Народные дружины - народной милиции

Александр Ручко
2-го марта исполнилось 54 года со дня создания добровольных народных дружин.
     Участие граждан страны в деле охраны общественного порядка, это в первую очередь признак сильного общества и крепкого государства.  Преступность была во все времена, однако ее уровень определялся не наличием оной, а умением властей страны ее обезвреживать. Естественно без участия общественности у правоохранителей это превращалось в «битву на чужой территории».
     В 1913 году в пик расцвета царской России оглядываясь на опыт Британской империи и США, русским «чинам полиции» была направлена «Инструкция для организации народной дружины» по образу и подобию гражданской милиции США и «гражданских полицейских» в Британии.  Документ очень любопытный, хотя бы с той точки зрения, что он впервые определил основные принципы добровольности вступления в ряды «дружины», подчиненности ее органам государственной власти.  Идея, по сути, на то время, в тех условиях, была «мертворожденной», и так и не была реализована российскими властями. О ней вспомнили в 1917 году, сначала во временном правительстве Керенского, правда, времени на реализацию этого проекта у временного правительства не было. Успехом в деле создания «гражданских дружин», смогли похвастаться только,  в последствии,  Большевики.
      Именно тогда после уже Октябрьской революции, когда безвластие и хаос захлестнули многие города революционной России, начало зарождаться такое понятие как «боевые рабочие дружины».
      В разгар революционных событий в Петрограде, когда основные государственные институты были разрушены, а полиция разбежалась,  на становление новой советской власти, требовались время и усилия, военными патрулями вопрос решить не удалось, тем более что у армии были свои тогда задачи. Так что большая часть функций государства по охране правопорядка и борьбе с преступностью были возложены на всевозможные рабоче – крестьянские вооруженные формирования, и боевые «трудовые дружины».
     Ленин в те годы писал, что «боевые дружины» революции, являются основной защитой народных завоеваний.  И вооруженные рабочие, солдаты и матросы, с честью справились со своей задачей - поддержания правопорядка в условиях разрухи.  На основе этих самых рабочих отрядов и формировалась будущая народная рабоче-крестьянская милиция, однако, полностью от помощи временно привлекаемых к несению патрулирования рабочих дружин не отказывались.
     В начале 30 – х годов последние революционные вооруженные формирования граждан были распущены или стали основой народной милиции и ЧОН (частей особого назначения), предназначенных для борьбы с бандитизмом. Отряды ЧОН успешно сражались с еще блуждающими в лесах, полувоенными банд-формированиями, по окраинам молодой республики.
     Там же, где жизнь постепенно уже вошла в мирное русло, для привлечения граждан к оказанию содействия органам охраны правопорядка, взамен распущенных рабочих боевых дружин,  было создано добровольное общество содействия милиции—ОСОДМИЛ.
     В 1932 году предпринимается попытка возложить руководство деятельностью ОСОДМИЛ на органы милиции, а сама организация преобразована в БРИГАДМИЛ—рабочие бригады содействия милиции. В 1940 году в составе этих бригад насчитывалось более 400 тысяч человек, БРГАДМИЛ действовал и во время войны в ряде тыловых районов СССР.  Кстати те, кто в блокадном Ленинграде дежурили на крышах, нейтрализовывая зажигательные бомбы – были гражданские жители из общественных военизированных формирований вроде того БРИГАДМИЛ.
     После войны, в условиях значительного ухудшения криминогенной ситуации, в  1958 году по инициативе трудящихся Ленинграда была создана новая общественная правоохранительная организация — добровольная народная дружина (ДНД). С того времени на улицах крупных городов появились смешенные патрули милиции и рабочих с красными повязками на которых было написано «ДНД» или «ДРУЖИННИК».  Посильная помощь рабочих, служащих и селян милиции позволила в первую очередь переломить ход борьбы с  самым опасным проявлением бандитизма - уличной преступностью, в пользу закона.
     К 1985 году в СССР функционировало 282 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 13 млн добровольцев.  Только на Украине к 1990 году, за год до обретения страной независимости, в нашей стране существовало свыше 37 тысяч ДНД!  В них входило 4,5 млн дружинников.
     Кроме того, на средства предприятий и организаций содержались 132 ассоциации ДНД, рабочие отряды содействия милиции. 
     Говоря сегодня об участии населения в охране общественного порядка, не следует ограничиваться лишь ассоциациями с давно забытым советским прошлым,  по крайней мере, потому, что тысячи украинцев хорошо помнят эти формирования и даже учувствовали в их функционировании.  Главное, все без исключения признают то, что они приносили обществу пользу, и никто туда никого силком не тянул.  Действительно, что бы, не говорили про ДНД и как бы его не критиковали -  это движение было  добровольное и  по истине народное.  А ведь в разные годы независимости Украины, популярность милиции в  украинском обществе тоже была «разной»!  И все же осознание того, что без общественной поддержки милиции труднее выполнять свою работу, в конце концов, заставило наше, государственное руководство, вернутся к теме ДНД.
     Первым ощутимым шагом в возрождении общественных формирований по охране общественного порядка стал принятый в июне 2000 года закон Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы». В нем были четко определены порядок создания и деятельности общественных формирований по обеспечению охраны общественного порядка, обязанности и права их членов, вопросы социальной защиты и средств поощрения и взыскания, которые могут быть применены к членам общественных формирований, и т.п.
     По приказу тогдашнего руководства МВД Украины, дружинников внесли в категорию лиц, которым положено иметь при себе специальные средства самообороны.  Другими словами, по прошествии нескольких десятков лет, дружинник вновь обрел право носить хоть и не боевое, но все же оружие самообороны. Ведь если при СССР повязка «ДРУЖИННИК» была серьезным аргументом против хулигана, нынче, дня современных уличных «гопнков» - не аргументом является даже милицейская форма. Поэтому случаи нападения на представителей общественных организаций по охране общественного порядка не единичные, и не редко современные дружинники экипированы не хуже самих сотрудников украинской милиции.
     Новую историю ДНД на Украине можно смело сегодня назвать периодом не только восстановления традиций, но и поиска новых форм общественного участия в охране правопорядка граждан, и их материального поощрения.  Например, эта самая новая форма участия, подразумевает добровольное привлечение общественности не только к борьбе с преступностью, но и к охране государственной границы Украины. И вот на улицах нашей страны опять появились «дружинники», но уже не с красными повязками как ранее, а синими, с желтой надписью «ОХОРОНА ПОРЯДКУ».
     Кстати, начиная с 2000 года, наиболее организованно процесс восстановления деятельности ДНД пошел в столице. Тогдашний Мэр Киева Г. Омельченко, посетив заграницу и подсмотрев западный опыт, с воодушевлением стал реализовывать этот Закон в Киеве. Заработали штабы, были восстановлены некогда распущенные заводские формирования ДНД, начались выделяться деньги из бюджета города на оплату коммунальных услуг, телефонной связи, аренду помещений штабов ДНД. Мэр Киева даже поехал в Нью-Йорк и, посмотрев, как поставлена работа городской «квартальной стражи» (некий более укомплектованный аналог советского ДНД), хотел перенести американский опыт в Украину... но не сложилось.  С проигрышем выборов, и уходом Мэра Омельченко из руководства городом, для общественных формирований по охране общественного порядка начались тяжелые времена.  К власти пришла «молодая команда» бывшего следователя, банкира и «просто хорошего человека»... проповедника и почетного пастора Посольства Божьего господина Черновецкого.
     Молодой команде  Мэра Черновецкого было явно мало дела до идей бывшего градоначальника. Последующие пять лет для Общественных формирований по охране общественного порядка в Киеве была битвой за выживание в условиях частичной,  а где и полной финансовой блокады со стороны местных органов власти. Нужно отдать должное отдельным руководителям районов, которые все же не поддались соблазну экономить за счет «дружинников». И все же сохранить костяк общественных организаций удалось, даже после того, как дельцы от Мэра Черновецкого продали центральный штаб ДНД какой-то частной структуре попытавшись вышвырнуть дружинников, как ненужную «мебель». Правда тогда, чиновников и судебных исполнителей, встретили стройными рядами члены всех киевских формирований, показав, что они не «призрак» а реальные люди, готовые отстаивать свои права.
     И вот сегодня, штаб столичной дружины, по-прежнему ютится в маленькой комнатушке напротив опечатанных дверей собственного помещения. Новый хозяин целого здания, в котором размещался Штаб Городской Дружины, проданного ему «из-под полы» «молодой командой», сейчас «в бегах», но решение о возвращении штаба, городскому формированию по охране общественного порядка при Киевской городской администрации… так, самой же Киевской Городской администрацией до сих пор и не принято.
     В преддверии ЕВРО 2012, участие общественности в охране общественного порядка в городах проведения ЕВРО, думаю, задача не просто «необходимая» а крайне важная.  Ну, вот посудите сами – сколько сотрудников МВД знает иностранный язык?  На уровне показать дорогу или ответить который час – надеюсь все… а что бы вникнуть в проблему иностранного гражданина, оказать ему помощь, не привлекая консула из этой страны? И вот представьте себе, среди дружинников, как оказалось,  людей знающих иностранные языки достаточно много – я как то поинтересовался в одном из районных штабов, сколько членов дружины у них знает иностранный язык. Оказалось, что свободно владеют английским сразу несколько человек, а один, даже знает арабский, так как работает переводчиком.
     Другой пример – в городском штабе ДНД до прихода в КИЕВСОВЕТ Мэра Черновецкого, и попыток разрушить работу городских формирований со стороны «молодой команды», было несколько спецотрядов дружинников разной специализации. Были даже кинологический спецотряд! Владельцы собак, объединившиеся в общественное формирование по охране общественного порядка, прогуливаясь со своими питомцами по районам своего проживания, уже приносили пользу городу и его безопасности – собаку в жилете с надписью «ОХОРОНА ПОРДКА» видно было издалека. Не думаю, что какой либо хулиган захотел бы ограбить прохожего, зная, что район патрулируется дружинниками да еще с собаками. И все это замечу – на добровольных общественных началах! Нужно было только небольшое финансирование штабов и опорных пунктов, средства на проездные билеты, для проезда на место несения дежурства, или небольшое финансовое возмещение транспортных  расходов. Кстати по Закону, у дружинников есть даже определенные небольшие льготы – например, несколько дней добавляемых к ежегодному отпуску.
     Другими словами – созданы все условия для дальнейшего функционирования ДНД, сохранилась его структура, есть существенная польза от деятельности «дружинников» для государства… осталось немногое – помочь общественным формированиям по охране общественного порядка и государственной границы, добиться работы Законов Украины на муниципальном уровне.  Кому больше нужен лозунг «милиция с народом»? Нам – гражданам Украины, или самой милиции? Ведь без общественной поддержки борьба с преступностью переходит в разряд сражения «на чужой территории».  А мы, законопослушные граждане, хотим жить на территории закона.

Статья опубликованна в моем оружейном интернет-проекте GUNMAGAZINE.COM.UA №30