Образ Родины в русской поэзии

Александр Шуклин
Опубликовано в: Проблемы обеспечения качества современного образовательного процесса: сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Н. Васильева. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. С. 305-307.

В 2009 г. в издательстве «Паритет» в серии «Антология поэзии» вышел в свет сборник стихов «Образ Родины в русской поэзии». Его составитель — Е.Э. Байер. В книге представлены стихотворения русских поэтов ХVIII-начала XX в. Важно отметить кропотливый и вдумчивый труд составителя, отобравшего для сборника такое большое количество текстов. Тематические разделы книги, к которым прибег автор, безусловно, дают возможность по-иному взгля¬нуть на уже знакомые читателю произведения литературы. Представленные в сборнике поэты — яркие представители своего времени.

Образы Родины, родного Дома, родного Очага, родного Отечества исконно присутствовали в русской литературе, начиная уже с древнерусского периода. Составитель книги, вышедшей в серии «Антология поэзии», был вынужден сузить рамки, включив в сборник произведения, начиная с XVIII в., что обусловлено жанровой спецификой русской литературы того времени.

Предваряет книгу небольшая по содержанию, но яркая и эмоциональная вступительная статья (Е. Байер, «От составителя»). В начале приводится отрывок из «Слова о погибели Русской земли», автор которого обращался к «светло светлой и прекрасно украшенной земле Русской». Затем Е. Байер подчеркивает актуальность темы своего сборника: «Нам <…>, низвергшим «великий и могучий, правдивый и свободный» до сленга и скороговорки, стоит обратиться к национальному богатству – родному слову, такому музыкальному, образному, емкому, многозначному, живому» (С. 5) (1). Такой эмоционально впечатляющий призыв не может оставить в стороне ни одного неравнодушного читателя, взявшего в руки эту книгу. Далее Е. Байер обосновывает свой призыв: «Наш поэтический язык способен передать тончайшие оттенки чувства, глубины мысли, «великое русское слово» <...> может представить необозримые просторы и детали, в которых никогда не затеряется отчий дом» (С. 5).

Книга разделена на семь тематических циклов. Первый и самый объемный – «Люблю отчизну я, но странною любовью!» – содержит стихотворения, в которых авторы обозначили посвящение России уже заглавиями: «Стихи похвальные России» (Т. Тредиаковский), «Россия» (А. Блок), «России» (В. Маяковский), «Моя Россия» (И. Северянин) и др.

В отдельный раздел вынесены стихотворения, посвященные городам Руси-России – Петербургу, Москве, Киеву: «Москва» (Ф. Глинка), «Киев» (А. Хомяков), «В столице» (К. Бальмонт) и др. Также в раздел включен цикл из семнадцати стихотворений Н. Агнивцева о Петербурге: «В моем изгнаньи бесконечном...», «Странный город», «Петр 1-й», «Екатерининский канал» и др.

Раздел сборника «Среди полей отчизны» открывает для читателя прекрасный и незабываемый пейзаж родной России. Е. Байер анонсирует раздел так: «В грусти и радости, в труде и праздности русский человек прибегает к общению с родной природой. Это часть его родины-матери, ласковой и строгой, любящей и требовательной, понятной и непредсказуемой. Природа – тайна, которую пытается постичь каждый поэт» (С. 206). Как точно отмечает Е. Байер, природа создает в нашем сознании зрительные образы родной стороны.

«Как холодно в поле, как голо,
И как безотрадны очам
Убогие русские села
(Особенно по вечерам).
Изба под березкой. Болото.
По черным откосам ручьи.
Невесело жить здесь, но кто-то
Мне точно твердит — поживи! <…>» (С. 236)
(Г. Адамович, 1919)

Завершает сборник раздел «О Русь, взмахни крылами!..». Здесь представлены стихотворения Н. Языкова («Элегия»), А. Апухтина («Деревенские очерки»), В. Брюсова («Слепой циклон, опустошив...» и др.), С. Есенина («О Русь, взмахни крылами!..» и др.), З. Гиппиус («Нет!»), А. Блока («Я стремлюсь к роскошной воле» и др.). Е. Байер довольно точно замечает в анонсе к разделу: «К судьбе России русский человек никогда не был безразличен. Видеть Родину свободной, обновленной, гордой – желание и государственного деятеля, и крестьянина, и ученого, и поэта <...>» (С. 270). Наиболее ярко отражает тематику раздела стихотворение З. Гиппиус:

«Она не погибнет, – знайте!
Она не погибнет, Россия!
Они всколосятся, – верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, – верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется, – знайте!
И близко ее воскресенье» (С. 295)
(З. Гиппиус, 1918)

Завершает сборник библиографическая справка, в которой Е. Байер кратко излагает необходимую информацию о каждом представленном в сборнике авторе, их первых публикациях и творческих устремлениях. Данный раздел может помочь читателю, возможно, впервые знакомящемуся с творчеством замечательных русских поэтов. Думаю, актуальность сборника «Образ Родины в русской поэзии» для современного читателя неоспорима. Распад СССР вызвал во многих желание воссоединиться со своей родной культурой, следствием чего явилось массовое возрождение национально-культурных автономий. Образ Родины выступает часто как определяющий фактор для отнесения себя к определенной национальной традиции. Великие русские поэты на протяжении веков воспевали нашу Родину и завещали это потомкам в своих творениях. Их стихотворения помогают осознать, что мы являемся частью великой русской культуры, частью нашей великой родины – России.

(1) Образ Родины в русской поэзии / сост. Е. Э. Байер. СПб.: Паритет, 2009. 320 с. Далее все ссылки даны в тексте с указанием номера страниц в скобках.

Литература
1. Образ Родины в русской поэзии / сост. Е. Э. Байер. СПб.: Паритет, 2009.