Песня о легендарной лыжнице родилась!

Владимир Тяптин
Вечером, после концерта, где прозвучала первая премьера песни на мои стихи ("На пруду Ижевском", музыка Евгении Копысовой, исполнили песню под её аккомпанемент на рояле её супруг Народный артист Удмуртии, Заслуженный артист России Николай Максимович и  солистка хора Удмуртского Радио Алла Ольхова) долго не мог заснуть. До юбилея Галины Алексеевны Кулаковой оставалось 14 дней. Геннадию Михайловичу срочно нужен был текст песни. А у меня на руках был внук Егор, которому тогда было немногим более года.

Но, казалось, само небо помогало мне в написании песни о нашей знаменитой лыжнице. Заказ от Валерия Яковлевича Митрофанова написать стихи о Галине Кулаковой я получил 1 апреля, чтобы прочесть их на юбилейном вечере. Нашел в республиканской библиотеке ее книгу «Кому покоряется лыжня», восхитился ее жизнью и спортивными достижениями и написал поэму «Разговор с Галиной Кулаковой».

Вспомнилось, как зимой 1972 года в актовом зале Ижевского горкома партии я со многими другими слушал ее рассказ о Зимней Олимпиаде в Саппоро. Организаторы той незабываемой встречи привезли ее прямо из аэропорта по прибытию в Ижевск из Саппоро. На ней был ярко-красный олимпийский костюм, а на груди, как три солнца, сверкали три олимпийские медали. Вспомнилась рябина у высокого крыльца в ее родном селе Степанове Воткинского района, по которому она, после этой встречи, поднялась в родной дом и, открыв дверь, как пишет она в своей книге, сказала: «Здравствуй, мама. Я вернулась». Этот дом в августе 1978 года мне показал директор Степановской средней школы. Запомнился тихий плеск камской волны с обратной стороны ее усадьбы, живописные холмы, окаймляющее это село, где начинала когда-то Галина свои тренировки. Все это снова ярко предстало передо мною, и утром я за полчаса, с внуком на руках, написал стихи для песни, в которые вошли и Степаново, и Кама, и эти холмы, и рябина у крыльца дома Галины.

Звоню Геннадию Михайловичу. Диктую. Геннадий Михайлович просит изменить слово «родимую» на слово «удмуртскую» в предложении «Прославила наша Галина / Родимую землю навек». Сообщаю Митрофанову, что текст песни я передал по телефону Геннадию Михайловичу. Читаю текст. Замечаний нет.

В 7 часов вечера звонит Геннадий Михайлович. Поет в телефонную трубку:
"И лОмит натруженно спину, / И руки, и ноги гудят», делая акцент на слове лОмит». Просит заменить это слово, потому что слог «лО» под ноту «фа» заучит некрасиво. Через 5 минут я пою ему по телефону эту фразу в новой редакции: "И ветер в лицо бьет, и в спину, / И руки, и ноги гудят». Он соглашается. На следующий день в 3 часа дня он мне сообщил, что работу над песней завершил и хочет договориться с Николаем Максимовичем Копысовым и Николаем Дмитриевичем Вахрушевым, чтобы они исполнили эту песню дуэтом под аккомпанемент Евгении Владимировны на рояле.

В театре оперы и балета 29 апреля Геннадий Михайлович вышел на сцену, вручил Галине Алексеевне букет роз, стихи и ноты созданной о ней песни и сказал: «Как-то звонит мне Владимир Яковлевич и говорит: «Геннадий Михайлович! А почему нет песни о Галине Алексеевне Кулаковой? Давайте создадим о ней песню. И мы её создали! Владимир Яковлевич, Вы где? Поднимитесь!» Я сидел в центре первого рядя, поднялся и поклонился Галине Алексеевне и Геннадию Михайловичу, которые были на сцене как раз передо мною. Этим я был вынужден подтвердить его маленький обман о моём предложении, поскольку было как раз наоборот.

При этом произошла ещё одна забавная история. Перед тем, как Геннадию Михайловичу выйти на сцену, оказалось, что у него нет цветов для Галины Алексеевны. В суматохе мы забыли о цветах. Моя супруга Римма Алексеевна не растерялась: быстро сбегала в кабинет директора театра, где легендарная лыжница в первой половине дня принимала поздравления и подарки. Весь кабинет утопал в ярких цветах. Моя супруга выбрала самый красивый букет и передала его Геннадию Михайловичу. Что делать! Иногда приходится идти на вынужденные хитрости. Тем более, утром я вручил свой букет Галине Алексеевне и посвящённую ей поэму «Разговор с Галиной Кулаковой».

Геннадий Михайлович пригласил на сцену первых исполнителей новой песни «Галина» - двух Николаев – Копысова и Вахрушева - оба народные артисты Удмуртии. За рояль села композитор Евгения Владимировна Копысова - засл. деятель искусств Удмуртии. Замечательный дуэт, тенор и баритон, под аккомпанемент Копысовой блистательно исполнил эту песню, тепло принятую залом.

Вот так родилась и получила путёвку в жизнь песня, которую любил и которой гордился Геннадий Михайлович. Полюбила её и Галина Алексеевна. В последующем она часто звучала на концертах, по радио и телевидению. Её часто исполнял и сам Геннадий Михайлович на своих концертах. По просьбе Галины Алексеевны эта песня была исполнена на юбилейном вечере, посвящённом её 60-летию в 2002 году. Вот слова этой песни, которая сдружила нас с Геннадием Михайловичем на последующие годы и которую он так вдохновенно исполнял:

Галина

Песня

В Степанове стынет рябина,
Искрится над Камою снег.
Отсюда девчонкой Галина
Взяла олимпийский разбег.

«Галина! Галина! Галина!» —
Березки родные звенят.
И ветер в лицо бьет и в спину,
И руки, и ноги гудят.

Высокие Татры доныне
И Саппоро видят во сне,
Как птицею мчится Галина
По звонкой победной лыжне.

«Галина! Галина! Галина!» —
Березки родные звенят.
Сверкает над миром, Галина,
Огонь твоих славных наград.

Лыжней она трижды планету,
К победам идя, обошла
И славу Отчизны по свету
Победно везде пронесла.

«Галина! Галина! Галина!» —
Березки родные звенят.
Твой подвиг спортивный, Галина, -
Разбег для российских девчат.

В Степанове стынет рябина,
Искрится над Камою снег.
Прославила наша Галина
Удмуртскую землю навек.

«Галина! Галина! Галина!» —
Березки родные звенят.
«Спасибо! Спасибо, Галина!» —
Они от души говорят.

14 апреля 1992года
----------
Музыка Геннадия Михайловича
Корепанова-Камского.

Соавторами этой песни, мне кажется, стали и Геннадий Михайлович, и удмуртская земля, и село Степаново, и Кама, и Татры, и Саппоро, и даже вся планета, поскольку все они вошли в эту песню. Каково было мое изумление, когда 5 мая 1995 года я, приехав к Галине Алексеевне в поселок Италмас, чтобы подарить ей свою новую книгу «Город нашей любви» с текстом этой песни, увидел молодые берёзки, которые звенят в песне и окружают с трех сторон её усадьбу! – только её усадьбу изо всех усадеб этого посёлка. Эту песню точно создала сама природа!

Уж не "переселил" ли я Галину Алексеевну из Ижевска в это село к берёзкам, подумал я, поскольку давно заметил, что часто сбывается то, о чём я пишу в своих песнях и стихах? До этого она жила на окраине Ижевска, рядом с Воткинским трактом, со своей давней подругой Ниной Парамоновой, куда я приехал к ним в гости после юбилея Галины Алексеевны и вручил ей свою книгу «На пруду Ижевском» с первой публикацией посвящённой ей песни и поэмы «Разговор с Галиной Кулаковой», а также вручил ей республиканскую газету «Долг» с опубликованными в ней текстами этих произведений. Уж если не "переселил", то песня явилась предсказанием, что Галина Алексеевна переедет из города на природу в окружение молодых берёзок. Теперь две лыжницы-подруги жили в Степанове под сенью прекрасных молодых берёзок и под охраной красавца-овчарки Амура.


Разговор с Галиной Кулаковой

                Поэма

Я недавно чудесную книгу прочёл 
Кулаковой Галины и словно прошёл
По лыжне её с детства до самых вершин
И вступил в разговор с ней один на один.
Разговор был негласный, но хочется мне,
Чтобы он был услышан в родной стороне.

                1

«Что, Галина, припомнилось Вам в юбилей 
Изо всех Вами прожитых памятных дней?» –

«Алевтина Олюнина вспомнилась мне –
Как в Гренобле мы плакали с ней в тишине:
Три секунды упали со мною на снег,
И встречал стадион мой «серебряный» бег.
И подруга моя говорила: «Уйду.
Брошу всё. Надоело!» – как в сонном бреду.
А мальчишка соседский мне дома сказал:
«Тётя Галя! А я от вас золота ждал!»
Но спортивный наш дух всем своё доказал,
И высокие Татры увидели шквал:
Словно смерч, мы промчались
по звонкой лыжне,
И награды достались подруге и мне.

И от радости солнцем пылали глаза,
И скатилась на золото счастья слеза.
Вот и Саппоро белые руки простёр,
Бросив нас в свой слепящий метельный
костёр.
И ушёл наш Веденин  на подвиг в тот снег,
И победу принёс его «бешеный» бег:
В тридцати километрах лежала она,
И впервые «тридцаткой» гордилась страна!
Восемь лет шла и я к своей звёздной мечте
И стояла теперь на её высоте.
Хоть Марьятта Кайосмаа вслед за мной шла,
Но меня обогнать всё равно не смогла.
Две недели мне Саппоро пел на лыжне,
Он – вершина моя: три победы дал мне!
И соседский мальчишка сказал мне при всех:
«Тётя Галя! Вот это успех так успех!»
Было много побед и при том не простых:
Пятьдесят две медали горят золотых.
А за ними – усталость такого труда,
Что казалось – не встану уже никогда.
Трижды Землю лыжнёй я своей обняла,
И в награду планета мне крылья дала». –

                2

«А скажите, Галина, что вспомнили Вы,
Покорив пьедестал золотой синевы?» –

«Мне припомнилась мама родная моя,
Сёстры, братья – вся наша большая семья
И отца фотография, что на стене –
В сорок первом году он погиб на войне, –
Под Смоленском остался лежать навсегда.
Было трудное детство, лихие года.
Я девятой в семье нашей дружной росла.
Мама всех нас от гибели верной спасла.
Поклонилась я низко родимой моей –
Жизнью всею своей я обязана ей!
Подвиг мамы меня вёл вперёд по лыжне,
Это он путь к победам прокладывал мне!
Поклонилась удмуртской земле я своей
И селу, где над Камой росла с детских дней.
И родное Степаново виделось мне –
Оно рядом стояло со мной в вышине.
Поклонилась я тренерам славным моим:
Мастерством побеждать я обязана им.
Поклонилась товарищам сборной страны:
Крепкой дружбою нашей мы были сильны.
Поклонилась великой Отчизне моей –
И за веру в меня, и за веру в друзей.
Эта вера была нам опорой в борьбе,
Стала стержнем побед
в нашей трудной судьбе».
Тут сосед, уже взрослый, пред нами предстал:
«А вот я бы ещё про характер сказал:
Кулакова не любит равнинный разбег –
На подъёмах, подъёмах обставила всех!»

                3

«А скажите, Галина, мне, ради чего
Столько отдано сил и здоровья, всего?
Ради золота, славы, почёта и благ?» –

«Для того, чтоб взвивался Отечества флаг
Над планетой во имя победы страны,
Для свершений которой мы все рождены!»

И подумалось мне в тот волнующий час,
Что пока есть такие Галины у нас
И пока продолжатели славы их есть –
Отстоим мы достоинство наше и честь!
Не хапуги – борцы за тугой свой карман –
Над страною развеют сегодня туман,
А твои патриоты спасут тебя, Русь!
Так молись же на них, и дерзай, и не трусь!
Королеве лыжни же – Галине твоей –
Я желаю счастливых «накатанных» дней!
И пусть в славе Отечества светит всегда
Кулакова Галина – России звезда!

13 апреля 1992 года
---------
   На фото: автор с легендарной лыжницей планеты Галиной Алексеевной Кулаковой. Ижевск. 29 апреля 2002 г. в фойе Гос. театра оперы и балета УР им. П.И. Чайковского перед началом чествования этой героини в связи с 60-тилетием со дня её рождения.