Логика красоты

Иван Ростов
Столбик термометра плавно пополз вверх, с криком ура стремительно попадали вниз теплые шапки и прочие аксессуары прошедшего сезона. В эти моменты как никогда хочется лицезреть красоту, но кто, же в ответе за эту эстетическую категорию у популяции городских жителей?
В качестве преамбулы, покопаюсь для начала в терминологии неутилитарной наглядности, не касаясь синдесмологии индивидуальности и комбинаций кода рибонуклеиновой кислоты.
И так,  под красотой обычно понимается - гармония форм телесной структуры, параметры которой вызывают у наблюдателя эстетическое наслаждение.  Существует мнение, что человеческое тело, совершенно, но только как объект искусства, где искусство – непрактическая категория, оценивающая видение прекрасного. Отсюда следует, что продукт духовного труда, не имеет ценности, так как невозможно измерить степень капитализации идеи и работы над ней, а материальному коэффициенту подвергается природный объект, который являясь частью гармоничной среды – природы, уже по определению совершенен. Отсюда следует, что красивое, можно сделать еще красивее, или же наоборот лишить естественное своего первоначального облика и восхищаться неестественным.  Чтобы отсеять одно из утверждений, придется поочередно внести несколько аперандов, для  продолжения логического ряда, в том числе и рассмотреть иррациональные аспекты за и против. Первое, что потребуется для синтеза конъюнкции – назначение и роль красоты в цивилизованном обществе, выраженные через моду, второе расшифровка утверждения – “красота важнейшая категория культуры”.
Поехали, modus , от латинского - мера,  образ, правило, предписание, в ряд не включен вариант способ, так как он коррелируется по смыслу с термином – значение.  С французского, mode – обыкновение, вкус и может даже привычка. С английского mode – режим,  fashion – мода в предметах и одежде.  Мода, как процесс, стремительного распространение кратковременного господства определенных вкусов в отношении предметов быта и в сферах жизни и культуры, по утверждениям историков-культурологов, зародилась в XII-XIII вв., когда возникла потребность в расширении функциональности одежды.  Это было сделано, во-первых, для того, чтобы подчеркнуть свой сословный статус, во-вторых, чтобы отразить давлевшее религиозное мировоззрение порицающее наготу и устанавливающее канонические правила этикета сегрегирующие категории населения по роду занятий и материальной обеспеченности. Последнее как раз было нацелено на расслоение общественных формаций и разложение ведического общества, балансировавшего на тонкой грани природного симбиоза с архикоммунистическим устройством, близким общинному натуризму. Такой метод кооперации и социальных взаимоотношений, был модифицирован рабовладельческим строем, при котором родовые связи одних фамилий, получали право большинства и ввиду своей численности и авторитета охватывали больше пространств для жизнедеятельности, сначала привлекая малочисленных собратьев к работам на своих территориях, которые ввиду экстенсивности и несовершенства орудий труда требовали приложения максимальных усилий, а в дальнейшем, просто вылились в неравенство и применение непосредственного авторитета силы, сформировав подчинительно-принудительные связи. Таким образом в дальнейшем, борьба за наделы и самый ценный на то время ресурс – пищу, вылилась  в прения родов на абсолютную всласть, как средство выживания и дальнейшего процветания. Необходимость, сохранения своего имущества под знаками отличия, первоочередно повлияла на  появление оных в изобразительной эпостаси, через одежды королей, вассалов и их придворных. Установленная мода на геральдику, хоть и стала явлением массовым среди знати, но меж тем лишь косвенно повлияла на тенденцию всеобщего культа.  С развитием средневековых городов и торговлей, мещане, купцы, ремесленники начали так же брать на вооружение знаки визуального отличия по роду своих занятий. Да и во время частых феодальных междоусобиц между вассалами, завоеванные ими трофеи зачастую копировались и вклинивались в повседневный быт, гранича с уже существующими формами индивидуализации. Частая сменяемость одежд, как раз и сформировала моду, но полагать, что всему виной – различия, тоже не стоит. Потребность была насущной, так как впрочем, одежда и доспехи использовались повседневно. Если раньше, человек мимикрировал с природой, украшая себя знаками проявленной отваги и доблести в покорении диких животных и проживал первобытным строем, на этот счет возможны расхождения, то в случае проживания за стенами крепости мимикрия была общественной и соответственно определялась негласным уставом, следовательно, понятие моды вышло именно из этих правил, что на первый взгляд не ставит знак равно между модой и красотой, а следовательно не уравнивает естественность с назиданием. Природа обновляется с каждым сезоном в зависимости от географического положения, наглядно демонстрируя нам через внешние признаки смену своих пейзажей, человек – часть природы, следовательно, меняется вместе с ней, но как быть если мы на свет появляемся в костюмах адама и евы, а прочие животные с возрастом приспосабливаются разнашивая свой штатный или базовый наряд? Все верно, носить одежу – необходимость, менять ее регулярно – прихоть, но если нет красоты, тогда отсутствует главная категория культуры. Как быть если прихоть становится законодательницей красоты, а следовательно в этом противоречии существует подмена понятий. Тому яркий пример – француз Пьер Париссо, торговец по призванию, который открыл первый универмаг – “Ля Бель Жардиньер” в 1824 г. Сам того не подозревая, он изменил сначала привычное сознание парижанок, известных на весь мир модниц, которые при всем при этом были крайне чопорными.
Оголив их в нужных местах, что для того времени было дикостью, Париссо, стал инициатором эмансипации, которая, как ластик с бумаги стирала все правила этикета. Проигрывая прекрасным представительницам в безапелляционности, мужская половина населения пошла соответственно на уступки и стала заглядываться на красоту, скрываемую опять же модой канувших в лету столетий.  Биография Пьера Париссо, заслуживает отдельного и подробного описания, но сколь вскользь было упомянуто его имя, так же причастное к зарождению общества потребления, так и ввиду заслуг и наработок, применяемых сегодня во всех бутиках, универмагах и магазинах, которые хотя бы на йоту знакомы с маркетинговой политикой, то стоит отметить, что Париссо стал еще и культурным революционером, следовательно, мода понятие не эволюционное, что отделяет ее от красоты и причисляет только к украшениям. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что последнее является степенью некой абсолютизации. Мода же характеризует поверхностные и непродолжительные изменения внешних форм предметов быта и художественных произведений, в ней проявляется постоянное стремление человека к обновлению, изменению всего, что его окружает, в том числе и одежды. Понятие мода относится преимущественно к явлениям культуры, охватывающим широкий круг жизнедеятельности людей, включая материальные и духовные ценности, выработанные человечеством в процессе его развития.  Красота – важнейшая категория культуры и красивым может быть только человек, избирающий себя в качестве объекта преобразования, а следовательно правил и моды. Выходит, кто устанавливает правила, тот по ним и играет. Сейчас, когда ростовчане в замешательстве от вполне совершеннолетних даже по американским меркам цифр по цельсию, в недоумении пытаются понять апрельские причуды, каждый одет на, что горазд по комфортности акклиматизации. А вот те, кто устанавливают модные тенденции и придумывают, что будет модно и как, потирая руки, пишут новые законы городских мод и настоятельно требуют их придерживаться.