Убить дракона

Виктор Дорифор
                Всеобщее среднее как пережиток тоталитаризма.
    С  удивлением читаю статьи, посвященные нашему образованию, удивляюсь, что есть министерство образования, гороо,  метод кабинеты, директора школ, завучи и армия преподавателей, а эффективной системы              образования нет! Нет!!! Чем они все занимаются – эти порой прекрасные люди, какому Молоху отдают свое здоровье и жизни?  Думаете, вопрос риторический? Нет! Этого Молоха зовут - всеобщее среднее образование!  Этот Дракон пожирает детей, калечит судьбы учителей  и родителей, лишает страну будущего, обостряет проблемы настоящего. Возникает два вопроса: 1. Нужно ли всеобщее среднее образование персонально каждому человеку? 2. Можно ли в современных условиях  как-либо его реализовывать?
       Начнем со второго вопроса. На первый взгляд он кажется неуместным, ведь существовала приличная система образования в СССР, миллионам граждан вручался вполне заслуженный «аттестат зрелости», лучшие по конкурсу продолжали обучение в вузах, многие добивались замечательных успехов в науке,  культуре и искусстве.  Мы сохранили такую же школу, как,   в СССР, немного модернизировали, снабдили компьютерами, значит, дело пойдет еще лучше! Но крокодил не ловится, не цветет кокос!  Что происходит? Происходит ужасное. 
       Рассказ знакомого учителя  биологии в строительном лицее.   Начинается урок. В кабинет биологии вваливаются с матерным шумом  и грохотом тридцать семнадцатилетних  амбалов.  Сначала они кажутся однородной агрессивной стаей готовой  смести все на своем пути. Присмотревшись  с  удовлетворением, убеждаешься в наличии десяти пар пытливых ученических глаз. Браво, есть, кого учить! Полноте, да разве чертова дюжина остальных позволят вам  обучать этих смышленых и хорошо воспитанных? Возникло желание нарисовать картину одного из тысячи сорванных уроков.  Рассказать, как группа недорослей играют в карты на задних столах, а на первом ряду, сидящий обкуренный хам, в нецензурной форме, спрашивает, был ли у тебя сегодня секс, а потом с притворным сочувствием выносит приговор: такому опустившемуся типу ничего не обломится. Другой, тоже хамовитый, пытается тебя защитить, мол, дядя  не похож на опустившегося.  «Похож, не похож, какого хрена, если он докатился до того, что вынужден делать вид, что учит нас, которым пофиг!» «Слушай сынок»-  пытаюсь начать диалог,  но в меня неожиданно летит пакет с тяжелыми книгами, слава Богу, успеваю увернуться… 
       Опрометчиво было его называть сынком, воспринято как оскорбление горячо любимой матери, думается пора вовремя остановиться, не продолжать графоманскую попытку соревнования со сценаристом нашумевшего сериала «Школа». Шокировали  они всех своей школой. Разве можно так откровенно о наших детях?  Конечно нельзя, поэтому авторы сериала этого, и не сделали, не пошли до конца в своей откровенности и  якобы документальности. Их можно понять. Я тоже не могу преодолеть психологический барьер, чтобы  рассказать, почему мой другой знакомый, адвокат, на редкость добрейший и беззлобный человек, продержался в школе в качестве преподавателя только две недели.  Этот, на редкость, терпеливый и  добрый человек, вцепился в горло  старшекласснику и…  Если бы по счастливому случаю, оказавшиеся рядом физкультурник и военрук  не оттащили его от «жертвы»  могла бы произойти трагедия. Разное рассказывали об этой истории, когда я спросил его, что именно произошло, он побледнел, добрые глаза под толстыми очками  стали огромными: «Это такие наглецы, такие наглецы…» Больше он не смог ничего сказать, а мне пришлось довольствоваться официальной версией.   Не нужны нам подробности, тем более «Аннушка уже пролила масло», ибо ключевая фраза произнесена: «Вы делаете вид, что нас учите, а нам пофиг!»
     А нашему обществу не пофиг! Нам важно понять: зачем нам всеобщее «среднее», за которое приходится платить такую, дорогую цену!  Зачем нам тридцать человек в десятом классе, какой великий педагог с ними справится? А с десятью справляется каждый специалист.  Почему десять  настоящих  учащихся хуже тридцати обормотов?  Мне скажут, но ведь советская школа справлялась. Да справлялась.
  Скажу больше: всеобщее среднее образование в СССР было необходимо и оно действительно было!  Советский учитель легко справлялся с тридцатью учениками  разной одаренности, так как тоталитарное общество  способно обеспечить управляемость  всех своих звеньев.  Тоталитарная секта КПСС  разнообразными и эффективными методами  насаждала обязательную для всех  религию марксизма-ленинизма.
  Всеобщее среднее образование позволяло за десять лет, в течение которых октябренок , становился пионером, потом комсомольцем решало две задачи. Первая заключалась в   навязывании материалистического мировоззрения, вторая  в воспитании квалифицированных кадров. Пионерская организация , комсомол и государственная   «религия» обязательная для всех  обеспечивали реальную возможность  осуществлять всеобщее среднее образование.
  Всеобщее среднее образование давало возможность навязать  обязательную для всех  государственную «религию» марксизма -ленинизма и готовить абитуриентов для высших учебных заведений, которые выпускали прекрасных инженеров и физиков и бессовестных или бездарных гуманитариев – жрецов новой «религии» или скрытых и явных диссидентов, впоследствии опрокинувших систему.  По каким причинам распалась, эта отлично организованная, система: поговорим в следующий раз.
       А сегодня мы должны спросить себя: «Зачем нам всеобщее среднее образование и в состоянии ли мы его реализовывать?»   Мы должны спросить себя и о целях нашего образования.  Сегодня задается много вопросов по отдельным направлениям.   Очень беспокоит, например, физическое развитие выпускников наших школ.  Можно ли считать его удовлетворительным.  Решит ли проблему три урока физической культуры в неделю?  Нет -  отвечают специалисты! 
  Сегодня в старших классах на уроках бегают  три, четыре человека из тридцати, остальные имеют справки об освобождении и отказываются бегать и прыгать. И их можно понять, так как в школьных залах нет душевых  и десятиклассники не хотят после физкультуры продолжать занятия вспотевшими.  Кстати в советской школе эту проблему даже не рассматривали: по понятным вышеизложенным причинам бегали все! В демократической стране – это серьезная проблема. Вывод первый  украинская средняя школа   не занимается физическим воспитанием подрастающего поколения.  На выпускников без слез смотреть  невозможно.
       А как у нас  с  нравственностью.  Родитель и гражданин Украины Петр Охапко  спрашивает на страницах еженедельника «2000»  «Учат ли в школе этике?».  Оказывается,  наших детей, «которые ругаются матом, курят, бьют ногами лежачего, подличают, воруют, обмениваются порнографией»,  обучают этике, специальные учителя по специальному учебнику!
    По утверждению родителя «назначают преподавать это предмет самых никчемных учителей», а  учебник, по его мнению, не отвечает на главный  вопрос: «а, собственно, для чего  надо быть хорошим?»  Вот до чего мы докатились.  С одной стороны учителя на уроках этики находят повод сыпать оскорблениями: «Уроды…Стадо тупоголовых баранов», с  другой, авторы учебников  намекающие, что быть хорошим человеком трудно и невыгодно и родители с некорректными с точки зрения этики вопросами.
   «Для чего быть хорошим?» - спрашивает Петр Охапко, а мне хочется стыдливо опустить глаза…  Во-первых потому, что не знаю, в отличие от самого вопрошающего, а во- вторых  убежден, что не этично так ставить вопрос, в третьих  стыдно опять забираться на башню из слоновой кости и пищать оттуда   о варварстве  и нравственном одичании,  к которому мы пришли не без помощи, так называемого, гуманитарного образования.   
   Для чего быть хорошим? Это вопрос материалиста, который  расписывается в тщетности своих попыток  найти  моральную опору, не выходя  за пределы своей суеверной догмы.  Этому служит и обрезанная заповедь Христа: «Люби ближнего как самого себя».  Христос сказал: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею,  возлюби ближнего твоего, как самого себя». Отрывать эти заповеди одну от другой опасно, не рекомендуется, и выбрасывать отсюда «лишние слова», разумнее подумать основательно над каждым из них. 
   Разве виноват Петр Охапко, «платящий налоги»,  что вместе с нами, с миллионами,  других  налогоплательщиков, получил такое обрезанное образование.   В этом образовании , которое почему-то принято называть светским, нет места богословию, настоящей религиозной философии и христианской этики.  Даже Кант, с его нравственным императивом, оказался нам недоступен. 
  Как нам секулярно   обученным, принять, что нравственный закон дан нам с рождения Богом, что свободные в праве его нарушать - мы страдаем , когда творим зло, что никакие блага мира не спасут от угрызений неумолимой совести. Многим несчастным, но изобретательным людям удается какое-то время, иногда вплоть до смертного часа  обманывать свою совесть софизмами, идеологией или водкой и шопингом всего и вся. Но, увы, даже самого себя нельзя обманывать бесконечно долго. 
  Ужасные муки совести, настигнут и учителей «своеобразно» обучающих этике и незадачливых авторов  учебника, справедливо раскритикованного  отважным родителем и гражданином. Называю Петра Охапко отважным гражданином без всякой иронии – его статья вызовет шквал критики, но  его поступок , его поставленные вопросы невозможно не признать справедливыми и своевременными.
               Гораздо в худшем положении, Ваш покорный слуга, посягнувший на святая, святых - всеобщее среднее образование. Многие не согласятся, что всеобщее среднее не нужно и вредно, и я готов даже прислушаться к его защитникам, но то образование, которое мы имеем сегодня,  выглядит как дракон, пожирающий наших юношей и девушек.
   Нравственное здоровье и физическая культура,  очевидно, не являются целью сегодняшнего образования.  Это печальная новость для тех, кто солидарен с Шопенгауэром  провозгласившем в «Афоризмах житейской мудрости», что нравственное и физическое здоровье  главные блага земной человеческой жизни. 
  Может быть, нам не до счастья - быть бы живу!  Может быть, железная необходимость   экономических преобразований рождает потребность, в подготовке миллионов кадров,  эффективность действий, которых  прямо пропорционально зависит  от объема,  краем уха, прослушанных или тщательно вызубренных  всевозможных  научных  гипотез и доказанных фактов?
   Может быть, токарь, не знающий досконально как испражняется и размножается червь не обточит болванку, а тракторист никогда не слышавший о гипотезе большого взрыва плохо вспашет землю, шахтер  не слышавший фамилии Дарвин, вообще запьет с горя,  доярка не умеющая исписать доску алгебраическими формулами затоскует от комплекса неполноценности и откажется от высокого доверия ей оказанного-  как недостойная? 
  Нет, скорее наоборот.  Растущий дефицит рабочих кадров свидетельствует о том, что  потенциальный прекрасный токарь-карусельщик, прошлявшись  10-11лет возле школы, получает аттестат и поступает в вуз, за папины деньги, после болтания в вузе в нем окончательно умирает потенциальный рабочий, а мыслитель за деньги родиться, конечно, не может никак… 
        С какой целью мы навязываем среднее образование всем? Дайте ответ, кто угодно: учителя,  депутаты, чиновники от образования, кто-нибудь! Сколько лет еще  этот монстр будет продолжать калечить человеческие жизни? Может быть, пришло время звать богатырей на войну с этим ненасытным Драконом?  Виктор Жирнов-Дорифор.