В джазе только Бриль

Юрий Хозяинов
                Статья написана в начале 2006 года
               
Великий гуру джаза Даниил Крамер, рассказывая о знаменитым мировых звездах,  употребляет термин «Мистер Джаз»,  подчеркивая значение музыканта для  развития этой музыки. Об Игоре Бриле Даниил высказался короче и энергичней – он Сам Джаз!
На днях в концертном зале филармонии с концертом выступил Действительный член Международной Академии творчества, профессор, декан и заведующий кафедрой джазовой музыки Российской Академии музыки имени Гнесиных, Народный артист
России Игорь Михайлович Бриль. В некоторых номерах ему на саксофоне подыгрывал его сын –(не помню кто)           Перед концертом я встретился со знаменитым джазовым пианистом:
Кто Вас учил джазу?
Никто не учил. Конечно, я мальчишкой слышал пластинки, музыку из западных кинофильмов, ходил на модные в те времена джазовые оркестры. Этот сезон для меня юбилейный – я вот уже 40 лет играю джаз. Меня никто не учил, а вот я, получается, джазу учил всех! Ведь единственный учебник на русском языке «Практический курс джазовой импровизации» написал я. Это учебник выдержал уже 8 изданий (!) и остается самой востребованной книгой по джазу. Моя дискография вообще огромна и в России и за рубежом. Там записана вся музыка, которую я бы хотел записать.
Как все начиналось в 1964 году?
Начиналось все раньше, не то в 1961, не то в 1962 году – тогда я еще не думал о юбилее. А тут подсчитал – да уже более 40 лет в джазе, и решили отметить 04 год как мой юбилейный сороковой год в джазе. Этой дате был посвящен большой концерт в ЦКЗ «Россия», были все мои ученики и коллеги, была заложена именная звезда, были высокие правительственные награды, – в общем, я доволен.
Как ваши дети пришли в джаз? Вы влияли на их выбор?
Не скрою, я доволен тем, что мои  сыновья играют джаз. И я очень рад, что эту музыку они выбрали самостоятельно.
Сын: мы с братом понимали, что отец хотел бы, что бы мы играли эту музыку. Но он предоставил нам свободу выбора, и мы этой свободой пользовались, но, в конце концов, все равно играем джаз.
На каких принципах основано обучение джазу?
В этом вся штука, что джазу научить нельзя, можно только научиться. Своих детей я специально не учил. Просто они слушали, как я играю, слушали записи джазовой музыки – у нас их очень много, бывали на концертах – и в результате стали джазменами.
А что такое джаз?
Вряд ли я смогу ответить на этот вопрос. Не потому, что я не знаю. Может я, последние сорок лет,  своим творчеством на него отвечаю. Главное – это особый способ музыкального мышления.
Бриль-трио это основной состав, в котором играет профессор Игорь Бриль?
Это тот состав, в котором мне играть наиболее комфортно, но и этот состав бывает различным. В разные годы в ансамбле играло и трое, и четверо и пятеро музыкантов.
Самый большой состав –8 человек, когда в него входила группа медных инструментов.
Привычно играть мне и сольные программы. Но особенно я люблю выступать с сыновьями.
Сын: это не значит, что мы выступаем только с отцом. У нас есть свои проекты, в них мы играем джаз несколько отличный от традиционного. Но если папа нас зовет, мы всегда найдем время, чтобы выступить с ним. В конце концов, нам есть чему у него поучиться.
А почему Бриль трио состоит из двух человек?
Др. сын заболел, он травмировал палец, и мы его оставили дома, пусть отдохнет, полечится. Вы надеюсь, от этого ничего не потеряете. Ну о джазе лучше всего пусть расскажет сама музыка. Кстати, а вы не знаете, почему мы выступаем в таком большом зале? В Перми мы играли в камерном органном зале, и было неплохо, и у вас есть органный зал.
Я отшутился в том смысле, что наш органный зал не сможет вместить всех поклонников  его джаза. – А  они, эти поклонники, не смогут заполнить этот – грустно улыбнулся в ответ Игорь Михайлович.
      Профессор Бриль оказался прав – зал не был переполнен. Смею надеяться, что прав был и я, – зрителей было больше, чем смог бы вместить камерный зал. После краткого представления музыканта публике, маэстро сам начал вести свой концерт. Он шутил:
«Не стреляйте в пианиста», устраивал экзамен аудитории: «Если узнаете эту композицию, дайте мне знать, вы знаете как». Рассказывал об истории написания композиции: «Мы как-то поехали на Балтику, а там было много чаек, и я написал опус «Танец чаек». Преподавал «Краткую историю европейского джаза в картинках».
Сначала была «Полька», (играет), потом сочинили «Регтайм» (тоже играет) и так далее. Стиль игры Игоря Бриля на рояле не укладывается в рамки, которые он же и устанавливает. Некоторые композиции скорее можно назвать «Музыкальные картинки» когда слушатель как бы видит и море и чаек (Танец чаек). Помогать рисовать мелодии иногда на сцену выходил саксофонист                Бриль. В двух-трех композициях ритмическую группу дуэта дополнял зрительный зал, за что получил комплимент от маэстро: «Я вижу, что в зале собрались ценители и знатоки джаза».   
Судя по всему, участники концерта разошлись по домам довольными друг другом. А по городу уже расклеены афиши, приглашающие на новый джазовый концерт. Сходим!





,