Первые премьеры песен на мои стихи

Владимир Тяптин
"Нужна срочно песня о Галине Кулаковой!"

Наступал Международный женский день 8 Марта. Мне захотелось подарить и в этот день Евгении Владимировне заказанный мне Николаем Максимовичем текст шуточной песни. Я сочинил стихи для песни «Как-то летним вечером», позвонил Евгении Владимировне, договорился о встрече и днем принес этот текст к ней на квартиру. Передал также несколько лирических стихотворений.

Так у двух ведущих композиторов Удмуртии оказались тексты моих стихов. Началось томительное ожидание. Наконец, дней через десять я не выдержал и позвонил Геннадию Михайловичу. Его супруга Клавдия Васильевна сообщила мне, что он находится на репетиции ансамбля «Айкай» во Дворце культуры «Металлург». Разыскал Геннадия Михайловича во дворце по телефону. «Написал! — бодро ответил он.— Только почему Вы заменили в парке культуры и отдыха сосны на ели? Там ведь нет елей».— «Геннадий Михайлович,— ответил я,— ели составляют основную часть парка, но со стороны пруда растут сосны»,— «Ну, ну»,— послышалось в трубку. Я извинился за то, что оторвал его от репетиции, и на этом наш первый телефонный разговор закончился.

А пока ожидание продолжалось. Геннадий Михайлович не звонил, я тоже. Наконец, я понял, что он пошутил. Песню он не написал, поскольку был очень занят репетициями и концертами ансамбля «Айкай», где тогда он являлся ведущим артистом.

Позднее он рассказывал, как с этим ансамблем ему часто приходилось выезжать в районы недели на две и по два раза в день участвовать в концертах. Это было утомительно в его возрасте, но такой уж это был человек, готовый на любые жертвы ради служения искусству и своему народу. Благодаря ему коллектив тогда еще молодого ансамбля «Айкай» быстро встал на ноги и завоевал популярность.

Урок с «Ижевчаночкой» научил меня никогда больше не спрашивать композиторов, как идет работа над песней, поскольку творчество не предсказуемо и не всегда приходит удача, а часто создать музыку не позволяют обстоятельства.

На некоторое время я забыл о песнях, поскольку был занят изданием моей первой книги «Зеркало». И вдруг, 8 апреля, звонит Евгения Владимировна и говорит, что написала песню на мои стихи «На пруду Ижевском», что на концерте, посвященном памяти композитора Германа Афанасьевича Корепанова, который состоится 13 апреля в 19 часов в концертном зале Ижевского музыкального училища, эту песню под ее аккомпанемент на рояле исполнят Николай Максимович и артистка хора радио и телевидения (ныне академическая хоровая капелла «Удмуртия») заслуженная артистка УАССР Алла Ольхова.

С нетерпением жду премьеру первой песни на мои стихи, написанные в сентябре 1991 года. Взволнован, как школьник перед экзаменом. Ко мне подходит Геннадий Михайлович, берет под руку и на ходу, когда мы идем в концертный зал, говорит: «Владимир Яковлевич, позвонил В.Я. Митрофанов, художественный руководитель филармонии. Нужна срочно песня о Галине Кулаковой! 29 апреля в театре оперы и балета будет отмечаться 50-летие со дня ее рождения. В припеве должны быть слова «Галина! Галина! Галина!» Их будет подпевать весь зал».

Начинается первое отделение концерта. Справа от меня — Геннадий Михайлович, рядом с ним — Зоя Алексеевна Богомолова и моя жена Римма Алексеевна. Геннадий Михайлович, наклонившись ко мне, прошептал: «Владимир Яковлевич, Галина Кулакова совершила подвиг, она столько сделала для Удмуртии и России! Но я много раз встречал ее в больнице. Она такая больная! Она очень любит свою маму и деревню Степаново, где начинала свои тренировки! Надо спешить. Только Вы сможете быстро написать стихи для песни о ней».

В перерыве ко мне подходит Николай Максимович. Он повторяет слова Геннадия Михайловича: срочно нужна песня о Галине Кулаковой, что В.Я. Митрофанов предложил Евгении Владимировне написать музыку для этой песни, а поэта она должна найти сама. Не хотелось расстраивать Николая Максимовича, но пришлось сказать, что я уже дал согласие Геннадию Михайловичу.

Начинается второе отделение. Волнение мое нарастает. В руках у меня розы для Евгении Владимировны. Справа меня по-прежнему атакует неугомонный Геннадий Михайлович. Наконец, в финале концерта ведущая объявляет премьеру песни на мои слова. Это — неожиданность для Геннадия Михайловича. Он откидывается вправо, смотрит на меня вполоборота и говорит: «Поздравляю, Владимир Яковлевич!» Теперь уже я даю урок выдержки Геннадию Михайловичу и горжусь, что первым с исполнением первой песни на мои слова меня поздравил именно он, выдающийся деятель музыкальной культуры нашей республики.

Ах, как приятно было слушать исполнение первой песни на собственные стихи! Как часто я мысленно переносился потом в тот зал и передо мной снова возникали её исполнители и звучала прекрасная музыка и чудесные голоса. Вот слова этой песни:

На пруду Ижевском
Сотворилось чудо:
Осень в нём до блеска
Моет изумруды:
Сосны, пихты, ели
К берегу сбежались,
В голубой купели
Шумно расплескались.

Припев:
С неба в такт с их плеском
Льётся в сердце просинь…
На пруду Ижевском
Золотая осень.

Красные рябины,
Не боясь сорваться,
Гнут с обрыва спины,
В зеркало глядятся.
Радуя природу,
Пышные берёзы
Уронили в воду
Золотые косы.

Припев.

Звонкие осины
С ветерком играют,
Рыжей паутиной
Кручи обвивают.
Берега крутые
Чистят небу донце.
Волны озорные
Обнимают солнце.

Припев.


Геннадий Михайлович, Копысовы, Зоя Алексеевна и мы с женой выходим на улицу и идём по скверу. У всех прекрасное настроение. Евгения Владимировна и Николай Максимович вальсируют на асфальте и поют слова на яркую незнакомую мелодию. «Так ведь это же мои стихи «Ковш Большой Медведицы!» - восклицаю я. «Да,— говорит Евгения Владимировна,— я написала ещё одну песню на Ваши слова!» — «Владимир Яковлевич! Я еще раз поздравляю Вас со второй песней на Ваши слова!» — сказал от чистого сердца Геннадий Михайлович. Вот слова этой песни, написанные мною в сентябре 1991 года:

Ковш Большой Медведицы
Льёт печаль осеннюю,
Полумесяц светится,
Как душа Есенина.

А берёзки-звонницы
Золотыми листьями
Раззвонились, модницы,
Разошлись неистово.

Что им небо рваное,
Холод! Как цыганочки,
Красотою пьяные,
Пляшут на поляночке.

Я и сам сплясать не прочь
С самою красивою,
Обнимать её всю ночь,
Да жена ревнивая!

Хочу подчеркнуть благородную черту Геннадия Михайловича — внимание, отзывчивость и душевную щедрость. Он искренне радовался нашему с Евгенией Владимировной успеху, что, к сожалению, характеризует не так уж многих, в чем я убеждался неоднократно. •

----------
   На фото: Диск с текстом и записью песни Евгении Копысовой "Elizabeth II" на мои стихи, подаренный королеве Великобритании Елизавете II. К нему было приложено письмо следующего содержания:

April, 15th, 2008
To Her Royal Majesty Elizabeth II

Your Majesty,
We congretulate you heartily on your birthday and the forthcoming 55th anniversary of your coronation. We wish you health and every happiness in the world.
We send you compact-disk with a hymn dedicated to your Majesty.
The choir of talented Udmurt boys “Ingur” (“Heavenly melody”) dreams of rendering this hymn in London on celebration 55th anniversary of your coronation.

Yours sincerely,
Vladimir Tyaptin, the poet,
Evgeniya Copisova, the composer,
The choir of talented Udmurt boys
“Ingur” (“Heavenly melody”),
Valeriy Mitrofanov, the conductor

(15 апреля 2008 г.
Её Королевскому Величеству Елизавете II

Ваше Величество,
Мы сердечно поздравляем Вас с Вашим днём рождения и наступающей 55-ой годовщиной Вашей коронации. Мы желаем Вам здоровья и всего наилучшего.
Мы направляем Вам компакт-диск с гимном, посвящённым Вашему Величеству.

С наилучшими пожеланиями
Владимир Тяптин, поэт
Евгения Копысова, композитор
Хор мальчиков «Ингур»
Валерий Митрофанов, руководитель хора)

   На диске слева: текст песни на фоне любимого "убежища" королевы Великобритании Елизаветы II в Норфолке - поместья Сандрингэм. Построчный перевод на английский был выполнен Оксаной Белоусовой, мне пришлось затем осуществить поэтический перевод этого текста.

   Русский вариант текста песни "Елизавета II":

Елизавета II

      Гимн

Её величеству
королеве Великобритании
Елизавете II


История стремительно несёт
На крыльях времени великие свершенья,
И лидеров приветствует народ
И бурно выражает восхищенье.
И среди них прекраснейший цветок,
Вобравший красоту и ум, ценимый всеми,
Звезда из звёзд, чьих славных дел поток
Украсил мир, историю и время.

«Елизавета, – Время говорит, –
Елизавета – чудо-королева!»
Британия тебя боготворит.
И мы тебе шлём звонкие напевы!

В твоих делах мы видим много лет,
Как славно управлять способен женский гений,
Когда ему ни в чём преграды нет
И полон он прекрасных устремлений.
Цари на троне много славных лет.
Храни тебя Господь, народ твой и державу.
Пусть щедро дарят всем нам добрый свет
Твои дела, твоя любовь и слава!

«Елизавета, – Время говорит, –
Елизавета – чудо-королева!»
Британия тебя боготворит.
И мы тебе шлём звонкие напевы!

   Вскоре мною было получено письмо с благодарностью Её Величества.