Alter ego

Хачхарджи Константин
   

               

                Бывает по судьбе, когда назад
                нет ходу, а вперёд уже поздно.
 
                «Этюды»  Константин.

           Философия жизни нашей пестра, как перья фазана. Мы тоже, как птицы меняем свой облик, перелетая в рамках своего времени от одной стоянки к другой. И наша эксэргия, что видно невооружённым глазом, перманентно  видоизменяет краски окружающего мира. Тем не менее, схоласты, переиначивая фразу Проповедника Екклесиаста о ветрах (гл.1, ст.6), твёрдо настаивают на том, что, дескать, «всё возвращается на круги своя».  Смею возразить: нет, не всегда, не везде и не во всём. Сошлюсь на свой опыт. Когда  в апреле 2000-го года с трапа теплохода  «Искандерум» впервые  шагнул на  лазурный берег Хайфы, то с первой минуты я зарубил себе, что мне, 70-летнему скитальцу по жизни,  уже, как говорится, ни взад ни вперёд. Но (!) - нет  худа  без добра. Вскоре, после ульпана (школа, где изучают иврит) на городском рынке Хайфы меня принял на работу Ману Ицик – хозяин маленького  магазинчика, где продавал он всякую хурду-бурду. Приходил утречком на два часа и вечером на часик, чтобы закрыть его «супермаркет». Платил он мне не ахти как здорово, но зато относился ко мне, как к человеку, если по Высоцкому. Видимо, поэтому было легко на душе, и я с удовольствием проработал у него семь лет. На рынке среди отдельных торгашей, как евреев, так и арабов, сложились у меня отношения, которые я бы назвал приятельскими: знал их в лицо, с удовольствием общался с ними, как мог, на уровне – «кидай-бросай».  Встречались и знакомые мне по прошлой жизни, русскоязычные, любители «зелённого змия». Потом переехал в Кирьят-Бялик, что в 50 км. от  Хайфы. И вот, однажды, с другой стороны улицы,  меня кто-то окликнул, я удивился: «О, Господи, кто же это!» Это был  мой Ицик. Было здорово, на мои ресницы накатилась ностальгическая слеза…..
 
            А вот ещё один нежданный эпизод.  Буквально вчера, то бишь 2 мая 2012года, поехал я автобусом  в Хайфу, чтобы на городском рынке купить  разносортных орехов, ибо там  ассортимент на них куда круче, чем у нас, в Кирьят-Бялике, да и цены пониже.   Едва спустился с центральной улицы Герцля на рынок, как Халет, - араб, торгующий на углу оливами, - заметив меня, приветственно, с улыбкой, взмахнул рукой:

-Салам Алейкум, Коста! Кеф хала?

-Алейкум салам, Халет! Хамдулюля!

То есть, - ответное приветствие на арабском и – слава Богу! Тут же, Халет, обратившись к своему напарнику, сказал на арабском, хотя он хорошо владеет ивритом, смотри, мол,  держится грек, не стареет. Я, догадавшись о сказанном, дружески  пожал ему руку, и двинул дальше вниз туда, где продаются эти орехи. Глядь, навстречу мне бодренько шагает  мужик  лет под шестьдесят, одет, вижу, более-менее прилично, но обувь – нараспашку, а короткие шнурки – врозь.
 
«Знакомый пейзаж, никак из наших краёв?» - мелькнула мысль.
 
-Куда путь держим, добрый молодец, не с наших ли хлебов будешь?

-А шо?

-Да тут русскоязычный  роднее брата, так и тянет на балачки.

-Я не губошлёп, насухо не гутарим-с!

-Это по-деловому. Понимаю. Так что тогда водку, аль холодное пивко?

-Здесь от водки быстро сдуреешь, а дурости во мне и без того хватат, так что лучше пивком побалуемся, коль приглашаете.

-Тогда айда со мной, куплю орехов под  заказ, а потом поднимемся наверх. Там, как помнится, на улице Герцля возле почты есть кафе, где торгуют пивом на разлив,- идёт?

-Вполне, надо бы здеся купить  сухой тараночки, не помешает, как думаешь?
 
-Без проблем, и голландского сырку, тоже, как ты говоришь, не помешает.

          Купили всё, что себе наметили, и двинулись к стойлу. Расселись, заказали  по паре кружек свежайшего пивка. Ну, и для начала представились друг другу. Я протянул руку:

-Коста из Шахтёрска, что 50 км от Донецка, бывший горный инженер.

-Сергей Череда, к вашим услугам, из Луганска, бывший горный техник.

-Alter ego!

-Шо  ты сказал?

-Это я так, между прочим, в последнее время сам с собою веду беседу. Ты лучше расскажи, как  очутился здесь, что за судьба такая?

-Горькая история, так много чего случилось, что и вспоминать не хочется.
 
-Да я спросил не из любопытства: ведь мы с тобой, сам понимаешь, родные по крови.
 
-Что верно, то верно. Тогда слушай. После окончания Рутченковского горного техникума меня направили в Луганск (тогдашний Ворошиловград). Годика два работал горным мастером, а потом всю дорогу – начальником добычного участка. В 1982-ом году женился на еврейке Ирине Штокман, через два года родился сынок, которого мы назвали в честь деда Игорем. Ирина работала бухгалтером  в управлении по материально-техническому снабжению, УМТС называется, ну, ты это знаешь. Всё было нормально: красавица-жена, здоровый мальчуган, трёхкомнатная квартира, машина «Жугулёнок», деньги тоже в достатке. Непредвиденная беда нас подстерегла с другой стороны. В апреле 2008-го года Игорь погиб в вооружённом конфликте между Грузией и Россией, ему было ровно 24 года. Такая утрата для моей Иришки оказалась смертельной, она не выдержала, тяжело заболела на нервной основе, как врачи мне сказали, и через полтора года умерла. Всё – финиш: через год продал квартиру, машину, барахло отдал соседям. За вырученные деньга поставил красивые памятники на могилах Ирины  и сына. У нас была долгая беседа с Ириной перед тем, как она ушла из жизни. Вот тогда она мне сказала:

-Если ты хочешь сохранить память обо мне, переберись в Израиль, живи там, но смотри, голову не теряй.

              Я так и поступил. Быстренько оформил документы, и в 2010-ом году – алаверды! Поначалу снял квартиру, работал в порту по чистке котлов, работа адская. Через полгода врач, осмотрев мои лёгкие, посоветовал немедленно уйти с этой работы, «пока не поздно», так и сказал. Я оставил квартиру, так как эти расходы были мне уже не по плечу. Благо, во дворе дома стояла, оставленная строителями, слесарная мастерская, площадью где-то 4х4 буде, вода и электричество строители, видать, подводили для себя, но надо было мне выполнить кое-какие наладочные работы. Всё это я сделал, с улицы стянул и обставил стены и пол коврами. Домоуправ поручил мне уборку подъезда и лестничных клеток, даёт мне деньги, правда, небольшие, но даёт же! Вот так и живу.
 
-Но всё-таки, наверняка, хочется что-нибудь горяченького, как с этим?
 
-Нет проблем. Тут есть сеть бесплатных столовых. Называется «Нир Цион», есть и другие. В основном эти столовые существуют на пожертвования, держат их религиозные. Кормят нормально, два раза в день. Завтрак обычно не очень, молочное, хлеб, кофе и чай. Обед вообще нормальный: суп обязательно, гарнир и мясо обязательно, свежие питы, солености, потом, всякие там, соки, воды’ можно пить сколько угодно и даже  брать с собой.

-Ты, ведь, цивилизованный  человек: телевизор, компьютер, как с этим?

-Мало  ли что, не по моим средствам, да и ни к чему мне это. Недавно купил стиральную машину, ну, вещь, сам понимаешь, без неё  нельзя. В сезон хожу на море. Плавать я не ахти, как умею, а вот поспать часок-другой на свежем воздухе,  - самэ то. Опять же почти на всех пляжах есть бесплатный душ, где можно, и помыться и постираться.
   
- Среди вот таких, как ты – одни русские, или коренные израильтяне тоже встречаются?

- Русские, румыны, поляки, болгары. Есть даже американцы, но те подолгу не бомжуют – пару месяцев, полгода, и двигают к себе в Америку. Местных очень мало, они предпочитают особняком держаться. Кто на пляже живет в собственной палатке, кто в каком-нибудь заповеднике сторожем пристраивается. Ну и родни обычно у них тут полно, рано или поздно или наследство, или кто из детей их к себе берет.

- А как с медициной? Если вдруг прихватит, ну, мало ли, давление, или что похуже?

- Тут как раз все просто, процедура проверенная. Идешь в госпиталь, обращаешься в регистратуру. Как только узнают, что нет медстраховки, пытаются выгнать. Начинаешь скандалить – вызывают полицию. А те не имеют права тебя из больницы забрать, заставляют врачей тебе помочь. После этого, если ничего серьезного, забирают, устанавливают личность, да и отпускают с миром.

- Если бы тебе выпал шанс начать новую жизнь – получить жилье и хорошую работу, ты бы им воспользовался?

-Да, кто от этого откажется? Пошёл бы, да вот 60 годочков стукнуло, так что, как говорят, - «Видит око, да зуб неймёт». На войну можно было бы, а шо?  60 лет (!), жизнь, считай, прожита – самый раз, хватай  фузею и – вперёд.
 
-Такая мысль мне тоже приходила в голову. В самом деле, стройные  60-летние в атаку шли бы,  очертя голову, як кажуть, - «поперэд батька в пекло».

-Серёга, да ты, я смотрю, дебелый, как свежий огурчик?

- Так я,  во-первых,  за собой слежу, а потом, не перетруждаюсь. Чего мне будет-то – высыпаюсь, все лето на море провожу. Вон, люди, которые пашут, на неделю на море выберутся и все. А у меня отпуск длится, считай, с апреля по ноябрь включительно. Такие, вот, мои пироги.
 
- Ну а если серьезно, сколько думаешь вот так бомжевать, «женскаго развлеченьица», небось,  тоже хотца?
 
-Прошлой весной домоуправ «за хорошую работу и примерное поведение», где-то не знаю  как,  выпросил для меня путёвку на три дня на мёртвое море. Там я познакомился с марокканкой. Она моложе меня намного, чертовски хороша собой, живёт в Афуле.
 
-Да брось ты, не поверю!

-Отец Сергий порожняк не гонит!

-И что после «этого», встречаетесь?

-Бывает, в месяц разочка два-три заезжаю, чтобы разговеться, а шо?  Дело-то сурьёзное, поэтому  перед поездкой принимаю кое-какие меры по внешней дезинфекции.
 
-Что за подготовка такая?

-Побриться, принять душ, хорошо, с мылом, чтоб был чист, здоров и надушен, а як же!

-Нормальный ход, не ожидал. Ну, что, ещё по пару бокалов, и будем закрывать?

-Наверно. Я рад, что здеся встретился мне братан по оружию, прямо, сюрприз.
 
-Да вот, Сергий, что напоследок скажу. В верхах крутят «шарманку», что бывшим хохлам, волею судьбы, очутившимся в Израиле, Украина обещает в этом году начать платить нам, «рiдну пенсiю».

- Та вы шо! Вот тогда, сниму квартиру, предложу своей марокканке руку и сердце, женюсь, и заживу, как эмир Бухарский.
 
Можно было бы посидеть часок другой, но «нутро не позволят», как сказал мне  Сергей Череда. Напоследок, крепко  обменявшись рукопожатиями, я предложил ему тихонечко (про  себя) спеть нашу пiсню.
 
- Яку?

-«Там, де Ятрань круто в'ється»

-О, это моя любимая!
 
-Тогда поехали:


=Там, де Ятрань круто в'ється зпід камiння бье вода.
   Там дівчина воду брала, чорнобрива, молода.

    Ти, дівчино, ти щаслива, в тебе батько, мати є.
    Рід  великий, хата біла, все що в хаті - то твоє.

    А я бідний, безталанний.
    Степ широкий - то ж мій сват.
    Шабля й люлька - вся родина.
    Сивий коник - то ж мій брат.

       Нет, как не крути, не «всё возвращается на круги своя», разве что надежда на то, что жизнь улучшится…..

И к ассоциациям.

       К чести моего vis-a-vis мне вознамерилось, скорее для себя, выяснить, что это за фамилия такая – Череда? Оказывается, фамилия  Череда образована от аналогичного прозвища. По одной из версий «череда» - «травянистое растение семейства сложноцветных, растущее в сырых, топких местах и применяющееся в медицине». В таком случае Чередой могли именовать травника, лекаря или знахаря, использовавшего настойку череды. Вписывается ли в эту легенду «Отец Сергий»? Одному Богу известно.