Забытое кораблекрушение

Морской Профсоюзный Телеграф
В конце 90-х годов в профком позвонила пожилая женщина и попросила помочь ей разобраться в начислении пенсии. Подобные обращения в профсоюз нередки, но бабушке в ее восемьдесят с лишним лет хотелось еще и просто поговорить. Хотя бы по телефону – ведь очень тяжело быть одиноким. А эта женщина осталась одна уже давно: бабушка рассказала, что ее сын, курсант ЛВИМУ, погиб на т/х «Академик Карпинский» вместе с экипажем, а судно это принадлежало Балтийскому пароходству.
Посочувствовав одинокой женщине в ее горе, мы, честно говоря, подумали, что она что-то напутала: про крупные кораблекрушения, случившиеся в послевоенной истории БМП, мы, пришедшие на работу в 1960-70 годах, вроде бы, знали все. Обратились в Совет Ветеранов БМП – да, говорят, что-то было, но очень давно. В общем, концы терялись. Получить какую-нибудь информацию о судьбе судна в архивах, не будучи родственниками членов экипажа, не удавалось, а бабушка пропала – во всяком случае, по указанному ею же телефону связаться с ней не удалось…
Но история получила продолжение. Сравнительно недавно и неожиданно в Центральном архиве историко-партийных документов Санкт-Петербурга обнаружились документы политотдела/парткома пароходства, протоколы партийных собраний и все, что связано с партийной жизнью. 
Сохранилось немного: обычные протоколы, обсуждение соцобязательств, каких-то партийных инициатив, и… несколько листков, склеенных попарно и отмеченных суровой печатью «Не вскрывать»! Эти листы и хранили в себе краткое описание событий, впрочем, как и некоторую недосказанность. С момента аварии прошло уже больше шестидесяти лет, а подробности до сих пор засекречены. Но это дело для настоящих историков, а мы ставили перед собой совершенно другую задачу – восстановить забытые имена наших товарищей.
Судьбе уж так было угодно распорядиться, что в то время, пока мы по архивам искали информацию о судне, «Академик Карпинский» был найден, и сделали это польские парни – дайверы из клуба «Baltictech». Так, совершенно случайным образом, информация о пароходе и погибших моряках вышла на поверхность.  Значит, они хотят напомнить о себе…
Итак, в 1936 году судно было построего в немецком Эмдене, получило имя «Thalia» и вошло в состав военно-морского флота Германии. «Thalia» перевозила грузы в Испанию - пока Франко и Гитлер были друзьями. В 1943 году дружба кончилась, и в порту Кадис франкисты интернировали пароход. В мае 1945 года весь экипаж с пароходом сдались англичанам. Над судном был поднят флаг уже Королевского военно-морского флота, само судно  переименовали в “Еmpire Consett” и до 1946 года перевозили на нем грузы антифашистской коалиции. Попав под репарацию и снова сменив владельца, уже под «серпасто-молоткастым» красным флагом  и новым именем «Академик Карпинский» продолжил службу в Балтийском государственном морском пароходстве.
Что делали с этим пароходом фашисты и союзники история умалчивает. Достоверно известно, что еще в 1945 году на верфи в порту Фалмут был проведен аварийный ремонт главного двигателя. Войдя в состав БГМП, весь 1949 год судно простояло на ремонте в порту Висмар, где и встретило образование Германской демократической республики. Ремонт был не только долгим, но и безобразным: средств не хватало, запчастей практически, не было. В конце концов, заменив все дизель-генераторы и осушительные насосы, пароход вышел из ремонта, как говорили моряки на собраниях, «в аварийном состоянии».
Мучения экипажа с трофейным пароходом продолжались вплоть до его гибели. Внезапно самопроизвольно останавливались дизель-генераторы, вода не откачивалась из осушительных колодцев трюмов, балластных танков и льял машинного отделения, и вдобавок на судне напрочь отсутствовала вся техническая документация.
В результате в феврале 1951 года добавилось повреждение носовой части корпуса судна и Судовой регистр СССР составил акт «О категорическом запрещении балластных переходов для т/х «Академик Карпинский».
Судно опять идет на ремонт в порт Висмар и стоит в доке два месяца. Что уж тут говорить о выполнении судном плана грузоперевозок и о социалистическом соревновании с экипажами других судов БГМП. План I полугодия 1952 г. выполнен лишь на 44%. Капитан А.А. Яковенко пишет рапорты начальнику БГМП Логинову, политдонесения начальнику Политотдела пароходства Сорокину, с обоснованием планирования работы судна под погрузку тяжелыми кубатурными грузами, а не легкими, сыпучими и малокубатурными. Просит Службу технической эксплуатации БГМП принять во внимание плохое состояние корпуса. А в ответ – обвинения экипажа в технически неграмотной эксплуатации судна и всех его механизмов. В результате – кадровая чехарда, каждые три месяца почти весь экипаж обновляется.
Но экипаж продолжает упорно работать: по 15-16 часов в сутки пашут механики, мотористы и матросы. В июле 1953 г. капитан Ю.А. Жарков по радио докладывает руководству, что за первое полугодие 1953 года на судне произошло только три аварии (а в первом же полугодии 1952 года их было десять), и, выполняя исторические решения ХIХ Съезда КПСС, теплоход, работая на Балтике между портами Вентспилс, Росток, Висмар, Таллинн, Калининград, Амстердам, выполнил 23 рейса. Все рейсы закончены с перевыполнением плана, и сэкономлено 40 тонн топлива. Текст этого «радиодоклада» был опубликован в газете «Советская Балтика» БГМП, а до этого т/х «Академик Карпинский» более двух лет не упоминался на страницах газет.
В начале августа 1953 г. в Калининграде произошла частичная замена экипажа. Прибыли для работы на штатных должностях несколько курсантов Ленинградского Высшего мореходного училища. На стоянке провели партийное и комсомольское собрания - секретарем парторганизации избран третий механик Беляев Алексей, а комсомольским вожаком – второй механик Фисюк Николай. Там же, на стоянке в Калининграде, 13 августа 1953 года коммунисты провели закрытое партсобрание «Обсуждение постановления ЦК КПСС о преступных антипартийных и антигосударственных действиях Лаврентия Берии».
В свой последний рейс судно вышло 30 августа. Сухие строки из учебника «Аварии судов от потери остойчивости» (Аксютин Л.Р., Благовещенский С.М.) так описывают обстоятельства гибели судна:
«30 августа 1953 г. из Калининграда в Амстердам вышел теплоход «Академик Карпинский» с грузом 1400 т. пшеницы. Теплоход вышел в рейс с креном 2 градуса на правый борт, который на следующий день достиг до 5-7 градусов. В 12:30 31 августа капитан развернул судно носом против волны. Так как крен от изменения курса не исчез, легли на прежний курс. В 15:00 крен уже достиг 15 градусов на правый борт. Для спрямления судна начали заполнение танка № 4 левого борта забортной водой. При этом руль был положен право на борт, в результате чего судно развернулось левым бортом к ветру, и крен возрос до 20 градусов и продолжил увеличиваться. В 15:30 он достиг 28 градусов, после чего начали заполнять забортной водой танк №2 левого борта. В это время сила ветра возросла до 7 баллов при выполнении в 5 баллов. Вода стала заливать судно и через разбитые иллюминаторы поступать в судовые помещения.
В 16:00 вскрыли люк  и начали штивку сместившегося зерна. При этом было обнаружено, что верхние доски продольной переборки смещены со своих мест. Крен возрастал, и в 18:00 был отдан приказ оставить судно, которое в 18:10 затонуло.
Причиной аварии признано смещение груза и плохое крепление верхних досок шифтинг-бордсов. Однако эта причина не может считаться единственной. Установлено, что несколько иллюминаторов в носовой части корпуса было разбито, воздушные и мерительные трубки закрывались негерметично, палуба имела трещину в районе грузовой лебедки. В феврале 1953 г. отмечен случай  поступления около 100 т воды в трюм по неизвестной причине. Это затопление трюма привело к намоканию груза и возникновению крена до 10 на правый борт».
В спасательных работах принимала участие морская авиация. Пригодились американские «Каталины». История сохранила фамилии пилотов - это майор Щелоков, капитаны Прибылов и Ефимов, старший лейтенант Романов. В район гибели судна севернее косы Хель подошли и спасательные корабли Балтфлота. Всего было поднято 18 человек. Из них только 12 человек живыми.

В живых остались:

1. Гатин Виктор Юлиусович – старший механик
2. Беляков Алексей Осипович – третий механик
3. Питерский Михаил Миронович – четвертый механик
4. Андрианов Борис Павлович – электромеханик
5. Уткин Григорий Константинович – радист
6. Бунковский Александр Иванович – боцман
7. Тартанских Борис Алексеевич – матрос второго класса
8. Рубцов Борис Алексеевич – матрос второго класса
9. Колосов Марат Николаевич -  матрос первого класса, курсант ЛВМУ на штатной должности
10. Яаниметс Виктор Адольфович – моторист первого класса
11. Озолин Николай Иванович – моторист второго класса
12. Бычков Константин Арсеньевич – буфетчик

Матрос второго класса, курсант ЛВМУ на штатной должности Артамонов Евгений Григорьевич, 1932 года рождения, умер в госпитале в Калининграде и похоронен там же.

Нашли тела следующих моряков:

1. Исаев Владимир Андреевич – старший помощник капитана
2. Соколов Анатолий Иванович – третий помощник капитана, курсант ЛВМУ на штатной должности
3. Фисюк Николай Александрович – второй механик
4. Жаренков Евгений Сергеевич – моторист первого класса
5. Вырвихвост Анатолий Николаевич – токарь

Остальные члены экипажа остались навеки в море:

1. Жарков Юрий Афанасьевич – капитан
2. Кораго Владимир Васильевич – второй помощник капитана
3. Панарин Григорий Яковлевич – штурманский ученик
4. Плотников Альберт Александрович – матрос первого класса, курсант ЛВМУ на штатной должности
5. Канатьев Роман Алексеевич – матрос второго класса, курсант ЛВМУ на штатной должности
6. Морозов Иван Яковлевич – матрос второго класса
7. Матюшечкин Анатолий Петрович – матрос второго класса
8. Пономарев Геннадий Степанович – матрос второго класса
9. Салин Василий Иванович – повар

Ну, и конечно, была создана комиссия, которая на долгие годы засекретила все, что было связано с гибелью судна и его техническим состоянием. С живых взяли расписку о неразглашении тайны. С ними она и ушла. Мы ищем родственников или тех, кто был причастен к этой трагедии. Отзовитесь!

P.S. А поляки намерены снять фильм о тайне гибели судна. По крайней мере, режиссер Кшиштоф Вноровский заявил об этом.