Три силы, которые сгоняют людей в коллектив

Сергей Корягин
Три силы сгоняли первобытных людей в коллектив: нужда в безопасности, нужда в совместном добывании пищи, потребность продолжить род (любовь). А сегодня что побуждает людей укреплять государство? Те же три силы. Деспоты торжествовали, когда основной проблемой человеческого коллектива становилась безопасность. В этих обстоятельствах они властвовали до конца своих дней или пока их не свергнут. Вожди, короли, цари, секретари. Если опасности не было, они ее создавали путем провокаций. Или искусственно раздували в сознании граждан чувство нависшей угрозы.

Потребность объединить усилия для совместного добывания пищи в первобытную эпоху сплачивала коллектив и усиливала власть вождя племени. В наше время на этой потребности построил свою философию Маркс. Конечно, Маркс не призывал к совместной охоте на мамонта, но создал теорию, согласно которой средства производства – земля, заводы, фабрики и прочее – должны стать общественными. Семья, как и прежде, объединяет людей на основе чувства, на основе любви мужчины и женщины. И государство выигрывает, когда создает благоприятные условия для счастливой семейной жизни. Хорошая семья дает хороших солдат и надежных граждан для работы на производстве.

Первобытно-общинный строй это жизнь племенами, во главе которых стояли вожди – жесткие, бескомпромиссные, властные. Их окружали вооруженные всадники. Естественно предположить, что вожди и всадники присваивали себе значительнейшую часть добычи. Собственников не было, пока не было оседлости: постоянные переселения не позволяли с собой ничего унести. С появлением оседлости частная собственность начала свою историю. Оседлая жизнь позволяла припрятать запас на завтрашний день. Собственно, и сбор дани усиливших свою власть вождей был рассчитан, в основном, на то, что у кого-то есть излишек, у кого-то что-то припрятано. Но они не отказывались, при случае, вырвать у соплеменника из рук и последний кусок. 

Земля и ее богатства были единственным источником богатства первобытного племени. Земля была общей, но не в смысле общей работы на ней, но в том смысле, что она захвачена племенем в общей битве и защищается сообща. Используется временно, пока не истощится ее плодородие или пока не будет отвоевана другим племенем. Здесь общее – одна судьба родственной группы. (Разумеется, не исключались и совместные работы.) Вероятнее всего,  так называемого первобытно-общинного строя с общественной собственностью на средства производства (на землю)  не существовало, просто существовала эпоха в истории человечества с чрезвычайно низкой производительностью труда. Но Марксу в его исторической концепции эта эпоха понадобилась, чтобы придать убедительность своей теории: человечество начало с коммунизма и коммунизмом должно закончить.

Рабство экономически стало оправданным, когда один человек мог произвести больше, чем лично потребить. И оно вошло в жизнь. В Восточных деспотиях в течение тысячелетий использовался труд рабов. Классический образец рабства нам известен из истории античных государств. Рабство экономически перестало оправдывать себя, когда свободный поселенец на захваченной территории производил больше, чем человек, закованный в кандалы. Так появились крепостные крестьяне. Однако впереди экономических отношений в качестве поводыря для слепого всегда шла мысль: всемирная история – прогресс в сознании свободы (Гегель). Прогресс в сознании.

Эпоха господства частной собственности на орудия и средства производства. На более высоком уровне материальных средств производства она повторяет античный вариант, но уже без говорящих орудий производства – без рабов. Место рабов занял класс свободных от земли и прямого порабощения людей, а место рабовладельцев заняли свободные предприниматели. Несомненно, существовала долгая переходная эпоха с пережитками рабовладения и крепостничества, пока новый способ отношений в обществе не утвердился в форме современного капитализма.

Маркс, поставив себя в позицию мессии, связал дальнейшее развитие отношений с освобождением человека от собственности, я бы сказал – с освобождением от «одежды», чтобы пустить его в мир в «голом виде». Это привело, как показал опыт России, к его политическому закабалению, более свирепому, чем закабаление экономическое при капитализме. И более жестокой эксплуатации. Очевидно, действительное развитие заключается в нахождении формулы разумного соединения частной собственности с различными формами собственности общественной. Но главное – в духовном освобождении человека, в развитии его сознания и чувств, в совершенствовании его нравственных качеств. Если человек по своему сознанию раб, то он и вести себя будет как раб при любом общественном устройстве. Суббота, 5 мая 2012 года