других местах лимбической системы.

ЗАЧЕМ центры удовольствия и неудовольствия ДУБЛИРУЮТ друг друга? Можно предположить, что каждая структура мозга, в которой размещены инстинктивные программы поведения, имеет свой собственный аппарат поощрения и наказания.
Т.е. в той структуре, где рефлексы возникают в составе исполнительной программы инстинкта, там они первоначально и анализируются. Если сознательное поведение индивида в ответ на инстинктивное влечение удовлетворяет это влечение, - включается реакция поощрения, он  ощущает радость и удовольствие, изменяется всё его энергетика. Не соответствует - страдание.
Какая структура мозга анализирует сознательное социальное поведение под влиянием инстинктивного влечения? Вероятно, тоже миндалины, так как именно в них расположен социальный инстинкт и центры удовольствия и неудовольствия, награждающие за правильное сознательное поведение или наказывающие за неправильное.
 
Все управляющие структуры лимбической системы как бы разумны. Только кора работает, как счётное устройство. 
Возможно, в миндалине левого полушария находится оператор осознанного мышления. Ведь не что иное, как инстинктивное влечение к познанию заставляет людей исследовать неизвестное; в миндалине правого полушария - человеческая душа, управляющая высшими эмоциями, а в гипоталамусе - вторая часть души - "животная", которая управляет всеми процессами в организме; а в таламусе - оператор неосознанного мышления. Холодный трезвый разум без эмоций.