Бишка и Солнечный лес

Евгения Олкинуора
    В Солнечный лес пришла весна. Деревья и кусты стряхнули с ветвей белые зимние шубы и оделись в легкие зеленые платьица. С довольным вздохом расправили занемевшие ветви березы и осины. Встряхнулись, засияли изумрудами в ласковых лучах весеннего солнца елочки, распрямились с добродушным ворчанием старые дубы.

   Быстрая Речка, что течет в глубине леса и впадает в Небольшой-но-очень-глубокий-пруд, освободилась от ледяных оков и с веселым журчанием устремилась в свое бесконечное путешествие. Ее прозрачные воды своим шумом разбудили даже тех обитателей Солнечного леса, которые спали очень крепко. Вернулись из дальних стран птицы, и вокруг стало шумно и весело. Сколько хлопот! Ведь надо привести в порядок норы и гнезда, сменить шубки, почистить перья, приготовиться к жаркому лету.

   И как раз в это время у Большерогого Лося и Красавицы Лосихи родился малыш-лосенок. Он родился ночью в лучах полной луны, которая серебрила верхушки деревьев. Огромные звезды ласково посмотрели на малыша и, переглянувшись, погладили его бурую шубку своими маленькими ладошками. Звездные лучики засияли в каждой шерстинке серебряными искрами.

   Лосенок открыл огромные глаза и огляделся вокруг. Над ним склонились три головы. Лосенок сразу догадался, что большая голова с величественными рогами принадлежит его папе, Большерогому Лосю. Другая голова, поменьше, украшенная маленькими растопыренными рожками – это старший брат Йохо, а у мамы, хоть и вообще нет рогов, но она самая красивая и самая лучшая мама во всем Солнечном лесу.

- Посмотри, у него голубые глаза, - сказала Красавица Лосиха. – Такие большие и лучистые.
- Он похож на тебя, - ответил Большерогий Лось. – Такой же красивый.
   Они с нежностью посмотрели друг на друга. Йохо протиснулся между родителями и внимательно посмотрел на младшего братишку.
- По-моему, мой брат будет большим безобразником, - заметил он.
- Кто бы говорил! – Большерогий Лось ласково ткнул старшего сына мордой в бок.
   Только что родившийся малыш потянулся, потом зевнул и снова закрыл глаза. Он узнал уже так много…
- Спи, сынок, - сказала Красавица Лосиха, - скоро утро. У тебя впереди еще столько всего интересного.

*  *  *
   Лосенок проснулся, когда озорной солнечный зайчик прыгнул ему на нос и начал его щекотать. Лосенок дернул носом, громко чихнул и открыл глаза. Уютная пещерка, где он спал, была залита солнечным светом. Вокруг никого не было. Малыш осторожно поднялся на тоненькие ножки и выглянул на улицу. Ух ты! Какой огромный и интересный мир! Его обязательно нужно рассмотреть получше!

   Лосенок сделал один шаг, второй, третий и, наконец, окончательно выбрался из пещерки. Как замечательно! Какое высокое голубое небо над головой! Какой прозрачный чистый воздух!

   Утренние лучи солнца коснулись шерстки лосенка, окрасив ее в золотистый цвет. Лосенок радостно шевельнул ушами. Как красиво!

   Вокруг действительно было очень-очень красиво. Большая поляна – одно из самых красивейших мест в Солнечном лесу. Не случайно Большерогий Лось выбрал ее своим домом. В любое время года здесь хорошо, но весной - в особенности. Большая поляна вся покрыта изумрудно-зеленой травой, в которой разбросаны яркими пятнами лесные цветы. Синие, желтые, красные… разные-разные!

   Лосенок потянулся мордочкой к синим колокольчикам, тихо покачивающимся на ветру:
- Кто вы?
- Мы – сон-трава, - прошептали синие цветы.
- А мы, а мы – хохлатки, - зашелестели их фиолетовые соседки. – С добрым утром, лосенок!
- А как тебя зовут? – крохотные желтые цветочки, раздвинув подружек, уставились на малыша веселыми глазками.
- Не знаю, - растерялся лосенок. – У меня пока еще нет имени.
- Конечно, у него нет пока имени, - заметила сон-трава. – Ведь он еще совсем маленький!
- Ну-ка, подойди сюда, малыш! – позвал лосенка тихий голос с края поляны.
   Малыш поднял голову.
- Кто ты? – спросил он.
- Я – примула, - ответил желтый с поникшей головкой цветок на высоком стебле. – Ты еще не проголодался, малыш?
- Немного, - засмущался лосенок, подходя к примуле. – Но мама обещала покормить меня.
- Конечно, - закивала примула, - но мои листья очень полезны, в них много витаминов.
- Витами… - лосенок запнулся. – А они вкусные?
- Очень, - заверила его примула. - Попробуй!
   Лосенок хотел сорвать листок, но остановился и спросил:
- А ты? Что же будет с тобой, если я съем твои листья?
- Не бойся, - успокоила его примула. Я – в моих корнях. Не повреди корни, и завтра на рассвете мы будем беседовать, как ни в чем не бывало.
- А-а, понятно, - кивнул малыш и принялся обрывать листья. – Вкусно! Спасибо тебе, примула!

   Но тут он заметил другое интересное растение. Неподалеку от гостеприимной примулы покачивался на высоком стебле черный шар, окруженный бледно-зелеными листочками.

- Лоси едят ягоды, - вспомнил малыш и хотел сорвать лакомство, но растение качнулось в сторону и замахало на него широкими листьями.
- Ш-што ты, ш-ш-што ты, - зашелестело оно. – Я – вороний глаз. Мои ягоды очень горькие и ядовитые для животных.
- А-а… - лосенок на всякий случай отошел подальше. – Спасибо, что предупредил.

   Вдруг перед самым носом лосенка вспыхнул в лучах солнца неизвестно откуда взявшийся огромный красный цветок с синими кругами на лепестках. Вспыхнул и погас … и снова засиял яркими красками.

- Какой странный, - сказал малыш и потянулся мордочкой к цветку, но тот хлопнул лепестками и … взлетел.
- Цветочек, постой! Куда ты? – лосенок вскочил на ноги и неуверенно засеменил следом.

   Он смотрел вверх на улетающий цветок и потому не заметил, как оказался в густых зарослях ежевики, окруживших Большую поляну.

- Кар-р! Кар-р! – раздался сбоку хриплый голос. – Вот глупый! Кар-р! Бабочку за цветок принял!
   Лосенок огляделся. На ветке березы сидело что-то большое, черное и взлохмаченное.
- Глупый! Кар-р, глупый! – смеялось оно.
- Кто ты? – спросил лосенок.
- Я-то ворона, - ответил незнакомец, - а вот ты кто такой?
- Я – лосенок, - ответил лосенок.
- Да я и сама вижу, что лосенок, - раскаркалась ворона, а это была именно она. – Только что это ты такой глупый?
- Я не глупый, - обиделся малыш. – Я еще маленький. Зачем ты меня дразнишь?
- Кар, - ответила ворона и, слетев на ветку куста, не больно, но обидно клюнула его в затылок.
- Как тебе не стыдно обижать маленьких! – сердито зашелестела ежевика и вцепилась в вороньи крылья колючими стеблями. – Не пущу тебя никуда.
   Ворона попыталась взлететь, но куст крепко держал ее.
- Ничего не понимаю, - прокаркала ворона, дергая крылом.
- Тетя ежевика говорит, что ты ведешь себя плохо, - объяснил лосенок.
- Ерунда, - возразила ворона сердито, - растения не разговаривают.
   Ежевика еще сильнее вцепилась в ее крылья.
- Отпусти ее, пожалуйста, - попросил лосенок. – Пускай летит, - и, помолчав, добавил: - Между вороной и вороньим глазом нет ничего  общего… а  еще  меня  глупым  называет…
   Ежевика неохотно распрямила стебли, и ворона с негодующим карканьем убралась прочь. Лосенка она с тех пор больше не обижала.
- Почему я тебя понимаю, а ворона нет? – спросил лосенок у ежевики.
- Просто не все могут слышать, как говорят растения, - объяснила та.
- А кто может слышать? – заинтересовался лосенок.
- Тот, кто умеет слушать.
- Сынок, где ты? – послышался с другого конца поляны голос Красавицы Лосихи.
- Иду, мама! – отозвался лосенок и, попрощавшись с ежевикой, побежал домой.
- Где ты пропадал? – взволнованно спросил Большерогий Лось, когда малыш подбежал к нему. – Стоило маме на минутку оставить тебя без присмотра, как тебя уже и след простыл!
- Я же сказал, что с ним хлопот будет больше, чем со мной, - заметил Йохо.
- Ой, мама! Папа! Йохо! Не сердитесь, пожалуйста! – воскликнул лосенок. – У меня было такое удивительное утро! Такое удивительное!
   И он рассказал обо всем, что с ним произошло.
- Ах ты, непоседа! – Красавица Лосиха нежно боднула сына широким лбом. – Ты у меня большой шалунишка. Как бы нам тебя назвать? Ведь тебе действительно уже давно пора дать имя!
- Большой шалунишка, – весело сказал Йохо. – Бишка – Большой шалунишка, Бишка – Большой шалунишка!
- Бишка?! – сказал Большерогий Лось. - Хорошее имя. Давай назовем нашего сына Бишкой?
- Я согласна, - кивнула Красавица Лосиха. – Сынок, а тебе нравится?
- Еще бы! – ответил лосенок. – Я – Бишка – Большой шалунишка. Побегу расскажу примуле, что у меня теперь есть имя.
   С того дня все обитатели Солнечного леса стали звать маленького лосенка Бишкой.


*  *  *
   Шли дни. Бишка подрос и многое узнал за это время. Большерогий Лось и Красавица Лосиха заботливо обучали его звериным премудростям.

   Однажды Бишка под присмотром Йохо отправился погулять по Солнечному лесу. В первый раз он покидал Большую поляну.

- Мам, почему ты не отпускаешь меня одного? – спросил он. – Ведь я уже большой!
- Ты еще не знаешь обо всех опасностях, которые  могут  подстерегать лосенка в лесу, - ответила Красавица Лосиха, - но я обещаю, что скоро ты сможешь гулять, где захочешь.
- Понятно, - покладисто кивнул Бишка, и они с Йохо зашагали по тропинке.
   Погода была прекрасная, солнце щедро освещало лес, и Бишка не уставал вертеть головой, разглядывая все вокруг.
- Какой красивый маленький лосенок, - раздалось вдруг у него над головой веселое чириканье. – Йохо, это твой братишка?
   Бишка поднял голову. На ветке рябины сидела синица и с интересом смотрела на него.
- Да, - ответил Йохо, - это Бишка.
- Здравствуйте, - сказал лосенок. – Очень рад Вас видеть!
- Здравствуй, малыш, - ответила синица. - Ты очень красивый. Когда ты вырастешь, из тебя получится настоящий олень!
- Почему она сказала, что из меня получится настоящий олень? – спросил Бишка Йохо, когда они пошли дальше. – Я ведь лось!
- Конечно, лось, - кивнул Йохо, - но и лоси, и олени, и косули, и лани – это одна большая семья. Семья оленей. Так что и ты, и я, и мама с папой смело можем называть себя оленями.
- Понятно, - задумчиво сказал Бишка, хотя на самом деле вопросов у него было еще очень много.

   Вскоре они вышли на берег Небольшого-но-очень-глубокого-пруда. Огромные деревья склонились над его сиреневыми водами, и тень от их резных листьев лежала на поверхности пруда узорчатым кружевом. Вдали на волнах покачивался красочный ковер из желтых кувшинок, по которому были разбросаны редкими пятнами снежно-белые лилии.

- Красиво как, - вздохнул от восхищения Бишка. – Вот бы поближе посмотреть!
   Они с Йохо улеглись в высокую траву. Йохо задумчиво жевал какой-то стебелек, Бишка во все глаза смотрел на окружающую его красоту. Наконец, он повернулся к брату, но Йохо преспокойно спал, растянувшись в густой траве.

- Ладно, я сам попробую добраться до цветов, - решил Бишка и осторожно вошел в воду.

   Сквозь прозрачные волны было видно дно со всеми его обитателями. Лосенок шел, опустив голову и разглядывая стайки серебристых рыбок, вертевшихся у его ног. С каждым шагом двигаться становилось все труднее, вода толкала назад, поднимаясь все выше и выше, но Бишка упрямо продвигался дальше. Вот ему пришлось запрокинуть голову, чтобы вода не попала в нос, и вдруг дно ушло у него из-под ног, волны оторвали его от твердой поверхности и понесли вперед. Бишка сначала испугался, но потом заметил, что вода надежно держит его. Он попробовал грести ногами, как будто идет по высокой траве, и с удивлением обнаружил, что волны слушаются его, и он может плыть, куда хочет.

   Бишка подплыл к одной из белых лилий и внимательно осмотрел ее со всех сторон. Нежные, почти прозрачные лепестки с голубоватым отливом, казалось, светились изнутри загадочным холодным огнем. Бишка хотел понюхать цветок и потянулся к нему носом, но в этот момент лилия закрыла свои прекрасные лепестки и медленно скрылась под водой. Бишка удивленно потянулся следом. Он погружался глубже и глубже и, наконец, нырнул с головой.
   Под водой было темно и очень мокро, но лосенок смог разглядеть толстый стебель, на котором держала свой красивый цветок белая лилия.

- Чудно, - подумал лосенок и вынырнул на поверхность.
- Бишка! Возвращайся! – послышался с берега голос Йохо. – На минутку ведь только глаза прикрыл, а ты уже исчез куда-то.
   Бишка подплыл к берегу и, отряхнувшись, выбрался на сушу.
- Йохо, я умею плавать и нырять, - сообщил он.
- Не сомневаюсь, - ответил Йохо. – Все лоси с рождения отличные пловцы, ведь мы едим не только траву и ягоды, но и водные растения, которые очень вкусные.
- И очень красивые, - добавил Бишка, - так что даже жалко их есть.
- Мечтатель, - фыркнул Йохо и шутливо боднул брата.
- Ах, ты так! – весело крикнул тот и хотел боднуться в ответ, но Йохо увернулся, и они стремглав помчались по тропинке, ведущей к дому.

*  *  *
   На следующее утро Бишка проснулся раньше обычного и тут же выскочил на улицу. Выскочил… и ничего вокруг не увидел. Вся Большая поляна от одного края до другого была затянута белой дымкой. Бишка потянул носом, в ноздри ударил сильный запах сырости.

- Что это? – удивленно спросил лосенок.
- Это туман, - отозвался откуда-то из-под ног тоненький голосок. – Осторожнее, не наступи на меня.
   Бишка замер с поднятым передним копытцем:
- А где ты? И кто ты?
- Я мышь-малютка, - ответил голос, - и мое гнездо находится прямо под твоей ногой.
- Гнездо? – удивился Бишка. – Разве мыши живут в гнездах? Я думал, только птицы строят себе такие домики.
- Мыши-малютки, - ответила его невидимая собеседница, - сплетают шар из трав и стеблей, который качается над землей. В таком домике очень уютно и можно качаться, как на качелях, когда дует ветер.

   Бишка наклонил голову к самой земле и в самом деле увидел зеленый шар, из которого высовывалась симпатичная остренькая мордочка с длинными усами.

- Так ты и есть малютка? – спросил лосенок. – А как тебя зовут?
- Малышка, - пискнула мышка. – А тебя?
- Бишка, - ответил лосенок. – Почему я раньше не встречал тебя здесь?
- Я только вчера переселилась на Большую поляну, - пояснила мышка. – Раньше я жила на лугу.

   Пока они разговаривали, из-за верхушек деревьев выплыло большое золотое солнце. Его жаркие лучи тронули белесую вату тумана, и тот стал потихоньку таять. Вскоре вся поляна была залита золотистым солнечным светом.

- Новый день наступил, - сказал Бишка. – Малышка, давай немного погуляем вместе?
- Давай, - согласилась та.

   Они стали бродить по поляне, разговаривая обо всем на свете, потом затеяли игру в догонялки. Маленькая шустрая мышка, к удивлению лосенка, ничуть не уступала ему в скорости. Гоняясь за Малышкой, Бишка споткнулся, упал и принялся весело болтать в воздухе тонкими ногами.

   Вдруг он увидел в небе черную точку, которая, описывая большие круги, парила над поляной. Бишка поднялся с земли, всматриваясь в неясную тень. Вот она замерла на мгновение, а потом с громким криком «кья» молниеносно спикировала вниз, опустившись позади лосенка. Только тогда Бишка узнал в ней канюка, большую хищную птицу.

- Ой, помогите! – раздался жалобный писк.
   Лосенок быстро обернулся. Сверкая глазами и хищно щелкая клювом, канюк сжимал в длинных когтях Малышку.
- Отпусти ее сейчас же! – крикнул Бишка и, не раздумывая, бросился к хищнику. Лосенок вспомнил, как вцепилась в ворону ежевика, когда та хотела обидеть его, и смело, ухватившись зубами за хвост канюка, поднял его над землей.
- Ой, помогите! – закричал в свою очередь канюк.
   От удивления и неожиданности он разжал когти, и мышка, попискивая от ужаса, забилась поглубже в траву. Она была цела и невредима, но очень напугана.

   Канюк попытался высвободиться и сердито забил широкими крыльями. Не в силах справиться с крупной птицей, Бишка споткнулся, и они оба покатились по земле, но храбрый лосенок не выпустил своего противника. Изогнувшись, канюк хотел клюнуть назойливого лосенка, но Бишка изловчился, вскочил на ноги и хорошенько встряхнул хищника. И как тот ни старался, лосенок все время успевал увернуться от мощного крючковатого клюва.

   Малышка, закрыв от страха глаза, дрожала, сидя в густой траве.

   Канюк опять захлопал крыльями в тщетной попытке вырваться, а Бишка, широко расставив тонкие ноги, лишь упрямо затряс головой.

- Эй, послушай, малыш, - не выдержал хищник. - Что ты ко мне пристал?
   Бишка аккуратно положил незадачливого охотника на землю и крепко придавил копытцами, чтобы не улетел.
- А зачем ты обижаешь маленьких? – спросил он.
- Такого маленького, как ты, еще попробуй обидь, - сердито ответил канюк.
- Я не про себя говорю, - Бишка мотнул головой, - а про Малышку, мышь-малютку.
- Вы друзья, что ли? – удивился канюк.
- Да, - ответил лосенок, - мы друзья!
- Отпусти меня, - попросил канюк, стараясь взмахнуть крыльями. – Я больше не буду.
- Сначала дай честное слово, что никогда не обидишь Малышку, - потребовал Бишка.
- Даю честное слово, - не стал спорить канюк. – Дружбу надо уважать. А теперь, пожалуйста, убери ноги с моих крыльев.

   Лосенок осторожно освободил птицу. Канюк встал, отряхнулся, поправил перья и повернулся к Бишке:

- Сколько тебе лет, малыш? – спросил он.
- Мне еще нет лет, - ответил Бишка, – я родился только в этом году.
- Ты сильный и смелый, - одобрительно заметил канюк. – Правда, я тоже не так давно родился, как и ты. С моим папой ты бы, наверное, не справился. Он, знаешь, какой большой!
- Да я и с тобой драться не хотел, - смутился Бишка. – Просто ты Малышку обидел.
- А знаешь что? Давай дружить, - предложил канюк. – Меня Оша зовут, а тебя?
- Бишка, - представился лосенок, - но я не знаю…
- Понимаю, - сказал Оша и шагнул к Малышке.
   Мышка в ужасе метнулась в сторону.
- Не бойся, - остановил ее Оша, - я тебя теперь не трону. Он внимательно посмотрел на малютку, запоминая. – Я не трону и другим скажу, чтоб не трогали. Можешь спокойно по лесу гулять и… и извини, пожалуйста.

   Он неуклюже поклонился и протянул Малышке крючковатый коготь. Дрожа от страха, она протянула в ответ хвостик.

- Ты как? – спросил Оша. – В порядке?
- Вроде бы, - ответила Малышка. – Только тебя боюсь.
- Еще раз прости, - сказал Оша.
- Попробую, - ответила мышка.
- Значит, будем дружить? – обрадовался Бишка.
- Будем, - ответил канюк.
   В эту минуту к ним подбежал Йохо, радостно вопя:
- Я все видел! Вот это да! Бишка, ты молодец!
   Вслед за Йохо подошли Большерогий Лось и Красавица Лосиха.
- Я горжусь тобой, сынок, - сказал Большерогий Лось. – Ты отважный и благородный.
- Да, - добавила Лосиха, - и я теперь знаю, что тебя можно отпускать одного, куда угодно. Ты сможешь постоять не только за себя, но и за своих друзей.
- Мама! Папа! – Бишка радостно посмотрел на родителей. – Я никогда никого не буду обижать. Ведь дружить лучше, чем ссориться. Сегодня я понял это!
- Он такой смышленый, - с гордостью сказала Красавица Лосиха Большерогому Лосю. – У нас замечательный сын!
- Ты совершенно права, - согласился тот.