Блуда и МУДО Алексей Иванов

Мальхан
Алексей ИВАНОВ «Блуда и МУДО» - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 576 стр. Тираж 28 000 экз.

Примерно год назад я прочитал первую (для меня) книгу этого автора. В мои руки тогда попала книга «Географ глобус пропил». Удивительное дело – пересказать сюжет книги Алексея Иванова невозможно. Можно описать только внешнюю канву событий, которая даёт лишь отдалённое понятие о происходящем. Кто-то утверждает, что основной разговор там идёт о пьянстве. Лично мне так не показалось.
Когда я увидел в магазине книгу «Блуда и МУДО», то не раздумывая заплатил – знал, что читать этого писателя мне будет интересно. И я не ошибся.
Говорить, что в этой книге главная тема – блуд, не более справедливо, чем сводить «Пропитый глобус» к пьянству. И тем более несправедлив отзыв о перелицовке «Географа» в провинциального художника.
 
Сам Иванов говорит о том, что: «Если образ снова и снова выстраивается по одним и тем же опорным точкам (отношение героя к семье, к Богу, к работе, к родине, к женщинам, к детям, к выпивке), это не значит, что везде – один и тот же герой (пусть и навыворот). Эти опорные точки – основные в самоидентификации человека, и менять их – глупое оригинальничанье. А поиск ключа, который превратил Служкина в Моржова, я могу уподобить поиску ключа, который превратил Родиона Раскольникова в Анну Каренину. Такого ключа нет».

Попытаюсь (хотя бы пунктиром) дать представление об этой большой книге. Провинциальный городок Ковязин. Бывший Дом пионеров, который ныне носит гордое имя: «Муниципальное учреждение дополнительного образования «Родник» города Ковязин» - скрытая аббревиатура «МУДО».
Летняя заморочка – неожиданно выясняется, что по давнему (прошлогоднему) объявлению в местный летний лагерь детского отдыха приедет группа американцев. Деньги от американцев уже получены.
Начинается лихорадочная деятельность – срочно формируется преподавательский коллектив лагеря (куда входят почти все руководители кружков бывшего Дома пионеров). Приходится приводить в порядок и заброшенную территорию пионерлагеря "Троельга", и срочно находить местных детей для этого возрожденного детского лагеря отдыха. А детишки эти из категории трудных подростков.
Преподаватели-то и сами люди вполне земные и не идеальные. В некоторых  из них живёт настоящая забота о детях (хотя о своих нуждах и потребностях никто не забывает).

Один из самых талантливых педагогов частенько выпивает лишку, и тогда рождает невероятные гипотезы. Вот только один из таких монологов Щёкина:  «Вселенная – это безграничный объём хаотической информации. Я назвал этот объём блудой, потому что более точного термина придумать невозможно. Бывает, что в блуде из коацервативной капли какой-нибудь глупости внезапно самозарождается изолированная структура. То есть появляется некая сущность – смысл. Такую сущность я назвал мудо. Чтобы смысл уцелел, чтобы структура была устойчива, то есть чтобы мудо не растворилось в блуде, необходима некая предохранительная оболочка. Такую оболочку я назвал троельга.
Разные мудо плавают в блуде и иногда сближаются. Ударяются или трутся друг о друга троельгами. В зоне трения физический мир испытывает напряжение, законы природы деформируются. И происходят разные необъяснимые с точки зрения физики явления. Например: НЛО, Бермудский треугольник или зарплата бюджетников».

Но действие повести (а жанр определён именно этим словом) не ограничивается узкими рамками. Щедрыми пастозными мазками сделана картина провинциального быта, местных нравов (весьма характерных), сращивания криминала и милиции, корыстолюбивых интриг городских чиновников.

Вот отрывок из спора героев Алексея Иванова: «Критерий подлинности – это не справка эксперта, подтверждающая происхождение артефакта. Это умение самостоятельно отличать настоящее от ненастоящего. Точнее – и важнее, - пригодное от непригодного, если мы о прикладном смысле… Культура, особенно сейчас, даёт нам огромное, просто безумное количество образцов, моделей, стратегий…  Но в реальных условиях конкретной территории… даже не территории, а локуса… далеко не все из них жизнеспособны или полезны…
- В единстве географии, этноса и культуры всегда можно определить некие общие стилистические свойства, культурный код. То есть набор оправданных решений.
- Мы живём в общем мире. Зачем нужен какой-то собственный культурный код?
- Мир общий, но не одинаковый. Ведь в Африке вы не наденете того, что будете носить в Арктике. В Швеции за поцелуй вас в ответ поцелуют, а в Аравии зарежут.
- Это просто обычаи.
- Хорошо. В Полинезии из пожара спасут вас, а дети сгорят, а в России – наоборот. Это уже ценности, а не обычаи. Ценности формируются культурным кодом.
- Подлинное – это то, что соответствует культурному коду. Овладевая критериями подлинности, человек может идти в одну сторону – и постигать свой культурный код, идти в другую сторону – и отбирать из огромного ассортимента предлагаемых стратегий те, которые будут здесь работать, потому что органичны. Я говорю о том, что очень многие вещи кажутся нам совершенно разумными, логичными, красивыми… Но проверишь их критерием подлинности и видишь, что они – не для нас. Можно играть с ними сколько угодно, но упаси бог делать их конструктивной основой жизни. Всю жизнь поломаем. Это как в любви. Люби сколько хочешь, но замуж – не надо».

Алексею Иванову очень удаются короткие и меткие определения, которые становятся своеобразными мемами в среде читателей. К таким мемам можно причислить сокращение ПВЦ – Призрак Великой Цели. Или так называемый Кризис Вербальности – когда в каждой фразе нужно искать подтекст, а чтобы объяснить разговор требуется литературовед. Одно из самых запомнившихся определений, которое встретил в этой книге – Пиксельное Мышление.
А первый признак пиксельного мышления – уверенность в своей полной правоте.

Обо всём этом подробней читатель узнает только тогда, когда прочитает всю книгу самостоятельно. А чтение вам предстоит увлекательное!