Стоп-кадр

Ускорение Свободного Падения
"Включите камеру - мне больно
   Видеть, как пустая длань
  Бессистемно, произвольно
 Нас хватает за гортань…"

 П.Кашин











 Даже не надо сочинять – жизнь подкидывает столь интересные сюжеты.


 ***
    Моё окно выходит на ритуальный салон.
 «Окно с видом на Будущее».
 Вдоль стены расставлены чёрные гранитные плиты …
 Наискосок – дорожка, по которой идут люди.
 И если долго смотреть в окно, можно заметить, как люди, проходя, отражаются на глянцевой поверхности памятников.
 Страшно, когда кто-то, не подозревая об этом, задерживается слишком долго – кажется, что чёрный объектив вот-вот поймает лучик отражения и больше не отпустит, превратит  видео в фото - живое в застывшее.
 Очень похоже на стоп-кадр.
 И не угадать, когда щёлкнет затвор.
 Если подойти к одному из таких памятников, в граните можно увидеть своё отражение.

 Н е л ь з я   о с т а н а в л и в а т ь с я.

 Раз в  день выходит хозяйка салона.
 Склонившись, смахивает Снег или стирает пыль с памятников – бесстрастный всевидящий глаз объектива не должен «замыливаться».
 Потом курит, бросает сигарету в Снег и уходит.

 P.S. Только влюбиться мне сейчас и не хватало.

 P.P.S. Многие, о ком я пишу, не подозревают об этом.
 Многих из них я видела лишь раз в жизни.


 ***
 Сначала я приняла её за мальчика.
 Немолодая дама с благородно-львиной стрижкой, чёрными лакированными ногтями и густыми тенями вокруг глаз.
 В первый день шёл Дождь, и там, за пеленой Дождя, она казалась такой далёкой, а вот мы уже стоим и курим и я веду нарочито простой разговор, задаю постные заурядные вопросы, прячу глаза, маскируя крамольные мысли.
 Несмотря на долгие тренировки, некоторых вещей скрывать так и не научилась.
 Стоит посмотреть в глаза – и выползет на волю моя нелепая улыбка, и всё сразу станет ясно.
 Что ж я за шалава – то такая, во всех влюбляюсь!


***
Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Помню, как в первый раз, после очередной сигареты в снег, она торжественно вплыла ко мне в ларёк  - знакомиться. В чёрном капюшоне, разве что косы за плечом не хватало(я даже сначала подумала, что продавцов ритуального заставляют носить чёрный прикид).
Мрачно оглядела полки из-под полуприкрытых век и вальяжно процедила:
- Ннуу, что у вас тут вкусссненького?

"Забирайте всё, только уходите"



 ***
 Изумительная картина: моя знакомая, работающая по соседству с ритуальным,  надела новое платье, весь день вертелась перед памятниками, как в галерее зеркал, и, обернувшись, спрашивала: «Мне идёт? Правда здорово? Цвет кремовый – издалека я словно голая. А мы тут всегда в памятники смотримся. Нам больше некуда.»
 Хотя, казалось бы, она – продавец одежды и  у неё в салоне есть большое зеркало…
 Я и сама давно заметила, что отражения в тёмной поверхности смотрятся гораздо симпатичнее. Я эти поверхности называла чёрными зеркалами. Но это было для меня понятие  абстрактное - например, стекло, за которым - темнота, или ещё что-то... Что можно отражаться в камне, мне как-то в голову не приходило...

 ***
 Нетрудно определить, где я нахожусь.
 Все мои проёбы мгновенно отражаются у меня в «творчестве».
 Но я чуть ли не с первого Дня тихо завидую (обзавидуешься тут – весь День в окне памятники торчат. Забыть о себе не дают).
 Я не хочу, чтоб моё окно выходило на ритуальный – я хочу стирать пыль с чёрного обьектива.
 И я всё думаю: как бы не обидеть начальницу своим увольнением в первые дни работы? Ничего не придумав, мечтаю, чтоб всё как-нибудь само собой разрешилось… например, просто закрылась бы точка… или за время сессии мне нашли бы замену… а я рванула бы в ритуальный.
 Мои мысли услышаны – спустя две недели я, с трудом скрывая радость и, вежливо отвергая предложения иной работы, несусь в главный офис.
 И ничего, что по профессии я организатор праздников.
 Смерть - может быть, самый главный праздник в жизни человека.


 ***
 Администратор меня встретила задорно-загадочной улыбкой и спросила: "А вы поняли, чем мы занимаемся? Да?! И какие у вас впечатления?.." Очевидно, она подумала, что я вслепую откликнулась на объявление "требуется менеджер", а теперь, увидев, чем они занимаются, в ахуе убегу.


***

  Завскладом я не застала, говорят - она недавно съехала не иначе как в психбольницу, причины не уточняются. На складе теперь работает другая девушка, про которую, впрочем, одна из продавцов сказала: "Вы же знаете, у неё с головушкой не всё в порядке". Художники (некоторые из них называются весёлым словом пескоструйщики), потому как жара чудовищная, ходят по цеху в трусах и в наушниках, из которых доносятся какие-то грозные звуки, и с камнями работают они тоже под эту музыку. На все вопросы и претензии к ним они гордо отвечают "Художники - люди невнимательные..."
 Директор - самая эффектная фигура во всём этом дурдоме. Все, кто посещает оперативки, возвращаются оттуда в истерике, а администратор однажды передала всем фрагмент диалога с ним: "Кто сегодня накосячил? Никто не накосячил? Ну если кто накосячит, ты мне сразу сообщи. Я хочу крови".


 ***
 Ещё одно отступление:
 Офис. Посетительница разглядывает фото – образцы на эмали.
 На фото – юные девушки  модельного вида в нестатичных позах.
 Потом спрашивает у художника: «А где вы фото для образцов берёте?»
 Равнодушный ответ: «Из интернета скачиваем».
 «Ужас какой, никогда больше не буду свои фотографии в интернете размещать!»


 ***
 А вообще, работается весело.
 Недавно, например, на здоровущем граните сделали не тот портрет. (Часто сдают в работу групповое фото, помечая - "покойник третий справа". И в тот раз тоже - на фото было две дамы - мёртвая и живая) Неизвестно, кто курил - художники или продавцы, да только, когда заказчица с мужем пришла за камнем, свой же портрет она на камне и увидела.  Художник в своё оправдание сказал:"Да она на нём лучше, чем в жизни!" Все, конечно, ходили и извинялись, но в кулуарах такой ржач стоял...


***
Ошибки наказываются строго. Не тот размер шрифта, не та высечка, не то покрытие…
Хорошо, если это дешёвенький мрамор (Но с мрамором сложно накосячить). А если красный гранит? 
Если камень по твоей вине неправильно обработали, ты его выкупАешь.
Делай с ним что хочешь. Он ТВОЙ.


 ***



 Пролистывала наряд-заказы за день, нашла опечатку по Фрейду: "Нина Похоровна". Ну никак не в нашем заведении такие опечатки делать!
Составляла наряд-заказ, кстати, Света.
 Какие-то мы там все, по-моему, озабоченные... или мне кажется...


***
Я ей рисовала Ангелов, а она дома вышивала их крестиком.
Свете мало на работе крестов, ей надо, чтоб ещё и дома!


***
Когда меня учили "ремеслу", мне задавали составлять заказы с воображаемыми фамилиями, типа "учебные". Уж я там фамилий понаписаааала, всех одноклассников и соседей, блин, воображаемыми камнями одарила... Просто у меня с воображением проблемы...


***

"Я стою в конце тоннеля,
Я любуюсь на гранит..." )))

Одна из торговых точек находится прямо рядом с кладбищем. Там, в пыльной, высушенной летним зноем траве, образовав чёрную галерею, стоят граниты, ещё ничьи.
А за забором - уже всё по настоящему, холмы и надгробные камни - километры, и километры, и километры... Многоточие, да, многоточие. Это поле, где мёртвые лежат слоями друг над другом, за год не обойти, а оно всё растёт. В ширину, в глубину, ввысь - растёт. Макушками крестов - тянется - вверх.
Камень с высеченной надписью - это памятник, камень без надписи - это просто камень. Оттого можно курить, прислонившись нему спиной (пока не явятся грузчики с тележкой), оттого можно фотографироваться, кокетливо выглядывая из-за гроба, стоящего вертикально, оттого можно с разбегу прыгнуть в свежевырытую яму и запустить пальцы в вязкую глину, ещё хранящую ледяное дыхание земли.
Со смертью в прятки, со смертью в салки, со смертью в догонялки. А она не хочет играть и бегать - расстелилась по холмам и делает вид, что не смотрит на нас. Стишки-дразнилки. Гимн юности и нестрашной смерти.



 ***
  Первое, что мне там рассказали:
  "Мрамор - порода осадочная, это то, что накапливается веками, слой на слой.
  Гранит - застывшая вулканическая лава."
  Лава! И камень, один из прочнейших камней! Кажется, мне подкинули ещё одно ёмкое сравнение... Прежде я любила говорить о воронке на месте взрыва, используя этот образ для описания развития человека, а теперь будем знать, что самые прочные камни получаются из того, что горело, шипело, кипело, извивалось, взрывалось! Да и вообще, теперь есть соблазн поделить людей на "мраморных" и "гранитных".
  И ещё - уж не помню, к чему это относится, может, даже к торфу (это я искала информацию о мраморе и слишком далеко зашла), меня восхитила фраза: "Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют её даже после гибели." Мне это показалось чудом - что где-то, на многометровой глубине - было есть будет Солнце.



***
Солнечный день. Среди асфальта я нашла островок, валяюсь в прошлогодней траве, верчу в руках какой-то сухой стебелёк и думаю: «Ведь эта трава - она тоже мёртвая. Но её приятно взять в руки. Ею приятно дышать».
И как спокойно и бесслёзно в свой час ложатся слоями травы, чтобы в глубине было солнце и чтобы каждую Ночь горели торфяные болота в моих снах.
Как всё закономерно. Я хочу умирать как трава.



 ***
 При своей давней тяге к «иному» , я терпеть не могла похоронную атрибутику.
 Теперь это настолько естественно, что почти незаметно.
 Меня заворожили эти зеркала, приковали,замкнули в себе...
 Венки стоят вокруг  – как мебель.   
 Я боялась цветов – теперь я в них купаюсь.
 Я по горло в цветах.
 Моя счастливая рожа, торчащая из цветов, сияет со всех фотографий.
 И мне так хорошо здесь – среди подобных.
 Среди камней, так похожих на меня…


 Апрель 2012







*Все события вымышлены, все совпадения случайны )))))))))