Марсель Альбер, Герой Советского Союза

Николай Сологубовский
 


Марсель Альбер – Герой Советского Союза. Французский летчик. Приговоренный к смерти. Пилот эскадрильи «Нормандия-Неман». Американский олигарх.

От публикатора.
3 мая 2012 года. Я отметил 70-летие создания эскадрильи «Нормандия-Неман» со школьниками города Иванова. Они создали Музей «Нормандия-Неман» и берегут его как зеницу ока. Я расскажу о них, а их рассказы вы увидите в YOUTUBE.

Сегодня, 3 мая – праздник. Советских и французских летчиков вспоминают в Национальном Музее авиации в Бурже (Париж). И в Иваново, где на советском аэродроме в 1942-1943 гг. осваивали советские самолеты французские патриоты. И потом били фашистов. И погибали за Родину, за Великую Францию!

Они тоже приближали День Победы! Общий день Победы!

9 мая 1945 года мы были боевыми союзниками

С праздником Победы, дорогие российские и французские друзья!

Сегодня слово – Герою Советского Союза, французу Марселю Альберу, который провел последние годы своей жизни в США. И скончался в 2010 году. Вот что он рассказал…


Интервью с Марселем Альбером

Французский вебжурнал Simulation France Magazine взял интервью у американского олигарха Марселя Альбера. Он же - бывший пилот эскадрильи "Нормандия-Неман". Герой Советского Союза.

Благодаря Пьеру Перруке мы получили возможность взять интервью у его друга Марселя Альбера, долгое время проживающему в США. Телефонный разговор состоялся 16 ноября 2006 г. накануне 89 летия этого великого аса...

Жорж Гийом: Мосье Альбер могли бы Вы коротко обрисовать вашу карьеру и Ваши успехи?

Mарсель Aльбер: Я участвовал в 37 боевых вылетах во время войны во Франции, в 15 в Северной Африке (в том числе Мерс-эль-Кебир), 47 боев во время службы в Великобритании, из них 15 над оккупированой территорией Франции, и 199 боевых вылетов в России. Я сбил 24 самолета противника.

ЖГ: Вы сами бывали сбиты или подбиты?

M.A: Нет, меня никогда не сбивали. Однажды мой самолет был пробит. Я получил две пробоины. Это было в октябре 1944 г. Я обстрелял Юнкерс 87, который загорелся. Я приблизился и увидел заднего стрелка, который повернул в мою сторону свой пугач и выстрелил. Я ответил очередью. Только по возвращению на аэродром я увидел, что он меня задел.

ЖГ: Какие бои над Францией Вы запомнили?

M.A: Бомбардировки Парижа немцами в 1940. Мы действовали с аэродрома в Мо и потеряли двух пилотов. Я обстрелял несколько немецких самолетов, но безрезультатно.

ЖГ: Вы долго думали, прежде чем принять решение бежать в Гибралтар?

M.A: Нет, скорее совсем не долго думал... ко мне пришли Дюран и Лефевр и предложили бежать вместе с ними. В этот день у меня не было полетов и мне пришлось обратиться за разрешением на вылет к Пьру Сальва, который разрешил вылет для ведения учебного боя. Я взлетел и улетел в Гибралтар без проблем.

ЖГ: Какие последствия для Вашей семьи и Ваших близких имел Ваш побег?

M.A : Меня приговорили к смертной казни. Я до сих пор храню приговор. Жандармы явились в Орли что бы повесить приговор на двери дома моей матери и на двери мэрии. Они сказали, что не могут не повесить приговор, но что они ничего не станут делать, если его сорвут. Моя мать сорвала оба листа с приговором. Ей и моей сестре повезло, что это осталось без последствий, они рисковали быть депортированы.

ЖГ: Какого рода боевые задания Вы выполняли в Великобритании?

M.A: Вылеты на Спитфайерах II, прикрытие морских транспортов, разведка, вылеты по тревоге. По сути, Спитфайер не плох, но ничего особенного, и лучше было на нем не встречать немцев - вооружение в крыльях было так себе, ни расположения, ни мощи против бомбардировщиков

ЖГ: Почему Вы отправились в Россию?

M.A: Когда мы встречались с Де Голлем, мы были в одних носках, без копейки в кармане. Он выдал 30 фунтов каждому пилоту на личные надобности. Мы его спросили - можно ли нас отправить в Россию, поскольку русские вели настоящую борьбу, тогда как в Англии мы имели редкие бои с малым числом самолетов. Россия это было где то очень далеко. Один пилот даже сказал, что пока мы доедем война кончится...

ЖГ: Почему был выбран Як-1?

M.A: Если бы мы захотели Hurricane, мы бы их получили. Но мы были в России и желание летать на русских самолетах было естественно. Это был лучший самолет на тот момент, превосходящий остальные. Як-1 это хороший самолет.

ЖГ: Существовала ли разница ведения воздушных боев в небе Франции, Англии или России?

M.A: не особенно, просто в России было намного больше боев. Часто немцы уклонялись от боя. Русские были очень цепкими и на них можно было положиться. Они держали слово, если они обещали что то, то обязательно выполняли.

ЖГ: Какие миссии Нормандии-Неман Вам больше запомнились?

M.A: Во время моего первого боевого вылета я оказался на 150 км в глубь линии фронта на территории противника, и мой самолет заглох. Винты вращались, но мотор не работал. Я пролетел 3500 метров в легком пике. Я подумал, что приземлиться возле какого нибудь поселка - не лучшая идея, поскольку там будет полно немцев, и меня сразу расстреляют. Прыгнуть с парашютом, означало "потерять сапоги и оказаться в одних носках по снегу". Я решил попробовать ручной подсос горючего в мотор, и через 20 качков он завелся.

ЖГ: Что Вы думаете о русских самолетах, на которых Вы летали?

M.A: Лучший самолет - это Як-3. Он был лучше всех других самолетов, в том числе английских и американских. Плюс у него было мощное вооружение, пушка 20 мм и два пулемета, калибра 12,7, делавших 1500 выстрелов в минуту. Одно время были даже самолеты с пушкой 37 мм, это было потрясающе. Он был такой длинный, что мы летали как на пушке. Он был тяжелый и в каждый выстрел чувствовался выход снаряда из ствола и запах пороха.

ЖГ: Что Вы думаете о советских пилотах, которых Вы встречали или сопровождали в вылетах

M.A: Это были великолепные пилоты. Они сражались за свою Родину и не думали ни о чем другом. У меня самые теплые воспоминания о них.

ЖГ: Что Вы думаете о немецких самолетах, которые Вы встречали и сбивали?

M.A: Во время одного из моих первых боев, 4 FW 190 атаковали дорогу. Я направился на них и выстрелил в первый, затем во второй, в третий и четвертый. Два ушли в штопор, и мне показалось, что и третий. Позднее русские подтвердили, что все четыре самолета упали с пилотами в кабинах.

ЖГ:Были ли немецкие самолеты лучше русских ?

M.A: Немецкие бомбардировщики были лучше русских, кроме Пе-2, который был быстрее. Русские получали фотографии на скорости в 600 км/ч. В 1944-45 г. немцы часто отказывались от боя, если знали, что в воздухе французы из Нормандии-Неман. Или что в воздухе Шестой.

ЖГ: Они знали, что шестой номер это Вы?

M.A: Да, мы слышали их разговоры по радио.

ЖГ: Кого из пилотов Нормандии-Неман Вы могли бы отметить?

M.A: Никого. Каждый делал свое дело, и не очень то забавное дело. У нас не было страха.

ЖГ: Вам никогда не было страшно?

M.A: Нет, мне не было страшно, потому что я никогда не испытывал настоящей опасности.

ЖГ: Такие летчики, как Хартман, описывают свой метод сбивать самолеты. Существует ли метод Альбера?

M.A: Нет, у меня не было специального метода. Я полагался на удачу, и мне везло. В воздушном бою важно видеть далеко, а у меня было хорошее зрение и я всегда видел, когда появлялся противник.

ЖГ: Как закончилась служба в Нормандии-Неман для Вас?

M.A: В декабре 1944 я прибыл в отпуск во Францию через Каир и Алжир. Это Де Голль прислал за нами свой самолет, что бы мы могли побывать во Франции. В Алжире мы задержались свыше предусмотренного времени и опоздали на самолет, он улетел без нас и пропал без вести, хотя на нем был опытный пилот. Я вернулся в Россию в конце войны. Последний вылет должен был быть на Данциг, где немцы все еще сопротивлялись. Соваж мне дал свой самолет, "пятерку". Моторы уже завели, когда русские нам сообщили, что немцы капитулировали, и этот вылет не состоялся. Война закончилась. Столько русских погибло. Бедные ребята.

ЖГ: Что стало с Яком-3, на котором Вы вернулись?

M.A: На нем еще летали многие летчики, пока он не пошел в металлолом.

ЖГ: Какой урок Вы извлекли из этих лет войны?

M.A: Никакого особенного урока, кроме того, что мне повезло остаться живым.

ЖГ: Чем Вы занимались после 1945 г.?

M.A: Я служил в испытательном центре в Оранже.Там однажды мне пришлось сажать загоревшийся самолет с десятью пассажирами на борту. Самолет зацепился за деревья и взорвался. Меня выбросило, и я уцелел, не знаю, как и почему. Я шел пешком, и один мальчишка меня заметил, меня разыскивали в течении 6 часов. Этот мальчишка сообщил, где я, в это время уже начали раскапывать место взрыва в поисках моего трупа.

ЖГ: с чем связано Ваше желание оставаться столь незаметным?

M.A: Никто ничего у меня не спрашивал, а у меня было очень много работы, что бы писать воспоминания.

ЖГ: Что значит Нормандия-Неман для Вас сегодня?

M.A:. Я получал несколько писем от летчиков. Единственный более менее постоянный контакт у меня был с Риссо и Де Ля Пуапом.. Де Ля Пуап недавно приглашал меня во Францию.

ЖГ: Знаете ли Вы, что существует множество людей, которые любят "летать" на компьютерных симуляторах и которые увлекаются Нормандией-Неман? Что бы Вы могли им сказать?

M.A: Cлава Богу, они не рискуют получить пулю.


перевод на русский язык © С.В.Дыбов