Год Падающих Изгородей

Волот
День был удачный – в силок попался крупный беляк, и он успел снять его раньше волков и лисиц, так что на обед был наваристый фасолевый суп с зайчатиной.
        От сытной еды Писатель разомлел и даже позволил себе часок вздремнуть в кресле, рядом с теплой буржуйкой.
        Проснувшись, он  подошел к столу, по-стариковски  кряхтя уселся  на табуретку и начал готовиться к своей ежедневной, привычной работе.
        Подвинул плошку с чернилами, бережно достал старые очки с треснувшим левым стеклышком, раскрыл толстую общую тетрадь, исписанную более чем на половину, и задумался.
        Утром, обходя поселок и проверяя силки, он обратил внимание на то, сколько изгородей повалилось за эту зиму.
       Все ветшает, - подумал Писатель. - Десять лет, как в поселке нет людей. Десять лет поселок без человеческих рук и человеческого глаза. А зима в этом году ветреная и снежная…Я назову этот год Годом Падающих Изгородей, это красивое название, - решил он.
       Он задумчиво чистил перо, глядя в мутноватое зеркало напротив.
       -  И что в этом красивого? – спросило его изображение в зеркале.
       - Что ты понимаешь в писательском ремесле? – слегка раздраженно ответил зеркалу Писатель.
       -  Тоже мне ремесло. Ремесло должно кормить.
       - Не придирайся к словам. Это так говорят – ремесло.  Дело, призвание, служение.
       -  Сильно сказано.
       -  Лучше сказать сильно, чем слабо.
       -  Хорошая сентенция. Не забудь записать.
       -  И запишу, запишу…- раздражаясь, с вызовом ответил Писатель.
       - Ну ладно, давай, служи, - после паузы сказало зеркало. -  Все равно делать больше нечего. Поел, поспал…А может лучше снег пойдешь отгребешь, а?
       -  Снег завтра нападает снова. И вообще, Писатель не должен отвлекаться на сиюминутное, он должен творить для будущих поколений.
       -  Ха! писатель… Ты что,  «Войну и мир» пишешь? «Сагу о Форсайтах»? Ты же просто ведешь дневник… Ну ладно, ладно, не злись - летопись. Значит ты в лучшем случае – Летописец.
       -  Летописец тоже писатель. Я не просто излагаю события, я даю им оценку. Я рассуждаю о вечных ценностях – жизни, смерти, судьбе.
       -  А кому они нужны, твои рассуждения? Может их никто и не прочтет. Где они, твои читатели? Что-то я еще ни одного не видел.
       -  Молчи, старик! – выкрикнул Писатель. – Они будут, они придут, обязательно!
       -  А если все же не будут? Ну никогда не будут? – не унималось зеркало. – А ты все пишешь, пишешь, каждый день пишешь…
       -  Вот если я не буду писать, - твердо сказал Писатель, - то их точно не будет никогда.
       Зеркало хмыкнуло и промолчало.
       -  А смотри, что получается, - задумчиво сказал Писатель после паузы. – Мне это только что в голову пришло. Писатель создает не только произведения, он создает и своих Читателей. Вот их  сейчас нет. То есть где-то есть, конечно, всякие люди, но Моих Читателей среди них пока нет. Может быть они чьи-то Читатели, но не мои. Моих нет, - повторил он. – Но они прочтут меня, и сразу станут Моими Читателями. Даже если им не понравится, то что я написал, они все равно станут Моими Читателями. Я их вызову из небытия.
       Писатель почувствовал волнение, так что даже вскочил с табуретки и зашагал по комнате.
       -  Это надо записать, - бормотал он. – Художник, создает не только свои произведения, но и своих Читателей, Зрителей, Слушателей. Значит, любой Художник немного Бог?
       -  Ну да, целые толпы богов и богинь, - сказало зеркало. – Творцы, гении, богема. Копошатся, сбиваются в кучки, ревнуют, завидуют, хвалят друг друга в глаза и поливают помоями за. Забыл, что ли? Да ты ведь и сам считал себя непризнанным…
       -  Я нет, - торопливо ответил Писатель, чувствуя, что краснеет.
       -  Считал, считал… Да еще и кокетничал при этом. Как ты там растопыривал пальцы и распускал хвост? Настоящий писатель должен писать в стол, не думая…э-э-э…о славе. Писатель, тратящий силы на продвижение своих творений, это…э-э-э… баран, мечтающий поскорее попасть в плов…
       -  Ладно, перестань – устало сказал Писатель. - Ну, во-первых, когда это было… Было да сплыло…
       -  А во-вторых?
       -  А во-вторых, Достоевский, Микеланджело, Бах – они что, тоже копошились?
       -  Нет, - ехидно прогнусавило зеркало. – Они порхали над грешной землей, аки ангелы, и испражнялись хризантемами.
       -  Ты, ты… - от негодования у Писателя даже запершило в горле. – Мелкий, гадкий, завистливый старикашка! Да! они тоже люди, но они настоящие гении! Может быть, благодаря тому, что они были, цивилизация и не погибла окончательно! Да! Их окружала тьма посредственностей, и что? Да если хочешь знать, гений на пустом месте не появится, почва должна быть подготовлена, должны быть с десяток талантливых и сотни мелочи, да, да - мелочи!
       -  Так я про то и говорю, - покладисто согласилось зеркало. – Что бы дерево хорошо росло, почва должна быть унавожена. Вопрос в том, кем считает себя сам навоз. Вот ты, к примеру, кто?
       -  Заткнись, старикашка, или сейчас запущу кочергой, - прошипел Писатель.
       - Ну и пожалуйста, сам начал, - обижено пробормотал седой неопрятный старик в зеркале и отвернулся.
       Писатель некоторое время пыхтел, шагая по комнате, потом решительно сел за стол, напялил очки и взял перо.
       Есть в моем труде смысл, есть, - подумал он. Не может все это пропасть втуне. Врет, старикашка. И откуда он взялся на мою голову? Год назад его еще не было.
       Он макнул ручку в плошку с самодельными чернилами, глубоко вздохнул и старательно записал на новой странице, вверху:
       «Сегодня первый день Года Падающих Изгородей».
       Потом подумал и продолжил:
       «Ночью выли волки, задрав морды к холодной Луне».
       -  Избито и не свежо, - сказало зеркало. – Ты пишешь эту фразу практически каждый день.
       -  Зато правда,  - огрызнулся Писатель.
       -  Твои Читатели не станут читать эту муру, им будет скучно.
       -  Почему это?
       -  Потому что жизнь это сплошная несвежая правда. Она скучна, она надоедает. Поэтому Читатели не любят пресной правды, а любят острые и оригинальные враки.
       -  Писатель не должен потакать низким вкусам.
       -  Ты еще скажи, писатель должен воспитывать…
       -  Да! – с вызовом ответил Писатель.
       -  Ну и дурак. Ты то сам хочешь, чтоб тебя воспитывали?
       -  Я - это другое…
       -  Ну да, ну да… У нас моральное право, долг перед человечеством… Ты то сам веришь в этот бред? – зеркало замолчало, но после паузы вкрадчиво добавило. - А кто тебе сказал что воспитывают правдой? Сладкая ложь воспитывает куда эффективней.
       Писатель задумался, покусывая перо, и нерешительно сказал:
       -  Хорошо, я напишу свежо и оригинально: по ночам выли мыши, задрав мордочки к пылающему ночному солнцу.
       Повисла тягостная пауза.
       -  Бред, - сказало зеркало.
       -  Бред, - как эхо откликнулся Писатель и закрыл глаза.
       Вот сейчас я их открою, и окажусь в чистой белой комнате, рядом с другими людьми, - подумал он. Пусть даже в смирительной рубашке.
       Он открыл глаза и вздохнул.
       Работа, работа, и еще раз работа…

       Через год, или два они все-таки появились, его Читатели. Но он их видеть уже не мог.
       Трое рослых, бородатых, в валенках, волчьих полушубках и рыжих лисьих шапках вошли в комнату, оставив лыжи на улице,  и остановились на пороге, настороженно оглядывая помещение и брезгливо принюхиваясь.
      Самый старший подошел к лежанке, снял с плеча ружье и стволом откинул ветхое, полуистлевшее одеяло.
       - Да-а-а, - протянул он, глядя на скрюченный мумифицированный труп, почти скелет.
       Самый младший подошел к окну и с усилием открыл форточку. Струя свежего воздуха ворвалась в комнату. Остатки длинных седых волос на голове мумии зашевелились.
       - Закрой дверь, сквозняк, - сказал третий Читатель.
       - Пусть проветрится, а то дышать нечем.
       Старший смахнул рукавицей пыль с табуретки и сел.
       - Бедное поселение, - сказал он. – Вряд ли мы здесь чем-то поживимся. Похоже, только этот бедолага здесь и жил.
       - Угу, - ответил третий. – Нужно двигать назад. Зимой темнеет рано.
       - Ладно. Передохнем, согреемся, попьем чаю и пойдем. Затопи-ка печку, вон и дрова в углу. А ты, - обратился он к младшему, - сгоняй к реке, набери воды.
       Младший ушел. Третий выгреб из печки золу и начал запихивать в ее нутро дрова.
       - Что-то я здесь нужное видел, - задумчиво сказал он. – А, бумага!
       Он подошел к столу, взял в руки Дневник, постучал торцом об столешницу, стряхивая пыль и паутину, и принялся деловито выдирать листы, запихивая их под дрова.