Первые шаги в музыке 6

Ольга Косарева
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

     V. СОДРУЖЕСТВО. Содружество взрослых в воспитании малышей –  важнейший залог успеха. Родители (или бабушки, дедушки) с удовольствием соглашаются присутствовать на уроках. Это очень хорошо, даже необходимо. Ведь работа ведется не в индивидуальном порядке, а с группой. Задача родителей – помочь своему ребенку не чувствовать себя отстающим от других, уловить, что не получилось и повторить это. Сборники со всем необходимым материалом в наши дни напечатать не проблема, так что и писать ничего не надо – все есть. Взрослые, присутствовавшие на наших уроках, увлекались  не меньше детей, подходили к инструменту, когда мы что-то играли, смотрели, запоминали, участвовали в заключительной игре. Приходилось иногда утихомиривать их пыл, когда они рвались отвечать вместо своего задумавшегося чада. После урока договаривались, над чем и как поработать дома.

   Содружество  коллектива преподавателей – это из области мечты. Хотя оно важнее содружества с родителями. Обычно каждый педагог «дует в свою дуду». Он не интересуется тем, что происходит на других уроках, у него свой путь обучения. А давайте представим себе, что преподаватели хора, специнструмента, сольфеджио договорились между собой и начали работать «рука об руку». Все инструментальные задания (игру гамм, интервалов, транспонирование песен, сочинение пьес, вариационные циклы с фактурным, гармоническим и мелодическим варьированием) берет на себя преподаватель специнструмента, работа над постановкой голоса, чтением стихов и обыгрыванием песен (сочинение, разнохарактерное исполнение, мелодическое варьирование, многоголосные фантазии) происходит на уроках хора, сольфеджист занимается развитием слуха, освоением теоретической терминологии. И все – в одной системе, все – с единым подходом. Что бы это было!!! Какие бы таланты можно было бы вытащить из учеников!!! Но увы, увы, увы… Сольфеджисты начитывают теоретический материал, непоставленными голосами сольфеджируют, не умея справиться с фальшивым «подвыванием» учеников, мучают несчастных непонятными диктантами. На таких уроках музыка как таковая практически изгнана за ненадобностью. На занятиях по специнструменту сразу ставятся ноты и идет работа над их освоением. Постановка руки, считывание музыкальных текстов, в которых необходимо решать кучу логических задач в одновременности, с которой, с этой кучей, и взрослому-то нелегко справиться (ноты в разных ключах, метро-ритм, штрихи, аппликатура, фразировка, да еще чтобы пальцы не прогибались) – тут уж маленькому трудяге не до творчества и не до музыки – задачки решает, а не образами играет. На хоре – тоже не повеселишься, не расслабишься: общее пение (не справляешься – получи замечание), разучивание песен, опять-таки чужих песен, не своих, часто не подвластных крохотному голосишке. Происходит, в конечном итоге, «растаскивание», «раздирание» таланта, влечения, желания по классным комнатам уверенных в собственной правоте преподавателей. В результате многие дети бросают музыкальную школу, или, «из-под палки» заканчивают ее со словами: ненавижу классическую музыку.

  Не удержалась от резкой критики – уж простите. Конечно, велико число преподавателей, любящих детей, чувствующих их, умеющих привить и навыки исполнения, и любовь к музыке и занятиям ею. Но все-таки общая система «растаскивания» действует скорей разрушительно, чем созидательно. В такой системе многое по дороге теряется, и теряется невосполнимо.

    

ВСТАВКА

 – Встали вокруг меня, поднимем локти, проверим, просторно ли нам, удобно ли будет работать… Хорошо. Знакомимся с новой песней. Сольфеджируем с помощью ручных знаков. Поем первую фразу: ( ступени мажора: I- II- III- III- III- II- I- I), вторая фраза повторяет первую… Припев тоже из двух фраз, вот первая… (VII- VII- VII- VII- VII- VII- I- I). Вторая фраза припева  - повторение первой… (I ступень мы поем на слог «му» и показываем, прижав ладони к груди – тоника, устой, поэтому прикосновение плотное; II ступень – слог «ве», пальчики обеих рук легко, как крылья бабочки, прикасаются к подбородку – вторая ступень неустойчивая, поэтому жест легкий; III ступень – слог «на», подушечками пальцев обеих рук прикасаемся к месту над верхней губой, где много нервных окончаний, раздражая которые мы добиваемся высокой позиции звучания;  VII ступень поется на слог «ри», первый и третий пальцы образуют колечко, которое размещаем, как бы оттягивая галстук, не прикасаясь к телу, чуть ниже тоники). Пропели мелодию пару раз. Подставили слова: «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять. Дело, дело, дело, дело, в лес по ягоды гулять».

  – Это старинная народная песня, которую пели девушки на лесных полянках, водили хороводы, взявшись за руки. И пели ее по-разному – народная ведь мелодия, а народ любит петь любимые напевы то так, то этак. Давайте споем еще один вариант этой песни: поем все в точности так же, но в припеве на словах «Дело, дело, дело, дело» вместо VII ступени пропеваем V ступень  (V ступень внизу поется на слог «ло» и показывается вытянутыми руками, пальцы рук прикасаются друг к другу почти под прямым углом с руками, образуя «дно» мелодии).

 – Нравится песня? Теперь представьте себе хоровод, в котором все – прекрасные певуньи, и им нравится разукрашивать свою песню музыкальным кружевом. Чем мы хуже? Попробуем? Все поем основную мелодию, а вы – одну первую ступень повторяйте в запеве без конца, будто травка стелется под ногами, а в припеве пойте с нами в унисон. (Поем, закрыв одно ухо ладошкой, чтобы хорошо слышать и контролировать себя в общем ансамбле). Ну, как, здорово? Беремся за руки, ведем хоровод, а «травку» в центр круга «постелим». И… Отменный хоровод получился! Кто хочет сыграть роль «травки»? Выходите в круг. Остальные разделяются на две группы, вы – поете основную мелодию, а вы (кто может справиться) – на терцию выше. Попробуем? Закройте ушко, поем… Ого, вы уже и с трехголосием справляетесь! Настоящие профессионалы! Неужели и четырехголосия не испугаетесь? Нет? Точно нет? Тогда поем тот же вариант, что пели сейчас, а ты пой все время наверху V ступень на слог «ля» - это небо радуется и пляшет вместе с нами – оно далеко от нас, поэтому громко не ори, пусть это будет воздушная песенка… Что? И пятиголосия не испугаетесь? Не может быть! Ну, вы и отчаянные! Тогда давайте прибавим еще песенку земли – V ступень внизу, звук у земли плотный, темный, но тоже не громкий – она просто как бы тихонько гудит от радости…

 – Какое задание на дом? А поиграйте с песенкой «Как пошли наши подружки». Кто что захочет, то и сделает. Можете придумать другие варианты мелодии, даже сочинить мелодические вариации. Хотите – подберите к мелодии подголоски, вдруг у вас что-то интересное получится – мы споем. Или подберите аккомпанемент, сочините фактурные вариации. Попытайтесь записать мелодию нотами – не думайте, что это легко. Ритм-то здесь простой. Ну-ка определите длительности… да, сплошные «розы» и «маки», восьмые и четверти. А вот где поставить тактовые черты – это еще вопрос. Песенка эта с изюминкой. Вот и найдите эту изюминку. Что я вам поставлю? Открывайте свои дневники и ставьте столько пятерок, сколько хотите, пока мы, взрослые, свои дела обсуждать будем…

                ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

  Кроме знакомства с музыкальным языком, освоения начальных форм музицирования, накопления слуховых навыков, есть еще одна важная сфера – умение слушать музыку с увлечением. Музыка должна волновать, не оставлять равнодушным. Мы слушали некоторые произведения, разбирая их «по косточкам», чтобы научиться слышать все, с чем познакомились. Более сложные произведения слушали просто эмоционально, постигая красоту и богатство образного содержания. Это, в первую очередь, музыкальные сказки. Наши уроки изредка заканчивались не шумной игрой. «Слушаем музыку» – говорила я. Все садились, укладывали головы на руки, закрывали глаза. Звучала музыка и тихий сопровождающий рассказ: «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро» Лядова, «Ученик чародея» Поля Дюка… Или под музыку Чюрлениса мы рассматривали его картины, придумывали им названия… Сегодня послушаем первую часть «Шехерезады» Римского-Корсакова…

  Рассказывает Шехерезада сказки грозному султану Шахриару, спасает свою жизнь. Всю ночь льется и льется ее волшебный голос. Одну сказку доскажет, замолчит… а Шахриар требует – еще… Начинает Шехерезада новую сказку. Увлечется султан, глядь – ночь закончилась, а сказку Шехерезада прервала с первыми лучами солнца на самом интересном месте. С нетерпением ждет Шахриар следующей ночи…

  И композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков увлекся сказками Шехерезады. Представил себе, как плывет бесстрашный Синдбад-мореход на небольшом кораблике по волнам бескрайнего океана навстречу опасным приключениям. Перед его внутренним взором возникла переливающаяся красками колышущаяся водная гладь. У Николая Андреевича был удивительный музыкальный слух – он все видел в цвете, каждая тональность у него окрашивалась разными-разными оттенками. (Включаю «тему моря», открывающую Allegro I части). «Тему моря» Николай Андреевич написал в ми-мажоре, который виделся ему ярко-синим, дальше добавил новые краски: темно-синий со свинцовым отливом си-мажор, серо-синеватый ми-бемоль-мажор, зеленоватый фа-мажор. Слышите, как волнуется океан? Струнные инструменты в аккомпанементе изображают вздымающиеся и опадающие волны. Почему струнные? У них льющийся звук, похожий на скольжение водных струй. У альтов и виолончелей звук глубокий, объемный – вот они и рисуют нам волнующуюся поверхность глубокого океана.

  Послушаем темы наших главных героев… (Включаю самое начало – «тему Шахриара»). Лежит Шахриар на своем узорчатом ложе величественный, грозный, брови насупил, а сам с нетерпением ждет начала рассказа – слышите трель? – это сердце его взволнованно бьется. (Тихо звучат протяжные аккорды деревянных духовых) – затих султан, вздохнуть боится, глаза прикрыл, весь обратился в слух. (Звучит «тема Шехерезады») – откинула Шехерезада легкое покрывало с прекрасного лица, полился ее волшебный голос – слышите, как нежно поет скрипка? Перебирают тонкие пальцы султанши струны арфы. Задумалась она – о чем начать рассказ?.. Взмахнула ресницами, улыбнулась – сейчас начнет сказывать… Послушаем ее повествование? Музыка понравилась? Тогда слушаем с самого начала…

  Лежит Шахриар, опершись на пуховые подушки, тема его спокойна – он готов выслушать новую сказку, смягчились черты его сурового лица, закрылись глаза в предвкушении… Начинает сказку Шехерезада о смелом купце Синдбаде, уплывающем в дальние страны… Что-то ждет его там?.. Вернется ли он домой?..

  Волнуется океан, катит тяжелые волны… Почему по волнам плывет «тема Шахриара»? Так ведь для него рассказывает Шехерезада, это он представляет себе океанские волны, манящие вдаль, в чужие волшебные миры… Таят в себе волны и угрозу, и ласку, и тревогу, и покой…

   Скользит бесшумно по волнам корабль Синдбада («тема корабля Синдбада») – поет о нем задумчивая флейта, плывет ее одинокий голос над качающейся водной гладью…

   Что это? Тема Шехерезады? Да как она изменилась! Разбилась на отдельные куски, убыстрилась. Это уже не Шехерезада, а лики подводных волшебниц окружили корабль, мелькают под водой, смеются, плещут руками, бурю на корабль гонят.. Всколыхнулся океан, потемнел, все выше вздымаются тягучие валы. Гулко бьются они о тонкие деревянные борта, брызжут в лица испуганных матросов, нависают стеной над хрупким суденышком… Страшная буря!.. Отчаянно ревут тромбоны и туба, возгласы духовых инструментов полны ужаса…

  Стихает постепенно океан… Плывет Синдбадов кораблик, выдержал битву с океаном… Вновь всплывают из глубин лики подводных волшебниц, плывут по волнам их длинные волосы, машут руки, призывая новый шквал… Но стойкий кораблик не сдался и на сей раз… Стих буйный ветер, угасло волнение, воздух прозрачен… Плывет корабль, поднимает паруса… Вдаль, вдаль уплывает… навстречу солнечным лучам, вспыхнувшим у горизонта…

   Вспыхнул солнечный лучик и в окне султановых покоев… Замолчала Шехерезада. Что будет дальше, расскажет она Шахриару в следующий раз, на следующую ночь…

                ***