Полоски и кружочки

Алексей Дякив
     Комнатка  25 квадратных  метров  с  двумя  окошками. Утром  солнце  светило  в  одно, а  вечером  заглядывало  во  второе. Маленькая  однокомнатная  квартирка  в  Октябрьском. На  втором  этаже . Поближе  к  солнышку..
    Когда  я  появился  в  этой  семье, Елисей  уже  почти  два  года  ходил  в  музыкальную  школу. Был  лауреатом  разных  конкурсов, насколько  может  быть  лауреатом  мальчик  пяти  лет. Он  старался, и  ему  нравилось  заниматься  музыкой. Но  однажды  из-за  проблем  со  здоровьем  пришлось  отказаться  от  занятий  в  «музыкалке».  И  интерес  к   стал  угасать. Занятия  дома  потеряли  актуальность, навыки  забывались, так  что  через  год, когда  он  пошел  в  школу  снова, половину  из  них  пришлось  восстанавливать  с  нуля. К  тому  же  начались  занятия  по  нотной  грамоте – предприятие  сложное, требующее  к  тому  же  сильного  образного  мышления. Нотный  стан, длительности, размеры – все  ново  и  неповоротливо. Я  следил  за  Елисеем  и  видел, что  занятия  музыкой  для  него  превратились  однажды  из  почти  развлечения  в  серьезную    умственную  работу, которая  никак  не  хотела  делаться  сама.  На  конкурсы  теперь  выставлялись  произведения  сложней, где  ошибаться  нельзя  было  никак.  А  длительности  нот  на  бумаге  и  вылетающие  из-под  смычка  зачастую  не  дружили, должного  внимания  заучиванию  нотной  грамоты  не  уделялось  по  причине  скоротечности  уроков, а  кривые  строчки  нот  в  школьной  тетради  никак  не  хотели  раскрывать  свои  секреты. Я, окончивший  училище  культуры  и  проглотивший  курс  музыкальной  школы  за  восемь  сессий, понимал, что  не  так  далеко  то  время, когда  начнутся  проблемы  с  чтением  нотного  письма, без  которого  просто  никуда, и  придется  начинать  все  заново, с  азов. Поэтому, чтобы  не  упустить  момент  текущего  времени, я  сходил  и  поговорил  с  музыкальным  руководителем Елисея  и , получив  понимание  и  примерный  план  работы, засучил  рукава.
      Садик  закончился, и в  ожидании  школы  Елисей  сидел дома, занимаясь  лепкой, конструированием,  написанием  «газет» маме  и  рисованием. Я  работал  «на  себя»  и , когда  не  было  заказов, на  меня  ложилась  не  только  уборка  и  готовка, но  и  занятия  с  ребенком.  Но  как  заинтересовать  ребенка , как  сподвигнуть  его  к  учебе, как  объяснить  необходимость  занятий, как  нарисовать  в  его  сознании  цель ? О.. что  я  только  не  придумывал, как  только  не  старался  объяснить  ему  максимально  приближенными  к  «по-взрослому»  словами, что  у  него  все  получится, если  хотя  бы  час  в  день  уделять  внимание  скрипке  и  нотам, что  скоро  его  сверстники  будут  «читать  с  листа», а  он  будет  заново  знакомиться  со  скрипкой…   После  кивка  головой  сегодня  завтра  начиналось  все  сначала.  После  нескольких  занятий  стало  ясно  , что  заинтересовать  Елисея  занятиями  и  сделать  так , чтобы  они  были  продуктивными, – задача  со  многими  неизвестными. Через  15 минут  скрипки  начались  кружки  чая и  пробежки  в  туалет, закатывание  глаз  и  забывание  только  что  проигранного. А   мои  мечты, чтобы  он  занимался  самостоятельно  хоть  отчасти, таяли  как   печенье  в  вазочке  на  кухне. Мне  срочно  требовалась  волшебная  палочка, которая  помогла  бы  Елисею  усвоить  не  единожды  говоренное, а  заодно  и  длительности  нот, а  еще - как  они  выглядят, и  не  плохо бы  - сколько  их  размещается  в  одном  такте  в  партитуре  и  почему, и  обязательно – как  правильно  их  играть. Но  возможно  ли  такое?
      Представьте – да! Однажды  теплым  летним  утром, как  луч  солнышка в  окошко, меня  посетила  светлая  мысль, и  я  спросил  Елисея  , какая  музыка  ему  нравится. Он  прищурился  и  сказал: «Та  которую  мама  крутит  целыми  днями.»  И  это   оказалась  Ванесса  Мэй – известная  скрипачка. Ну  конечно! Тогда  я  спросил: « А  ты  хочешь  сам  писать  музыку?» Вы  бы  видели  его  глаза:  «Я?..  Сам?..  Я  не  умею..» - «Умеешь, просто  еще  не знаешь  об  этом. Неси тетрадь..»  И  начался  процесс  творчества! Мы  писали  музыку!  На  задней  странице  нотной  тетради, перевернув  ее  вверх  тормашками, покачивая  ножкой  в  синем  носке  и  глядя  так , как  смотрят  дети  на  свои  рисунки  в  момент, когда  открываются  только  им  ведомые  волшебные  миры, Елисей  выводил  на  ровных  нотных  линейках  непослушной  ручкой  черные кружки нот:  с  хвостиками  и  без, одну  на  нижней  , а  вторую - «Давай  здесь?..» -   через  линейку;  тут  же  вспомнилось ,что  в  целой  две  половинки  или  четыре  четвертных, поэтому  , если  мы  придумываем  музыку  в  размере  четыре  четверти, то  и  четвертных  в  одном  такте  будет  четыре…  Работа  кипела!  Я  воочию  видел, как  Елисей  на  практике  делал  то, что  совсем  недавно  было  для  него  лишь  словами.  «А  сыграть  сможешь?» Он  рванулся  за  скрипкой  и  через  секунду, стоя  у  своего  маленького  столика  с  тетрадкой, как  на  сцене  вытянувшись  в  струнку, играл  свои  неровные  нотки, а  я  отстукивал  пальцами  ритм. «Не  очень  что-то…» - «Где?.. Тогда  давай  попробуем  вот  эту  нотку  опустить  на  линейку  ниже…  и  разбить  ее  на  две  нотки, сыграть  их  слитно, а  остальные  отрывисто…» - « А  здесь  вместо  ноты  можно  паузу…  она  же  как  нота  тянется..»  Я  улыбался.  Процесс  свободного  творчества  на  моих  глазах  собрал  воедино  разрозненные  частички  информации, подстегнул  фантазию, пробудил  интерес  и  расправил  крылья. Процесс  обучения  рванулся  вперед  и  результаты  превзошли  мои  ожидания. Елисей  уже  и  не  смотрел  на  меня, сам  писал, зачеркивал, творил. «Я  и  ребятам  в  садике  расскажу!..»  Елисей  еще  «ходил  в  садик». Я  не  стал  говорить, что  садик  закончился  и  что  многих  ребят он, возможно,  больше  никогда  не  увидит. Никогда – слишком  много  для  ребенка.  У  него  есть  только  «сейчас».  А  сейчас  он  писал  музыку.