От Скифии до Индии - 209

Наука Ноосферы
                От  Скифии  до  Индии
                (древние  арии: мифы  и  история)

Г.М.Бонгард – Левин                Э.А.Грантовский
                СПБ – Алетей – 2001г.

        Народы  Индии  бережно  хранят  традиции  своей  древней  цивили-
зации.  Великие  поэмы  древней  Индии – «Махабхарата»  и  «Рамаяна»-
подлинная  энциклопедия  истории,  культуры,  философии,  религии,
мифологии,  науки,  нравам  и  обычаям  народа. Эти  грандиозные  эпо-
пеи- памятники  духовного  наследия-тщательно  исследуются  учеными.
        В  древних  поэмах  описаны  увлекательные  необъяснимые  священные  сведения,  характерные  для  арктических  областей  плане-
ты.  Это  и  неподвижная  Полярная  Звезда  в  центре  небосвода, Солнце
встает  лишь  один  раз  в  году,  где  один  день  и  одна  ночь.  И  семь
звезд  Большой  Медведицы,  созвездие  Кассиопеи,  яркая  звезда  Свати
постоянно  движутся  вокруг  Полярной  Звезды,  которые  видны  высо-
ко  над  горизонтом  только  в  северных  широтах.
       Жители  Индии  видят  Большую Медведицу  низко над  горизонтом,
а  в  священных  писаниях  указывается – она  расположена  высоко  в
небе.  Полярная Звезда  стоит  в зените только  над Северным  Полюсом.

                Арктическая  родина  в  Ведах
       Все  эти  эпические  описания   свидетельствуют  о  жизни  за  поляр-
ным  кругом.  Известный  политический  деятель  Индии  Бал  Гангад –
хар  Тилак  опубликовал  обширную  монографию  в 1903 году  «Аркти-
ческая  родина  в  Ведах»,  что  явилось  прогрессом  индийской  науки.
Выдвигая  арктическую  теорию,  Тилак  основывался  на  выводах
естественных  наук.  Под  влиянием  наступивших  холодов,  население
заполярных  широт  двинулось  на  юг.
    (возможно,  миграции  населения   арктических  широт в  южные  края  обусловлены  другой  причиной,  к  примеру – планетарной,  но,  установить   прошедшее  время  катаклизмов  на  планете очень  сложно):     текст  в  скобках  принадлежит  автору  страницы.
      Указанные   сведения   подробно  рассмотрены  великим  среднеази-
атским  мыслителем  и  ученым  Бируни (973-1048).  Своими  научными
трудами  он  фактически  познакомил  ученых  Ближнего  и  Среднего
Востока  с  выдающимися  достижениями  индийской  цивилизации. Индийские  ученые  установили  – в  северной  области,    где  полгода  постоянный  день,  полгода – ночь,  такой  день  называют    «днем  богов».  Священные  существа  видят  Солнце  шесть  месяцев,  поэтому          этот  период  называется  «уттараяна» - северный  путь,  «дэваяна» -        путь  богов.
      Все  эти  поэтические  изложения  можно  прочесть  в  гимнах  «Риг –
веды» - Х век  до  н.э.  В  своде  этико-правовых  норм  «Законы  Ману»-
2 век до н.э.  отражены  все  законы  природы  заполярного  круга,  еще
более  конкретно : «год – это  один  день  богов  из  дня  и  ночи».  Во  всех
древних  эпических  творениях  прочно  передана  традиция  определен –
ного  цикла  законов  природы  полярного  круга!
      Сходные  сведения  отражены  в  эпических  поэмах  о  сказочной
стране   на  дальнем  севере,  где  «вступление  во  мрак  и  выход  оттуда,
восход  и  закат  лучезарного  Солнца,  изгнание  тьмы  те  витязи  созер-
цали,  были  день  и  ночь  для  них  равны  году».  В  этой  же  стране,  где  оказались  герои  «Махабхараты»,  можно  было  видеть,  как  высо-
ко  восходит  в  небе  Большая  Медведица (Семеро  божественных  риши
во  главе  с  Васиштхой),  как  она  вместе  с  другими  созвездиями  обхо-
дит   круги  вокруг  укрепленной  на  небе  Полярной  звезды.
      Другой  рассказ  о  той  же  таинственной  стране: здесь  «по  полуго-
диям  встает  златокудрое  Солнце»  и  «остановившиеся  воды  прини-
мают  образы  красивых  украшений».  Не  случайны   отрывочные
сведения,  а  прочная  и  длительная  традиция  передачи  определенно-
го  цикла  представлений.
       Наукой  установлено – в  сложении  современных  индийских  наро-
дов  большую  роль  сыграли  пришедшие  некогда  в  Индию  племена,
называвшие  себя  ариями.  Распространяясь  по  территории  Северной
Индии,  они  смешивались  с  местным  населением.  На  их  языках  и
диалектах  были  составлены  ведийские  гимны,  «Махабхарата»  и  «Ра-
маяна»,  многие  другие  произведения  индийской  литературы.  Языки
и  диалекты  этих  арийских  племен  легли  в  основу  современных
языков  Индии.  В  этих  языках  и  сейчас  имеется  много  общих  черт.
Но еще  более  близкими  были  они  в  древности,  когда  племена,  го-
ворившие  на  индоевропейских  языках,  жили  в  непосредственном
соседстве  друг  с  другом,  а  по  мнению  некоторых  ученых,  состав-
ляли  единую  группу  племен  с  единым  языком.
      Сохранившиеся  до  наших  дней  собрания  священных  гимнов –
Веды  индийцев  и  Авесты  иранцев – очень  близки  между  собой  по
языку,  мифологическим  образам,  многим  сюжетам.  И  индийские  и
иранские  племена  называли  себя  ариями,  а  свои  страны – арий –
скими.  Слова  «арий»,  «арии»  встречаются  лишь  в  индоиранских
языках.  Так – долина священного  Ганга,  в  древности  называлась
Арьяварта- «страна  ариев».  Но  где  именно  находилась  прародина
ариев – вопрос,  остающийся  до  сих  пор  не  решенным,  вызывающим
оживленные  дискуссии.  Он  непосредственно  связан  с  более  общей
проблемой   происхождения  первоначальной  родины  предков   индо-
европейцев,  но  и  ее  решение  пока  может  быть  намечено  лишь  в  общих  чертах.   Эпоха  индоевропейской  общности  относится  к  глу-
бочайшей   древности.
       Не  был  родиной  ариев  и  Иран.  Еще  до  н.э. на  его  современной
территории  обитало  население  совершенно  иной  этнической  принад-
лежности.  Лишь  в  поздние  времена  появились  племена,  говорившие
на  иранских  языках  и  диалектах,  называвшие  себя  ариями.  Откуда?
Каким  путем  пришли  они  в  Иран?

                С К И Ф Ы
       Благодаря  раскопкам  скифских  курганов  был  получен  богатей-
ший  материал.  В  музеях  разных  стран  и  в  России,  в  Эрмитаже  в
его  Золотой  кладовой,  хранятся  памятники  искусства,  добытые  из
скифских  курганов.  Многие  выполнены  в  зверином  стиле.  Они  по-
ражают  утонченным  мастерством,  совершенством  форм,  выразитель-
ностью  стиля.  Интерес  к  этим  памятникам  очень  велик  среди  спе –
циалистов  искусства.  Однако  до  сих  пор    нет  окончательного  отве-
та  на  вопросы  об  истоках  происхождения  этого  искусства.  Области
распространения  этого  искусства  простираются  далеко  на  восток-
до  Средней  Азии,  Памира,  Алтая  и  Саян. 
      В  1947 г.близ  местечка  Зивийе  в  Северо-Западном  Иране  после
бури  обрушился  склон  холма,  в  котором  была  обнаружена  масса
предметов  из  золота,  серебра,  слоновой  кости.  Каково  было  удивле-
ние  ученых,  когда  оказалось,  что  многие  предметы  находят   аноло-
гии – в  скифском  мире,  по общему  облику,  сюжетам  и  особенностям
изделия  из  скифских  курганов  Украины,  Северного  Кавказа.
      Из  письменных  источников  давно  известно – в  У11 в. до н.э.  в  пе-
редней  Азии  появились  скифы.  По  сведениям  Геродота – они  при –
шли  сюда  берегом  Каспийского  моря  через  Кавказ.  Все  сразу  почув-            ствовали  мощь  скифской  конницы. Она  внезапно  появлялась  во  всех  соседних  государствах  вплоть  до  границ  Египта,  где  скифам
принес  дань  фараон  Псамметих.  Ассирийский  царь  искал  союза  со  скифами  и  намеревался  отдать  свою  дочь  в  жены  скифскому  царю
Партатуа.  В  зависимости  от  скифов   оказались  мидяне  и  другие
западно-иранские  племена.
      Точно  не  известно,  где  находился  центр  обитания  скифов  во  вре-
мя  их  походов  по  странам  Передней  Азии  и  существовало  ли  там
собственно  Скифское  царство  со  своей  особой  территорией.
      Вопрос  о  корнях  скифского  искусства  в  целом  и  его  «звериного
стиля»,  об  области  их  первоначального  возникновения  во  многом
продолжает  оставаться  загадкой  - от Передней  Азии  до  Тувы.  Такие
же  изделия  «звериного  стиля»  найдены  и  в курганах  Северного  При-
черноморья  и  Прикубанья  в  период  времени  до 6 века  до  н.э. Скифы
создали   могущественное  объединение,  возглавляемое  «царским  ски-
фом».  Царь  Дарий  могущественной  державы  Ахеменидов  вынужден
был  спасаться  бегством,  бросив  обозы  с  ранеными.
      Скифы  чтили  «выше  всех  прочих  божеств» - «царицу  скифов»,
изображавшую:  перед  сидящей  богиней  с  зеркалом  вождя  скифов.
Эта  сцена  символизирует  получение  власти  скифским  царем  от  бо-
жества  Табити.  Многие  полагают -  скифы  принадлежали  к тюркским
или  монгольским  народам.  Позже  стало  ясно – язык  скифов  относил-
ся  к  индоевропейской  и  индоиранской  семье  языков.
      В  северо-восточные  страны  из  Скифии  шел  торговый  путь.
Связывались  рассказы  о  высочайших  Рипейских горах.  А  за  горами
море-океан,  где  проживал  народ  гипербореи,  славившийся  баснослов-
ными  чудесами.  Представления  античной  традиции  об  обилии  золо-
та  и  текущих  в  золотых  руслах  потоках  у  Рипейских  гор  находят
прямые  подтверждения  не  только  в  многочисленных  находках  древ-
них  золотых  изделий  в  этих  областях,  но  и  в  истории  золотого  дела
на  Урале,  где  драгоценный  металл  добывался  и  из  золотоносного
песка  рек. 
     Очень  важно – именно  там,  за  далекими  заскифскими  горами,  по-
мещалась  страна,  где «шесть  месяцев  продолжается  день»  и  столько
же  ночь,  где  Солнце  встает  однажды  в  год,  где  люди  спят  по  пол-
года.  Не  остается  сомнений  в  том, что  эти  народы  и  страны  поме-
щались  к  северу  от  Скифии –это северо-восточная  Европа.  Так  изла-
гали  в  своих  писаниях  древние  философы от  У11-У века до н.э.

                ЛЕГЕНДАРНАЯ    ТРАДИЦИЯ
      За  Рипейскими  горами,  по  сведению  античных  авторов,  находит-
ся  Великий  Северный  или  Скифский  океан,  где  Солнце  восходит и
заходит  раз  в  году,  обитает  счастливый  народ,  т.е. это  области  «по-
лярных»  дня  и  ночи  и  страна  блаженного  народа.  Так  же  дело  об-
стоит  у  индейцев,  у  которых  подобные  сведения  восходят  к  очень
древней  традиции,  предки  которых  пришли  из  областей,  лежащих
далеко  к  северу.  Но  имеется  точное  указание – гора  Меру,  где  один
день  и  одна  ночь  вместе  равны  году.  Высоко  в  небе  видна  Поляр-
ная  звезда  и  именно  здесь  блистают  рожденные  радугой  -  северное
сияние.  В  астрономическом  трактате  «Сурья-сиддханта» указывается
на  горе Меру: в  году  один  день  и одна  ночь.  Эта  великая  гора нахо-
дится  на  северном  Полюсе.   В  «Махабхарате»  повествуется – «на севе-
ре  стоит  могучий  Меру – обитель  Брахмы,  где  пребывает  душа  всех
существ,  Праджапати,  все  подвижное  и  неподвижное  сотворивший…
Великий  Меру – непорочная  благая  обитель,  где  заходят  и  восходят
Семь  божественных  риши  во  главе  с  Васиштхой.  На  Меру  пребыва-
ют   всесильные  боги – Брахма,  Шива,  Вишну.  Адитья-Солнце  враща-
ется  по  этой  дороге  со  всех  сторон  горы  Меру.
      Математик  и  астроном  Брахмагупта  передавал  сведения – Меру  находится  над  полюсом.  Юдхиштхире  великий  мудрец  Ломаша
поведал - однажды  взревел  могучий  горный  хребет.  «Золотой  горой»
называют  в  эпосе  Меру,  золотом  блистают  ее  вершины,  самоцвета-
ми  украшены  ее  склоны.  С  этих  гор  берут  начало  и  великие  зем-
ные  реки.  Обе  традиции – и  индийская  и  скифская  восходят  к  обще-
му  наследию  индоиранских  народов.  Высоко  над  злом  возвышается
страна «вечного  счастья»,  где  нет  войн  и  сражений.  Люди  этой  стра-
ны все  равны  между  собой,  наслаждаются  всеми  благами  жизни.
Сердца  «блаженных»  обитателей  этой  страны  свободны  от  зла  и  всех  дурных  чувств.  Им  присуща  божественная  справедливость.
      Античные  авторы  Аристей,  Дамаст,  Гелланик,  Геродот,  Помпо-
ний  Мела,  Плиний  этот  счастливый  народ  называют  гипербореями,
проживающий  на  крайнем  севере.

                НЕДОСТУПНАЯ    АРКТИДА
       Никто,  кроме  птиц,  никогда  не  идет  к  Северному  океану,  он  ни-
кому  не  доступен,  кроме  птиц,  никто  из  смертных  ни  по  морю,  ни
по  земле  не  может  найти  чудесной  дороги  к  их  жилищам.  Все  сход-
ные  мотивы  и  детали  располагаются  в  одинаковой  последователь-
ности,  в  непосредственной  связи  друг  с  другом.  В  Северном  океане
специфической  чертой  отражаются  полярные  явления - У11 век  до н.э.  В  древних  сохранившихся  на  одну  четверть  памятника  зороост-
рийской  религии  упоминается  о  священных  горах  Хара  Березайти
(Высокая  Хара),  вокруг  вершины  которой  совершают  движения
Солнце,  Луна  и  звезды.  Индийские  названия – гора  Меру,   иранский
термин «Хара-Высокая  Хара».  Сопоставление  сходных  сюжетов  об
этих  горах  позволяет  сделать  предположение – такие  представления
существовали  у  арийских  племен  уже  на  заре  их  истории,  в  эпоху
совместного  обитания  их  предков.
       
                ЭПОС   СКИФОВ 
        Полярные  явления  определенно   принадлежат  к  наследию  обще-
арийской  эпохе,  т.е.  к  культурной  традиции,  которая  существовала
у  предков  индийцев,  иранцев  в  период  их  совместного  проживания.
Сведения  античных  источников  о  далеком  Севере  за  Скифией  в  своей  основе  восходят  к  скифской  традиции,  которая  в  свою  оче –
редь  принадлежит  к  общеарийскому  культурному  кругу  славянизма.
В  славянской  мифологии  существовал  персонаж,  называвшийся
Царем-Солнцем. «Здесь  по  полугодиям  встает  златокудрое  Солнце».
«Вершина  земли»,  «Вершина  Хары»,  «Вершина  Меру»,  «Вершина
Рипы» - представления  древних  иранцев,  скифов,  индийцев  о  вели-
ких  священных  горах  восходят  к  единой  общеарийской  традиции.
Много  позже  общеарийской  эпохе  «северные»  сюжеты  скифской
традиции  продолжали  дополняться  сведениями  о  «полярных  облас-
тях».

           Автор  страницы в сокращении опубликовал  текст  5 мая 2012года.