Судьба по наследству. Записки из жизни женщины

Людмила Москвич
        Вера Матвеевна в изнеможении  откинулась на спинку стула. Усталость тяжело навалилась на плечи. Болела голова, ныла спина, сухие глаза щипало. Перед закрытыми глазами продолжали мелькать строчки текста, цифры, подчеркнутые карандашом ошибки. – Господи, как я устала! Как мне все это надоело! Когда уже наступит покой, когда можно будет позволить себе расслабиться, отдохнуть, пожить не о чем не думая, насладиться природой, отбросить в сторону заботы, обязанности, снять с себя тяжкий груз ответственности. Господи, неужели я этого не заслужила? Ведь мне уже семьдесят, а я все еще не могу себе позволить бросить работу, которая уже не приносит мне удовольствия, как раньше, а только доход, без которого не могут обойтись мои близкие. Почему эта тяжкая ответственность лежит на моих плечах и не видно этому конца. Ведь есть люди, которым не надо заботиться о пропитании внуков и правнуков, а, наоборот, о них заботятся, им помогают, их балуют. Неужели я этого не заслужила? -  Такие мысли тяжело ворочались в ее голове, в груди набухшим комком томительно стучало сердце. Хотелось плакать, упасть на диван, обхватить подушку руками, расправить затекшую от долгого сидения спину и …
- Что с Вами, Вера Матвеевна? Вам плохо? Вы такая бледная, идите домой пораньше. Завтра выходной, поедете на дачу, отдохнете на природе. Идите, идите, отдыхайте.-

        Вера Матвеевна, тяжело поднялась, и еле сдерживая внезапно подступившие к глазам слезы, прошептала, - Спасибо, я пойду, что-то голова разболелась. Устала. -  Медленно выбралась на улицу. Весна уже вступила в свои права. Деревья покрылись листвой, на клумбах расцвели тюльпаны. Газоны покрылись зеленой травкой. Солнце припекало не по- весеннему.  И этот яркий, сияющий день так резко не соответствовал настроению усталой, измученной жизнью женщины. Она нашла глазами незанятую скамейку и присела. Хотелось посидеть, успокоиться. Что-то она совсем расклеилась. Последнее время тяжкие мысли все чаще посещали ее. Всю жизнь она жила, как заведенные часы: тик-так, тик-так, тик-так. Надо, надо, надо. А сейчас, она это чувствовала, завод  ее часов кончался. И вместо – надо, надо, надо, проскальзывало – почему надо?, почему надо?, почему… А, действительно, почему ей, семидесятилетней женщине,  по-прежнему НАДО заботиться о благополучии своих детей и внуков. Как так сложилось, что они так и не стали самодостаточными  и независимыми людьми. Есть ли ее вина в этом? Что она сделала не так, что и их жизнь, как когда-то ее, не может сложиться. Говорят, что несчастье передается по наследству, что существует родительское проклятие, которое лежит на семи поколениях и избежать тяжести его нельзя. Хочется верить, что это не так. Но …

        О матери своей Вера Матвеевна не любит вспоминать, слишком это тяжкие воспоминания. В ее памяти встает веселая, разбитная женщина, мать четырех детей. Старшая дочь, от предыдущего брака воспитывалась в селе у ее родителей. С отцом ее она развелась, но в селе не осталась, уехала в город, где и нашла себе другого мужа, родила троих детей. Муж, добрый, заботливый, не долго прожил. Умер, когда Вере, старшенькой, было всего девять лет. И тут мать запила, с горя от безысходности. Ни специальности, ни образования, ни работы, ни помощи. И бедные дети, как щенки под забором, остались выживать, как могут. Выжили. Свет не без добрых людей. Прошли и через детдом, и через ПТУ. А еще раньше голодали, просили милостыню, носили в школу одну пару обуви на двоих, зимой в галошах на босу ногу собирали хворост в лесу, что бы натопить печку и обогреть комнату. Первый раз сытно поели, когда попали в детдом и впервые там легли спать на белые простыни. А мать жила своей жизнью, жизнью детей она не интересовалась – водка была на первом плане.

        Вера еще в ранней юности дала себе слово – выбраться, выкарабкаться из болота, в котором они обречены оставаться с такой матерью. Выучиться, получить хорошую специальность, создать семью, избавиться от этой унизительной бедности, помочь братику и сестренке выбиться в люди. И это слово она старалась сдержать.

       После детдома, было ПТУ. Всю юность она проходила в форме: шинель, черные гимнастерка и юбка, ботинки.  А как хотелось надеть яркое платьице, белые босоножки, легкое пальтишко! На каникулы уезжала к подружке домой, где была нормальная семейная жизнь: папа, мама, бабушка. Домой ехать не хотелось, приезжала, если там были братик и маленькая сестренка. Их одних она любила и жалела. После окончания ПТУ ей дали направление на поступление в институт. Это было пределом ее желаний. Единственное, что ее огорчало, это ее внешний вид. По-прежнему ПТУ- шная форма была ее единственной одеждой. Вера стеснялась ходить на танцы и студенческие вечера. И она устроилась работать ночной сиделкой в больницу. Теперь по ночам она сидела в палате у тяжелобольных людей, а утром бежала на занятия в институт. На лекциях страшно хотелось спать, иногда голова сама падала на стол. Но зато появились, хоть и небольшие собственные деньги, прибавка к стипендии. Купила кое-что из одежды, и впервые пошла на танцы. И здесь случайно подслушала, как ребята из ее группы охарактеризовали ее: хорошая девчонка, красивая, но уж очень бедная, прямо нищенка. Кровь ударила в голову, стыд затмил разум, и она выскочила из клуба, как ошпаренная. Она нищенка, она хуже всех, с ней стесняются дружить! Как такое было пережить молоденькой девчушке, как  доказать, что она не хуже других? И она приложила все силы, что бы доказать это. Теперь и на каникулах она не отдыхала, а работала. И вскоре сменила свою форменную одежду на гражданскую. И теперь молодые люди стали приглашать ее на танцы, в кино. Ей очень нравился один из них, но ее смущало, что его родители  люди не простые, папа председатель колхоза, мама учительница. Как они отнесутся к тому, что ее мама алкоголичка, а если они придут в их дом и увидят бедность и запустение? Нет, он ей не пара, решила Вера. Он слишком хорош для нее. Вот Федя ей подходит больше. Он из бедной семьи, без отца, живут в бараке, в тесной комнатушке  впятером.  Он ей пара. Он такой, как она.

       Это была ее первая большая ошибка, которая потом скажется на всю ее дальнейшую  жизнь. Но тогда она об этом не задумывалась. Она вышла за него замуж. Ей казалось, что она тем доказала своим сокурсникам, что она не хуже их, а даже лучше – вот ее взяли замуж, это ли не доказательство, что она заслуживает уважения. И сразу забеременела. И почти сразу поняла, что совершила ошибку, связав свою жизнь с Федором. Но признаться в этом было не возможно. Да и кому пожаловаться? Матери сказать, что Федор оказался  лентяем, грубияном и пьяницей? Чем ей поможет мать-алкоголичка? И она решила терпеть и никому не жаловаться. От материнских скандалов ушли жить к Федору. Там родилась дочка, слабенькая, болезненная девочка.  А Вера продолжала учиться и работать. С ребенком сидела бабушка Федора. Девочка практически не видела матери, то она в институте, то на работе. Федор пил, работал от случая к случаю. А тут, Верин брат Петя, неожиданно оказался на ее попечении. Детский дом расформировали и его выпустили под опеку сестры. Он стал жить с матерью и поступил в  техникум. Материально стало жить еще тяжелее. Теперь еще надо было заботиться и о брате. На мать надежды не было. На мужа тоже. Спасибо, что ее полюбила свекровь, и бабушка. Тарелка борща вечером была гарантирована. Да и ребенок присмотрен. Так дотянула до окончания института,получила направление на

 
работу, забрала дочку и начала новую жизнь, уже без мужа.

       Трудно было одной с ребенком на новом месте, попробовала взять мать к себе, надеялась, что она одумается, бросит пить. Но из этого получился один позор. Отправила ее домой. Братик  ушел добровольно служить в армию, не закончив учебу в техникуме. В армии  хоть одевают и кормят. И не надо видеть  вечно пьяную мать. Младшая сестричка была еще в детдоме. Вера поставила себе цель – закончить аспирантуру, это гарантировало карьерный рост и более обеспеченное житье. В институте ее помнили, как трудолюбивую студентку, светлую голову. В аспирантуру она поступила с первого раза и вернулась в родной город. Работа, учеба, опять дочка без постоянного надзора матери.  Видит ее только рано утром и поздно вечером.Это ее вторая серьезная ошибка.  И тут возник на ее пути молодой человек. Влюбились с первого взгляда. Недолго встречались, он предложил ей стать его женой, она согласилась, и он увез ее в Сибирь. Дочку оставили временно у его родителей, а сами уехали устраиваться на новостройке.  Девочку со дня рождения передавали из рук в руки, настоящей семьи она не видела. Потом девочку забрали, но новый папа не мог найти общего языка с ребенком. Девочка не привыкла к нормальной семейной жизни, она не хотела выполнять требования отчима, дерзила ему, он повышал тон, и все кончалось скандалом. Вера оказалась между двух огней. Жалко дочку, жалко потерять мужа, но изменить ситуацию она не смогла. И в один прекрасный день, она поняла, что надо сделать выбор: или он, или дочь. Вера вернулась с дочерью домой. И второе замужество кончилось разводом. Стали жить вдвоем. Вера была женщина красивая,видная, работящая, находились  и потенциальные женихи. Но дочка убеждала маму, - зачем нам мужики, нам с тобой хорошо и без них – И она соглашалась, что хорошо и без них.

    Годы бежали незаметно, один за другим. Работа, учеба, защита диссертации, жизнь не давала времени оглянуться вокруг. И вдруг неожидаемый удар – дочь  объявила, что она беременна. Это в 16 лет! Не досмотрела, упустила девчонку. Да и парень молодой, еще в армии не служил. Что делать? Дочка плачет, родители парня согласны взять ее в невестки. Но ведь она еще и школу не закончила! Вера потеряла голову. И она сдалась. Детей поженили, стали ожидать рождения наследника. В 36 лет Вера стала бабушкой. Родился мальчик. Молодая мама Лида кое-как окончила школу, надо было думать о продолжении образования. У девочки, еще с ранних лет, обнаружился прелестный голос, хороший музыкальный слух. Вера решила, что надо дать ей музыкальное образование и девочка поступила в консерваторию. Малыш остался с Верой. Федор вскоре попал в тюрьму. Родители его работали, в свободное от работы время пили. Внук им был не нужен. Вся тяжесть пала на Веру. Утром отнести дитя в ясли и бегом на работу, вечером забрать из ясель, сварить еду, накормить, постирать, погладить, уложить спать. Дочка приезжала по выходным. Увозила полные сумки еды на неделю, деньги на прочие расходы.  Внука растила Вера. Сначала ясли, потом детский сад, незаметно пришло время отдавать внука в школу. О своей личной жизни она и думать забыла – не до того было. Дочке приобрела отдельную квартиру,  и она нашла работу в родном городе. Муж все еще сидел в тюрьме, с ним она развелась и вторично вышла замуж, родила второго сына. Но и этот брак продлился не долго. И опять Вера приняла эстафету – начала растить второго внука. Семья увеличилась, и ее экономическое обеспечение лежало на плечах Веры, это как-то само собой подразумевалось.  О себе подумать было некогда.

       Мать к тому времени уже умерла. Брат успел жениться, развестись, вторично жениться  и завести двоих детей. Сестричка сбежала из детдома, уехала куда-то и потерялась в водовороте жизни. Вера продвигалась по служебной лестнице, ее уважали сослуживцы, ценило начальство,появился достаток. Но основой жизни для нее была семья. Она все хлопоты и заботы жизни семьи дочери взвалила на себя. О себе она думала в последнюю очередь. Внуки, практически, были ее детьми. А мальчикам так не хватало мужской руки! Лидия делала попытки привести в дом мужчину, но сыновья, как и она  когда-то, принимали это в штыки. Им, окруженным женской заботой и лаской, мужская строгость была не нужна. А она сделала еще попытку устроить семейную жизнь - опять вышла замуж и, как и в прошлые разы, сразу родила ребенка, на этот раз  девочку. Сыновья сразу отошли на второй план, но там, на посту стояла самоотверженная бабушка, дети опять стали ее сыновьями. Лида с мужем прожила несколько лет и опять развод. Еще раз, впопыхах вышла замуж, опять развелась. Так и порхала по жизни. Сыновья ей мешали, а дочку она любила и баловала чрезмерно. Певицей, как мечтала Вера, она не стала, для этого надо было иметь хорошего спонсора, а его, увы, не было. Стала преподавать в училище. Пытались учить музыке и мальчишек, но они учились и в школе не особенно  прилежно, а уж в музыкальную их приходилось загонять палкой. Будущее просматривалось в тумане. Как не хватало ребятам отца, просто хорошего, надежного мужчину в доме, который бы посоветовал, направил их энергию в нужное русло. Но такие здесь не приживались. Как в ранней юности выбирала себе мужа Вера, так и ее дочка: то пьяница и хулиган, то бездельник и неудачник, то никчемный захребетник. Почему красивая, молодая женщина,  не обделенная мужским вниманием, выбирала себе таких  спутников жизни?   Чем руководствовалась Лида? Почему на сите жизни ей доставались одни обсевки, а здоровые зерна забирали другие? Вера винила себя - это она дала в наследство дочери такую судьбу. И старалась компенсировать ее неудачные романы своей безвозмездной помощью. Купила ей 3-х комнатную квартиру, сделали ремонт, обставили новой мебелью. Живи и радуйся, тем более старший сын уже живет отдельно.
 
       Старший Верин внук Саша  в 18 лет женился и сразу же стал папой. А какой из него папа? Еще и специальность не получил, только учиться начал. Жену, уже ожидающую ребенка, студентку из неблагополучной,  многодетной семьи привел к бабушке в однокомнатную квартиру. Бабушке не привыкать, детям не отказала. Так у нее добавилась еще одна нахлебница, а вскоре и первый правнук. 5 лет она содержала студентку, одевала, помогала в учебе. Купила им квартиру. Невестка, как только получила диплом, забрала сына и уехала. Ей такой никчемный муж был не нужен, ни специальности хорошей, ни самостоятельности. Одним словом -  бабушкин сынок. Вера очень переживала, она чувствовала, что все ее попытки создать внуку настоящую семью, пропали даром. Внук погоревал и нашел себе другую.  Опять из проблемной семьи. Отчим, отсидевший срок, сильно пьющий, мать затурканная жизнью, сын, идущий по стопам отчима. Девчонка, забитая, несчастная была приведена в дом сначала из жалости. Потом, оценив ее трудолюбие и стремление вырваться из жизненного болота, была принята и Верой и Лидой. Ребята поженились. Родился мальчик, папа Саша, наконец , почувствовал себя главой семьи. Бабушка заставила его учиться дальше. Учится на заочном отделении института. За обучение платит бабушка.  Жена Сашина работает, кажется  в семье все хорошо.  Но Вера продолжает контролировать жизнь этой семьи и помогает по мере сил. Отпустить молодую семью в самостоятельную жизнь она никак не может.

       Второй внук Вадим доставляет не меньше хлопот. Учиться не хотел, еле- еле закончил школу. Да и поведение желало лучшего. Немало хлопот доставлял бабушке и матери. Наконец подошло время служить в армии. Но и там ему служилось плохо. Попал в госпиталь, раз, другой. Наконец комиссовали по состоянию здоровья. Оба брата с рождения не отличались хорошим здоровьем, как и их мама. Видно голодное детство, тяжелое житье Веры Матвеевны не прошли даром. Сколько ей пришлось перенести в детстве и юности! Это мое наследство - думает она, это я виновата. Значит,  мой долг помогать им всю мою жизнь, искупать свою вину.
 
       Вадим вернулся из армии и объявил, что учиться не будет, у него объявился талант. Он и раньше хорошо играл на гитаре, писал стихи, сочинял песни, теперь он решил организовать  рок-группу и   давать концерты. Никакие уговоры не помогали. Группу он создал, она имела успех у молодежи, но  денег это не давало. Мать предложила ему уйти на квартиру и жить на свои средства. Он хлопнул дверью и ушел. Бабушка готова была его взять к себе, но он отказался. Двухметрового парня просто негде было уложить в ее однокомнатной квартирке.  Снял квартиру. Чем платить вопрос не стоял – а на что бабушка? Хоть ей и 70, но она еще работает, да и пенсию получает. Она же собрала по подружкам необходимые вещи внуку: постель, кухонную утварь.  И он стал жить отдельно. Она же постоянно беспокоилась, чтобы внучек не голодал, был прилично одет. Наконец, до внука дошло, что деньги дают за работу, не виртуальную,  а которую можно руками потрогать. Но для этого надо специальность получить, значит  надо учиться. Круг замкнулся – опять надо учиться. С трудом, с бабушкиной помощью, поступил в технический колледж. Естественно, за бабушкин счет. А ведь ему уже 22года. С трудом закончив 1 курс, объявил, что женится. Девчонка несовершеннолетняя, и тоже из проблемной семьи. Опять обсевки наши!  Что это, случайность, или закономерность  этой несчастливой семьи? Все повторяется опять и опять! Никакие уговоры и убеждения, что он не готов содержать семью, не имея никакой специальности, не имея своего угла, невеста даже школу не закончила, да и на помощь ее родителей надежды нет, не имела успеха. Он привел девчонку в квартиру матери. Родители от нее отказались.

        Молодожены стали жить в семье Лиды. С утра уходили на пляж, вернувшись, обедали, благо, что еда всегда ждала в холодильнике. Даже не помыв посуду, ложились отдыхать. Сестрица тоже становилась в позу – раз Настя не убирает, я тоже не буду. Мать приходила с работы и заставала на кухне гору грязной посуды, переполненное мусорное ведро, не выгулянную собаку. Детей дома не было, ушли гулять. Приходилось первым делом выводить на улицу несчастную собаку, убирать квартиру, перемывать груду посуды, варить еду на завтра. Не выдержав, пожаловалась матери. Вера Матвеевна взяла все в свои руки. Пришла и учинила «разбор полетов». Досталось всем. Пообещала приходить с проверкой почаще. Молодоженам было предложено переходить на свои хлеба. Что из этого выйдет было не ясно.

        Не менее проблемной  вырастала и внучка. Ася училась в 9 классе. С рождения она не знала ни в чем отказа. Безмерная материнская любовь помогла ей вырасти эгоисткой и лентяйкой. Мать работала на 2-3-х работах, а она даже пол не хотела подмести. Зато самозабвенно предавалась развлечениям . Появились многочисленные ухажеры. Что ее ожидает впереди – не трудно предсказать.

       Вера Матвеевна все перебирала и перебирала  страницы своей жизни. Пыталась понять, где корни ее ошибок. Почему жизнь так безжалостна к ней. И к ее родным, так горячее любимым детям. И что она еще может сделать, чтобы всем было легче жить. А она устала, выдохлась, нет больше ни душевных, ни физических сил.  И слезы подступали к горлу, и сердце сжималось холодным комком. Надо идти домой, хватит сидеть на этой скамейке, на нее уже поглядывают прохожие. Сейчас соберусь и уеду на дачу.  Поживу там выходные, выключу мобильник – меня нет.  Я отдыхаю.  Я так устала, мне нужен отдых.  Не хочу никого видеть.  И она поплелась домой.

        Отдых на даче немного помог придти в себя. Но все равно мысли о семье не давали покоя. Только теперь она начала понимать, что ее безмерная любовь к дочери, желание дать ей то, чего в детстве и юности не имела она, принесла семье непоправимый урон. Этот слабый росточек жизни она лелеяла и охраняла  от всех трудностей, самозабвенно окружала заботой, решала все ее проблемы, прощала все ошибки, находила оправдания всем ее поступкам. И из оранжерейного чудесного цветка вырос сорняк. И дал обильную поросль.

        И что с этим теперь делать? Кто поможет? Кто посоветует? Неужели судьбу, которую она подарила им в наследство, уже изменить нельзя?  Где ответ?
      
.