В День Воскресения, просветимся люди...

Антон Данилец
В одной из газет Ленинградской области, (PROотрадное, городок Отрадное) мне предложили вести постоянную рубрику "Духовные беседы". Эта работа представилась мне интересно, и я счел возможным опубликовать эти статьи на ресурсе "Проза.ру". Возможно эти материалы будут интересны читателям: (Данила Бестужевский - мой псевдоним, Мстислав Данилец - мой сын, помогает мне в работе над материалами этой рубрики)
Свет Христова Воскресения:
«В  День Воскресения, просветимся люди...»
Праздник Светлого Христова Воскресения в 2012 году отмечается 15 апреля. Для православных христиан Пасха Христова - главное событие года. В ряду всех христианских праздников Пасха есть высочайший, радостнейший и торжественнейший - праздник праздников и торжество торжеств.
К такому событию, как Пасха, надо готовиться. И подготовка эта заключается в борьбе с грехами, осознании и преодолении их. И если это происходит, тогда действительно Пасха - это истинная радость, награда человеку.
Именно поэтому, готовясь к светлому и радостному празднику, мы вновь обратимся к настоятелю Храма Иоанна Милостивого в городе Отрадное, протоиерею Василию Стойкову.

Данила Бестужевский: Добрый день, отец Василий. Действительно, Светлое Христово Воскресенье для православных в полном смысле этого слова является «Праздником – праздников». Преподобный Серафим Саровский говорил: «…любой земной царь в награду своим подданным раздает подарки, так и Бог верующим дает особый, благодатный подарок. Вот такой благодатный подарок от Бога мы получаем в празднике Пасхи». Расскажите, пожалуйста, о сущности  праздника Пасхи и его значении в  жизни христианина?
Протоиерей Василий Стойков: Значение праздника Пасхи тесно связано с историческим событием – Воскресением из мертвых Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя мира. Об этом преславном событии и о многократных явлениях воскресшего Христа согласно повествуют все четыре  евангелиста.
Воскресение Христово является основанием христианской веры, Святой апостол Павел говорит, что если бы Христос не воскрес, то тщетна была бы вера наша (1 Кор. 15, 14, 17), но «Христос воскрес, первенец из умерших». (1 Кор. 15,20), и потому «во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его». (1 Кор. 22-23) Таким образом, воскресение Христово дарует несомненную надежду на общее воскресение в конце миробытия.
Вот почему так радостен праздник Пасхи Христовой, который, по православной традиции , продолжается на протяжении сорока дней, до другого праздника – Вознесения Господня. Но и на этом не завершается прославление воскресшего Господа. По существу каждый воскресный день посвящен «Воскресению Христову», что подтверждает важнейшую значимость этого неукоснительного исторического события, как залога вечной жизни.
Что же касается самого празднования, то оно ярко выражается в содержании и звучании пасхальных песнопений, которые проникнуты  глубоким убеждением победы жизни над смертью: «В день Воскресения, просветимся, люди: Пасха ныне Господня. Пасха, ибо от смерти к жизни и от  земли к небесам Христос Бог привел нас воспевающих Ему песнь победную». «Пасха  священная явилась нам ныне: Пасха новая святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная: Пасха – Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха отверзающая нам райские двери: Пасха освящающая всех верных».
По всем пасхальным песнопениям красной нитью проходит жизнеутверждающющее свидетельство о том,, что Воскресение Христово – это действительно величайшее событие, дарущее людям полноту жизни со Христом.

Данила Бестужевский: Пасхальные торжества преисполнены большого смысла. Богослужения в этот день по-особенному торжественны и красивы, Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Протоиерей Василий Стойков: В пасхальном богослужении гармонично сочетаются песнопения и священнодействия.  Оно начинается тихогласным пением священнослужителей в алтаре при закрытых Царских вратах. Стихира эта звучит так: "Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Поется он 3 раза и при пении в третий раз (громогласно) зажигают свет в алтаре, открывают Царские врата и начинают пасхальный крестный ход, сопровождаемый пением той же стихиры. При возвращении к храму, при закрытых дверях на паперти после начального возгласа священнослужители троекратно поют тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем поет хор. Звучит первое приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе» и продолжается служба в храме с многочисленными пасхальными приветствиями  при каждении молящихся.
В конце пасхальной утрени  читается «Огласительное  слово святителя Иоанна Златоустого». Затем происходит христосование священнослужителей в алтаре.
Во время совершения Литургии, обычно после чтения Евангелия, оглашается Пасхальное послание Святейшего Патриарха, а при окончании Литургии – пасхальное приветствие правящего Ахиерея. По заамвонной молитве совершается освящение артоса, а после Литургии – освящение яиц, куличей и «сырной пасхи».
Радуясь величайшему Празднику, верующие христосуются друг с другом, и с освященными пасхальными яствами расходятся по домам.

Данила Бестужевский: В день Святой Пасхи заканчивается Великий пост. Православный люд отмечает светлый праздник с большой радостью. Что же будет уместным в этот день?

Протоиерей Василий Стойков: Действительно, на Пасху церковный устав разрешает вкушать скоромную пищу. Однако не следует забывать о том, что пост, будучи временем приготовления к Пасхе, должен был принести соответствующие плоды духовные.
Пост святой Четыредесятницы, заканчивается в пятницу на шестой седмице Великого поста. В этом году между завершением последнего и началом Страстной седмицы два двунадесятых праздника – Благовещение Пресвятой Богородицы, которое совпадает с Лазаревой субботой, и далее Вход Господень в Иерусалим. Оба эти праздника, имеют важное общецерковное значение, особенно значимы для нашего прихода.
Дело в том, что на означенный Господний праздник в 1999 году была совершена последняя Литургия во временном богослужебном помещении по Заводской улице, 9.А на праздник Благовещения, который в том году совпал с Великой Средой в новом храме были совершены первые всенощная служба и Литургия. И тогда подвиг поста сочетался с трудом по ремонту, который позволил начать здесь богослужебную жизнь. Многие прихожане, которые принимали участие в ремонтных работах в поте лица своего, удостоились великой радости встречать первое празднование Пасхи в своем храме.
Вообще нужно сказать, что степень пасхальной радости бывает различной. И это в определенной мере зависит от того, каким образом готовил себя человек к встрече Светлого Христова Воскресения, какого нравственного совершенства он достиг посредством подвига поста, молитвы покаяния, исправления и совершенных добрых дел. Правда, в огласительном слове на Пасху святой Иоанн Златоуст призывает и постившихся и не постившихся возрадоваться в день Пасхи. Но само собой разумеется, что хотя Праздник праздников доставляет общую радость, однако, не подлежит сомнению, что очистившиеяся воздержанием и покаянием, более глубоко переживают и ощущают пасхальные торжества. Весьма поучительно в связи с тем утверждение святого преподобного Иоанна Лествичника. Он говорит, что чревоугодник высчитывает, сколько дней осталось до Пасхи и заранее заготавливает снеди, чтобы ублажить свою плоть скоромными яствами за пасхальной трапезой, а подвизающийся в посте, наоборот, помышляет о том, какие добрые дела еще нужно совершить, чтобы надлежащим образом почтить Праздник.
Пасхальная радость – это радость одухотворенная, а не плотская, не приземленная. Поэтому и пасхальная трапеза должна соответствовать духу пасхального торжества. При разговлении неуместна неумеренность в пище. Если мы постепенно входили в пост, исполняя требования подготовительного периода к Великому посту, то и выходить из поста надлежит тоже постепенно, чтобы не повредить своему здоровью и, главное,  не растерять тех положительных результатов, которые достигли в подвиге поста с его духовно-нравственной составляющей.
Пасхальная радость усугубляется, когда ты делишся с родными, близкими, соседями, знакомыми и особенно с теми людьми, которые нуждаются в том, чтобы к ним было обращено братское внимание и милосердие.
Народная мудрость гласит «Дорого яичка, ко Христову дню» А это означает, что наши благочестивые предки издревле заботились о том, чтобы окружающие их люди не только духовно радовались, но и не были лишены пасхальной трапезы. Поэтому они щедро делились своим достатком с ближними, давая тем самым пример своим потомкам.
День Пасхи, конечно, не должен ограничиваться заботой о снеди. Обязательно необходимо посетить вечерню, чтобы снова и снова вдохновляться пасхальными песнопениями и прославлять воскресшего Господа, творящего чудеса и светом воскрешения  Своего просвещающего род человеческий.

Данила Бестужевский
Празднование Светлого Христова Воскресенья продолжается не один день Продолжением дня Пасхи становится Пасхальная (светлая) неделя, длящаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно. Какие особенные богослужения и иные события сопровождают это время?

Протоиерей Василий Стойков: Каждый день  Святой седмицы продолжает пасхальное торжество, многократно повторяя пасхальные песнопения. После Литургии совершается крестный ход. Все службы совершаются при открытых Царских вратах и открытых диаконских  дверях.
Святая седмица является сплошной, поэтому в среду и пятницу разрешается вкушать скоромную пищу.  На период от Пасхи до праздника Пятидесятницы (Святой Троицы) отменяются земные поклоны.
В пятницу к пасхальным песнопениям присоединяется «Последование в честь Пресвятой богородицы ради её «Живоносного Источника». В связи с этим совершается освящение воды.
В субботу после Литургии при целовании Святого Креста верующим раздают артос, который был освящен на Пасху.

Данила Бестужевский: Итак, нас ждет поистине Великий праздник и встретить его надлежит подобающе. Отец Василий, можно ли буквально несколькими словами напутствовать людей к этому празднику?

Протоиерей Василий Стойков: В пасхальные дни следует наполнить свою душу основных содержанием пасхальных гимнов, одним из которых является стихира: «В день  Воскресения просветимся торжеством обнимем друг друга и скажем: братья и так воспоем: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах жизнь даровав».
Неисчерпаемым источником пасхальной радости является Сам воскресший Христос, благодатная близость Которого к нам  особенно ощущается в дни Святой Пасхи.
Искренне желаю, чтобы Пасха, «двери райские нам отверзающая» преисполнила наши сердца благодатной духовной радостью и укрепляла нашу веру, надежду и любовь на всех направлениях нашего жизненного пути.

Подготовил Данила Бестужевский
Фото: Мстислав Данилец