Дун Юань. «Речной пейзаж». Фрагмент свитка. Пекин. Музей Гугун.
Золотой век китайской пейзажной живописи пришелся на следующую после Тан (618-907) эпоху Сун (960-1279). В кругах сунской интеллигенции культивировались занятия музыкой и каллиграфией, изучение танской лирики, собирание старинной живописи и занятие естественными науками. Пейзаж достигает тогда вершины своего развития. Уже первый знаменитый художник этого времени Дун Юань (известен в 937-975 гг.). прославился своим умением передавать при помощи размытой туши туман, дымку, влажную атмосферу. Его излюбленными мотивами были река, текущая среди спокойных гор с округлыми вершинами, тающие в дымке холмы, пышная растительность, пейзажи «ровной дали», в которых образ природы мягок и спокоен. Дун Юань одинаково хорошо умел изображать дождь, бурю, ветер, несущий хлопья тумана над горами, и спокойствие летнего дня, когда зеленая гладь реки и деревья на холмах кажутся неподвижными. На большом пространстве горизонтального свитка художник показывает зрелище природы, словно дышащей могучим и ровным дыханием и, несмотря на бесконечную протяженность и многообразие, наполненную единым настроением. Монохромная, с легкой подцветкой тушь способствует созданию впечатления слитности, цельности и величавого покоя.
Восточная культура в Древности и Средневековье http://proza.ru/2013/07/11/270