Научить друга курить

Сергей Василёв
Мне было лет десять, когда мама взяла с меня слово, что я не буду пить, когда вырасту.
До сорока лет я держал слово.
Несколько последовавших за тем лет позади. И чёрт с ними.

Во втором классе я начал курить. Я и ещё два дурня искали хабарики и докуривали их.
Спасло меня то, что одноклассница доложила учительнице, а та, естественно, маме.

Следующая попытка начать курить была в институте.
Мы с другом стояли на остановке, ожидая «семёрку», что шла в сторону Мячинских озёр. К тому времени я уже иногда покуривал в компании однокурсников на вечеринках. Ну, когда выпьем (напоминаю, я дал слово, так что не представляйте меня валяющимся в чужой панцирной кровати в студенческой общаге).

Пока ждали автобус, мой взгляд упал на столик с пирожками и сигаретами.
- Купим? - Спросил я друга.
Вовчик почему-то сразу понял, о чём идёт речь.
- Давай, попробуем.
Мы взяли то ли ВК, то ли ВТ, до сих пор не разбираюсь. Взяли то, что курили в студенческой среде. Что-то болгарское.

У Вовчика это было «боевое крещение».
Ха! А я ещё во втором классе пробовал!
Н-да…

Вовчик ушёл в армию. Полтора года не курил. Ну, не было тяги, на гражданке-то не баловался.
За полгода до дембеля начал смолить. И уже до конца жизни. «Беломор», «Прима». Что ядрёнее да подешевле.

Иногда рассказываю эту историю знакомым. Вины на себе не чувствую. И тут всё так круто замешано…
Очень интересный, наивный человек. Мой лучший друг.
А насчёт того, что сам до сих пор не курю, а его пристрастил… Он и так начал бы курить. Жизнь к этому обязывает. Таких, как он, обязывает. Несмелых, стесняющихся, во многих бытовых ситуациях безвольных.

Поверьте, я эти строки пишу с любовью к этому человеку. Просто… он был таким.
И ещё был очень хорошим другом.

А его недостатки… Разве, то, что я перечислил, - недостатки? Если друг?