От Скифии до Индии
(древние арии: мифы и история)
Г.М.Бонгард – Левин Э.А.Грантовский
СПБ – Алетей – 2001г.
Народы Индии бережно хранят традиции своей древней цивили-
зации. Великие поэмы древней Индии – «Махабхарата» и «Рамаяна»-
подлинная энциклопедия истории, культуры, философии, религии,
мифологии, науки, нравам и обычаям народа. Эти грандиозные эпо-
пеи- памятники духовного наследия-тщательно исследуются учеными.
В древних поэмах описаны увлекательные необъяснимые священные сведения, характерные для арктических областей плане-
ты. Это и неподвижная Полярная Звезда в центре небосвода, Солнце
встает лишь один раз в году, где один день и одна ночь. И семь
звезд Большой Медведицы, созвездие Кассиопеи, яркая звезда Свати
постоянно движутся вокруг Полярной Звезды, которые видны высо-
ко над горизонтом только в северных широтах.
Жители Индии видят Большую Медведицу низко над горизонтом,
а в священных писаниях указывается – она расположена высоко в
небе. Полярная Звезда стоит в зените только над Северным Полюсом.
Арктическая родина в Ведах
Все эти эпические описания свидетельствуют о жизни за поляр-
ным кругом. Известный политический деятель Индии Бал Гангад –
хар Тилак опубликовал обширную монографию в 1903 году «Аркти-
ческая родина в Ведах», что явилось прогрессом индийской науки.
Выдвигая арктическую теорию, Тилак основывался на выводах
естественных наук. Под влиянием наступивших холодов, население
заполярных широт двинулось на юг.
(возможно, миграции населения арктических широт в южные края обусловлены другой причиной, к примеру – планетарной, но, установить прошедшее время катаклизмов на планете очень сложно): текст в скобках принадлежит автору страницы.
Указанные сведения подробно рассмотрены великим среднеази-
атским мыслителем и ученым Бируни (973-1048). Своими научными
трудами он фактически познакомил ученых Ближнего и Среднего
Востока с выдающимися достижениями индийской цивилизации. Индийские ученые установили – в северной области, где полгода постоянный день, полгода – ночь, такой день называют «днем богов». Священные существа видят Солнце шесть месяцев, поэтому этот период называется «уттараяна» - северный путь, «дэваяна» - путь богов.
Все эти поэтические изложения можно прочесть в гимнах «Риг –
веды» - Х век до н.э. В своде этико-правовых норм «Законы Ману»-
2 век до н.э. отражены все законы природы заполярного круга, еще
более конкретно : «год – это один день богов из дня и ночи». Во всех
древних эпических творениях прочно передана традиция определен –
ного цикла законов природы полярного круга!
Сходные сведения отражены в эпических поэмах о сказочной
стране на дальнем севере, где «вступление во мрак и выход оттуда,
восход и закат лучезарного Солнца, изгнание тьмы те витязи созер-
цали, были день и ночь для них равны году». В этой же стране, где оказались герои «Махабхараты», можно было видеть, как высо-
ко восходит в небе Большая Медведица (Семеро божественных риши
во главе с Васиштхой), как она вместе с другими созвездиями обхо-
дит круги вокруг укрепленной на небе Полярной звезды.
Другой рассказ о той же таинственной стране: здесь «по полуго-
диям встает златокудрое Солнце» и «остановившиеся воды прини-
мают образы красивых украшений». Не случайны отрывочные
сведения, а прочная и длительная традиция передачи определенно-
го цикла представлений.
Наукой установлено – в сложении современных индийских наро-
дов большую роль сыграли пришедшие некогда в Индию племена,
называвшие себя ариями. Распространяясь по территории Северной
Индии, они смешивались с местным населением. На их языках и
диалектах были составлены ведийские гимны, «Махабхарата» и «Ра-
маяна», многие другие произведения индийской литературы. Языки
и диалекты этих арийских племен легли в основу современных
языков Индии. В этих языках и сейчас имеется много общих черт.
Но еще более близкими были они в древности, когда племена, го-
ворившие на индоевропейских языках, жили в непосредственном
соседстве друг с другом, а по мнению некоторых ученых, состав-
ляли единую группу племен с единым языком.
Сохранившиеся до наших дней собрания священных гимнов –
Веды индийцев и Авесты иранцев – очень близки между собой по
языку, мифологическим образам, многим сюжетам. И индийские и
иранские племена называли себя ариями, а свои страны – арий –
скими. Слова «арий», «арии» встречаются лишь в индоиранских
языках. Так – долина священного Ганга, в древности называлась
Арьяварта- «страна ариев». Но где именно находилась прародина
ариев – вопрос, остающийся до сих пор не решенным, вызывающим
оживленные дискуссии. Он непосредственно связан с более общей
проблемой происхождения первоначальной родины предков индо-
европейцев, но и ее решение пока может быть намечено лишь в общих чертах. Эпоха индоевропейской общности относится к глу-
бочайшей древности.
Не был родиной ариев и Иран. Еще до н.э. на его современной
территории обитало население совершенно иной этнической принад-
лежности. Лишь в поздние времена появились племена, говорившие
на иранских языках и диалектах, называвшие себя ариями. Откуда?
Каким путем пришли они в Иран?
С К И Ф Ы
Благодаря раскопкам скифских курганов был получен богатей-
ший материал. В музеях разных стран и в России, в Эрмитаже в
его Золотой кладовой, хранятся памятники искусства, добытые из
скифских курганов. Многие выполнены в зверином стиле. Они по-
ражают утонченным мастерством, совершенством форм, выразитель-
ностью стиля. Интерес к этим памятникам очень велик среди спе –
циалистов искусства. Однако до сих пор нет окончательного отве-
та на вопросы об истоках происхождения этого искусства. Области
распространения этого искусства простираются далеко на восток-
до Средней Азии, Памира, Алтая и Саян.
В 1947 г.близ местечка Зивийе в Северо-Западном Иране после
бури обрушился склон холма, в котором была обнаружена масса
предметов из золота, серебра, слоновой кости. Каково было удивле-
ние ученых, когда оказалось, что многие предметы находят аноло-
гии – в скифском мире, по общему облику, сюжетам и особенностям
изделия из скифских курганов Украины, Северного Кавказа.
Из письменных источников давно известно – в У11 в. до н.э. в пе-
редней Азии появились скифы. По сведениям Геродота – они при –
шли сюда берегом Каспийского моря через Кавказ. Все сразу почув- ствовали мощь скифской конницы. Она внезапно появлялась во всех соседних государствах вплоть до границ Египта, где скифам
принес дань фараон Псамметих. Ассирийский царь искал союза со скифами и намеревался отдать свою дочь в жены скифскому царю
Партатуа. В зависимости от скифов оказались мидяне и другие
западно-иранские племена.
Точно не известно, где находился центр обитания скифов во вре-
мя их походов по странам Передней Азии и существовало ли там
собственно Скифское царство со своей особой территорией.
Вопрос о корнях скифского искусства в целом и его «звериного
стиля», об области их первоначального возникновения во многом
продолжает оставаться загадкой - от Передней Азии до Тувы. Такие
же изделия «звериного стиля» найдены и в курганах Северного При-
черноморья и Прикубанья в период времени до 6 века до н.э. Скифы
создали могущественное объединение, возглавляемое «царским ски-
фом». Царь Дарий могущественной державы Ахеменидов вынужден
был спасаться бегством, бросив обозы с ранеными.
Скифы чтили «выше всех прочих божеств» - «царицу скифов»,
изображавшую: перед сидящей богиней с зеркалом вождя скифов.
Эта сцена символизирует получение власти скифским царем от бо-
жества Табити. Многие полагают - скифы принадлежали к тюркским
или монгольским народам. Позже стало ясно – язык скифов относил-
ся к индоевропейской и индоиранской семье языков.
В северо-восточные страны из Скифии шел торговый путь.
Связывались рассказы о высочайших Рипейских горах. А за горами
море-океан, где проживал народ гипербореи, славившийся баснослов-
ными чудесами. Представления античной традиции об обилии золо-
та и текущих в золотых руслах потоках у Рипейских гор находят
прямые подтверждения не только в многочисленных находках древ-
них золотых изделий в этих областях, но и в истории золотого дела
на Урале, где драгоценный металл добывался и из золотоносного
песка рек.
Очень важно – именно там, за далекими заскифскими горами, по-
мещалась страна, где «шесть месяцев продолжается день» и столько
же ночь, где Солнце встает однажды в год, где люди спят по пол-
года. Не остается сомнений в том, что эти народы и страны поме-
щались к северу от Скифии –это северо-восточная Европа. Так изла-
гали в своих писаниях древние философы от У11-У века до н.э.
ЛЕГЕНДАРНАЯ ТРАДИЦИЯ
За Рипейскими горами, по сведению античных авторов, находит-
ся Великий Северный или Скифский океан, где Солнце восходит и
заходит раз в году, обитает счастливый народ, т.е. это области «по-
лярных» дня и ночи и страна блаженного народа. Так же дело об-
стоит у индейцев, у которых подобные сведения восходят к очень
древней традиции, предки которых пришли из областей, лежащих
далеко к северу. Но имеется точное указание – гора Меру, где один
день и одна ночь вместе равны году. Высоко в небе видна Поляр-
ная звезда и именно здесь блистают рожденные радугой - северное
сияние. В астрономическом трактате «Сурья-сиддханта» указывается
на горе Меру: в году один день и одна ночь. Эта великая гора нахо-
дится на северном Полюсе. В «Махабхарате» повествуется – «на севе-
ре стоит могучий Меру – обитель Брахмы, где пребывает душа всех
существ, Праджапати, все подвижное и неподвижное сотворивший…
Великий Меру – непорочная благая обитель, где заходят и восходят
Семь божественных риши во главе с Васиштхой. На Меру пребыва-
ют всесильные боги – Брахма, Шива, Вишну. Адитья-Солнце враща-
ется по этой дороге со всех сторон горы Меру.
Математик и астроном Брахмагупта передавал сведения – Меру находится над полюсом. Юдхиштхире великий мудрец Ломаша
поведал - однажды взревел могучий горный хребет. «Золотой горой»
называют в эпосе Меру, золотом блистают ее вершины, самоцвета-
ми украшены ее склоны. С этих гор берут начало и великие зем-
ные реки. Обе традиции – и индийская и скифская восходят к обще-
му наследию индоиранских народов. Высоко над злом возвышается
страна «вечного счастья», где нет войн и сражений. Люди этой стра-
ны все равны между собой, наслаждаются всеми благами жизни.
Сердца «блаженных» обитателей этой страны свободны от зла и всех дурных чувств. Им присуща божественная справедливость.
Античные авторы Аристей, Дамаст, Гелланик, Геродот, Помпо-
ний Мела, Плиний этот счастливый народ называют гипербореями,
проживающий на крайнем севере.
НЕДОСТУПНАЯ АРКТИДА
Никто, кроме птиц, никогда не идет к Северному океану, он ни-
кому не доступен, кроме птиц, никто из смертных ни по морю, ни
по земле не может найти чудесной дороги к их жилищам. Все сход-
ные мотивы и детали располагаются в одинаковой последователь-
ности, в непосредственной связи друг с другом. В Северном океане
специфической чертой отражаются полярные явления - У11 век до н.э. В древних сохранившихся на одну четверть памятника зороост-
рийской религии упоминается о священных горах Хара Березайти
(Высокая Хара), вокруг вершины которой совершают движения
Солнце, Луна и звезды. Индийские названия – гора Меру, иранский
термин «Хара-Высокая Хара». Сопоставление сходных сюжетов об
этих горах позволяет сделать предположение – такие представления
существовали у арийских племен уже на заре их истории, в эпоху
совместного обитания их предков.
ЭПОС СКИФОВ
Полярные явления определенно принадлежат к наследию обще-
арийской эпохе, т.е. к культурной традиции, которая существовала
у предков индийцев, иранцев в период их совместного проживания.
Сведения античных источников о далеком Севере за Скифией в своей основе восходят к скифской традиции, которая в свою оче –
редь принадлежит к общеарийскому культурному кругу славянизма.
В славянской мифологии существовал персонаж, называвшийся
Царем-Солнцем. «Здесь по полугодиям встает златокудрое Солнце».
«Вершина земли», «Вершина Хары», «Вершина Меру», «Вершина
Рипы» - представления древних иранцев, скифов, индийцев о вели-
ких священных горах восходят к единой общеарийской традиции.
Много позже общеарийской эпохе «северные» сюжеты скифской
традиции продолжали дополняться сведениями о «полярных облас-
тях».
Автор страницы в сокращении опубликовал текст 5 мая 2012года.