Памяти павших

Жамиля Унянина
На фотографии мой родной дядя Манеев Айнет Шакирович.


Война. Будь она проклята! Она прокатилась раскаленным колесом по судьбам миллионов людей, всех коснулась, никого не пожалела. Сколько матерей и жен еще долго ждали своих ненаглядных...
В первые же дни после начала войны моя бабушка проводила на фронт старшего сына Касима. От него пришло только три письма и потом извещение, что он пропал без вести.
В январе 1943 года призвали на фронт и второго сына Айнета. Ему только-только исполнилось семнадцать лет. От него приходили письма, в которых он бодро писал, что бьют фашистов, и просил не переживать, все будет хорошо. Но бабушка переживала, молилась за него, не спала ночей. В январе 1944 года от сына пришло письмо с фотографией и вырезкой из фронтовой газеты. Со снимка на мать смотрело юное лицо ее любимого сына, а на груди его был орден Красной звезды.
А в июле 1944 г. пришла похоронка, говорившая беспощадные сухие слова, что Манеев Айнет Шакирович Манеев погиб в Эстонии близ д. Коссари.

Я долго искала хоть какие-то сведения о нем и, наконец, недавно нашла его наградной лист. Вот что написано в нем:
"Красноармеец Манеев при прорыве вражеской обороны 14.01.44г. в р-не Копца совершил героический подвиг. Убил двух немцев и трех захватил в плен. Плененных немцев кр-ц Манеев сдал парторгу 3 стрелкового батальона 1084 сп, а сам вновь пошел в бой. Ходатайствую о награждении кр-ца Манеева орденом "Красная звезда".
14 января 1944 г. майор Тойалихин".
Моему дяде было только восемнадцать лет, вся бы жизнь еще была впереди, если бы не эта война...
Я помню, как моя бабушка каждый день перед сном молилась за своих погибших сыновей. Она садилась на кровать и строгая суровая женщина вдруг становилась маленькой, и беззащитной. Беззвучно шевеля губами, она перебирала свои четки, иногда смахивая рукой накатившуюся слезу. В такие минуты и я менялась, мне было ее очень жалко, и так хотелось хоть чем-нибудь помочь.
Я садилась рядом, тесно прижавшись к ней, и тоже начинала молиться и просить:
- Боженька, пожалей мою бабушку, пусть ее сыновья вернутся с войны.
Потом я думала, как бы она обрадовалась, если бы сейчас открылась дверь, и вошли бы ее любимые, долгожданные сыночки. Я начинала трясти ее за руку.
- Бабушка, а если мы с тобой вместе будем сильно-сильно молиться, они вернутся?
- Вернутся, дочка, ты молись, молись.

Я начинала еще усердней молиться, но через несколько минут я сбивалась и незаметно мои фантазии уносили меня куда-то далеко, туда, где только что закончилась война. Я представляла, как мои дяди подходят к машине, ловко перепрыгивают через борт, и садятся на свои скатанные шинели. Пилотки и фуражки у них в руках. А ветер обязательно треплет их волосы. Они веселые и счастливые, потому что едут с войны к маме.
Через несколько дней я нетерпеливо спрашивала:
- Бабушка, ну где же они? Почему они так долго едут?
- Они далеко, дочка, очень далеко...
Через несколько лет я приклеила фотографию бабушкиного младшего сына, ту на которой он с орденом Красной звезды на груди, в старый семейный фотоальбом и написала: "Манеев Айнет. Пал смертью храбрых".