По Шопенгауэру, я человек убогий

Нина Изюмова
Знаменитый мизантроп Артур Шопенгауэр утверждал, что своей национальной принадлежностью может гордиться лишь убогое существо, которому больше гордиться нечем. Прочтя это безапелляционное утверждение, я с полным удовлетворением осознала, что я и есть это самое убожество.

Чем мы вообще гордимся? Тем, что  дает нам сознание собственной значимости. Возможно, некоторые предпочитают гордиться талантами, красотой, богатством, успехом, но все это, по сравнению с «отеческими гробами» и «родным пепелищем»,  - мелочи жизни.
 
Согласно ономастикону, наш род берет начало от ярославского крестьянина 15 века Изюма Малыги. Это имя ласкает мой слух. Наверное, был он роста невеликого, но суффиксное окончание по иному расставляет акценты! Да и изюм в Ярославле 15 века, надо полагать, был штука редкая и ценная. Не зря говорилось: "Не дорог квас, а дорога изюминка в квасу". Однако, хоть и прозывался мой предок Изюмом, а был, видать,  крепкий орешек  и твердо стоял на земле. Как же таким не гордиться?

Но это – «преданье старины далекой», а письменно историю нашего рода мы начали фиксировать лишь с середины 19 века, таким образом, мне более-менее известна жизнь 6-7 поколений до меня. Все они служили Богу и Отечеству, кто был псаломщик, а кто священник, но служили верой-правдой, а некоторые и до смерти. Царство им Небесное!

А теперь прикинем, сколько у каждого из нас было предков в том же 15 веке? Согласно формуле возрастающей геометрической прогрессии, получается, что чуть ли не весь народ, а, скорее всего, и не один, поработал над тем, чтобы каждый из нас появился на Божий свет. Есть ли у меня основание гордиться своим народом? Еще бы! Он создал великую страну, вкалывал до седьмого пота, осваивая тяжелейшие для освоения земли, отважно воевал, нёс свет Православия многим народам и весям.

Я убеждена, что человек любой национальности имеет основание гордиться своим народом, и мы настолько достойны звания человека, насколько способны, осознав свое родство с теми, кто нас породил, любить их и быть им благодарными. И только полюбив свое, можно полюбить и "отозваться" на иное, поняв, что все мы – камешки великой мозаичной  картины, имя которой - человечество.

Фото из интернета, на нем, по радостному совпаденью, виден дом моих предков и церковь, в которой один из них был священником.