От добра добра не жду

Лауреаты Фонда Всм
ДЖЕБРАИЛ ХАЛИДИ - http://proza.ru/avtor/gibran - ВТОРОЕ МЕСТО В 38-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


Дед Гейдар строго придерживался правил своей страны–Ирана. Обычно скатерть расстилалась у нас на ковре, прямо посередине комнаты, а вокруг неё, на напольных пуфиках, сидели мы. Так ели, так принимали гостей. А что касается до моих уроков, то я их готовил или на коленях, или лёжа на животе, положив учебники и тетради перед собой.

Словом,так жили мы и всё шло своим чередом. Но однажды я услышал голос соседа дяди Гриши. Он был инвалидом Великой Отечественной. Жестокая война отняла у него одну ногу, заменив её деревянной.
 – Гейдар, где ты там? Встречай гостя!
Деда дома не было. Я встал и встретил соседа. Дядя Гриша, стуча своей деревянной ногой, прошёл в мою комнату.

– А где дедушка? - спросил он, рассматривая мои учебники, разбросанные на полу.
– Не знаю, дядя Гриша.
Он, опершись на свою трость, потрепал мои волнистые смоляные волосы.
– Я вижу, ты снова лёжа готовишь свои уроки, а не сидя за столом. Так можешь ослепнуть, да и горбатым вырастешь.
– Дядя Гриша, у нас нет стола, да к тому же я уже привык так. И дедушка говорит, что у него на родине…
– Нет, сынок, так не пойдёт, сейчас же марш ко мне. Я тебе что-то покажу.
– А что, дядя Гриша?
– Пойдем, узнаешь.

Детское любопытство взяло верх. Я пошёл с ним. А там, в саду у соседа, какие только фрукты не росли! Нам, ребятам, часто перепадало: то янтарная гроздь кишмиша, то медовый инжир или сочный персик. Мы в долгу не оставались, время от времени помогали дяде Грише распиливать брёвна тутовника, грецкого ореха. А некоторое время спустя сосед показывал нам, какие он нарды или шахматы смастерил из тех брёвен. Золотые руки были у нашего соседа.

Он жил с тётей Тоней вдвоём. Единственная их дочь проживала в далёком Новосибирске, только раз в год, и то на несколько дней, вместе со своим сыном приезжала к родителям. Тогда наступал большой праздник не только для дяди Гриши и тёти Тони, но и для нас. Ведь непременными участниками пиршеств были и мы – сверстники младшего Гриши. Вот было весело, особенно вкусно.

И на этот раз я подумал: «Видимо, дядя Гриша хочет, чтоб я пошёл к ним для общения с его внуком». А когда мы вошли в сад, у калитки под яблоней я увидел письменный стол и стулья из ореха. Дядя Гриша, ласково обнял меня за плечи:
– Вот, сынок, этот школьный набор твой, возьми и неси домой. Мне больно смотреть на то, как ты лёжа готовишь уроки…
– Дядя Гриша, спасибо Вам. В таком случае, – прослезился я, – вечером спрошу у бабушки и дедушки, есть ли у них деньги заплатить за Вашу работу…
– Я их не продаю, а дарю, считая тебя своим вторым внуком. И думаю, этот подарок тебе сейчас необходим.
– Дядя Гриша, ведь дед…
– За деда не беспокойся, он тебя за это ругать не будет, я всё улажу. Когда ты станешь большим человеком, то не забудь меня, своего старого друга, – сказал он, повернув голову в сторону от меня и рукавом рубашки вытер свои влажные глаза. – Вот когда ты окончишь институт, а я твёрдо в это верю, тогда и рассчитаемся. Ну, сынок, баста, а то я передумаю. Айда, зови своего друга Чингиза, забирайте всё это хозяйство. Одному тебе трудно будет.

Я позвал одноклассника, и мы вдвоём еле дотащили стол ко мне. А когда вернулся я за стульями, то изумился ещё больше: на одном из них лежали большие гроздья кишмиша – «янтарные алмазы», выращенные нашим соседом.

Дядя Гриша знал, что их очень любит моя бабушка Гюль-Санам, и ежегодно угощал нас кишмишом. А взамен моя бабушка пекла для наших русских друзей восточные сласти. Они обожали бабушкину пахлаву и шакар-бура.

Более десяти лет дед Гейдар дружил с дядей Гришей. Они часто играли то в нарды, то в домино, и никто из них не любил проигрывать. Мы, дети, были их наблюдателями, своего рода, арбитрами. Спорные ситуации, как правило, завершались чаепитием со сластями и виноградом на десерт…

Голос соседа прервал мои размышления:
– А эти гроздья винограда передай своей бабушке, она ведь, как и моя Тоня, очень любит их.
Я подошёл, своими маленькими пальчиками вытер покатившиеся капли с лица дяди Гриши, поцеловал его солёную от слёз щёку.
– Спасибо вам, дядя Гриша, за всё спасибо!
Дядя Гриша по-отцовски прижал меня к груди.
– Пройдут годы, сынок, ты вырастешь, быть может, тогда меня и в живых не будет, но ты никогда не забывай народную мудрость: «От добра добра не ищут!»

Прошло много лет после той истории. Я завершил учёбу в институте. Однажды, после того, как получил свою первую заработную плату, пришёл к нему, в свой любимый сад детства.
– Здравствуйте, Григорий Демьянович!
Услышав голос, дядя Гриша дрожащими руками нащупал на столе свои очки. Я подошёл и помог ему их надеть.
– Здравствуй, сынок, не узнаю, хоть голос твой мне очень знаком, – долго и внимательно глядел на меня мой старый сосед, а когда узнал, то широко улыбнулся: – А, друг мой!
Мы обнялись.

– Я пришёл к Вам с поклоном, Григорий Демьянович! Уговор дороже денег, так, кажется, говорят в народе. Дорогой дядя Гриша, благословите меня на дальнейшую жизнь. Я завершил свою учёбу. Уже работаю. Но за эти годы никогда не забывал ту радость, которую доставили Вы мне своим подарком. И Ваши слова: «От добра добра не ищут!» Дядя Гриша, а помните наш уговор? Вот, я принёс Вам обещанное вознаграждение.
Я выложил на стол своё портмоне.

Он поднял голову. В голубых, полных нежности глазах соседа я заметил обиду.
– Сынок, – дрогнул его голос, – я всегда верил в тебя. И рад, что не ошибся в этом. Только неужели ты думал, что я тогда ради денег смастерил для тебя тот школьный набор?! Я очень люблю тебя, люблю не меньше своего внука Гриши. Люблю за то, что ты настоящий внук деда Гейдара. Бери свои деньги, не обижай старика, добро само тебе вернётся сторицей, если ты сам добрый человек. А, собственно говоря, что мы стали с тобой философию разводить! Ведь соловья баснями не кормят. Нарви кишмиш и угощайся. Ведь ты давно не ел его у меня. Давай вспомним былое.

Глаза соседа засияли.
– Кстати, завтра приезжает Гриша, он окончил высшее военное училище. Так что старший и младший Григории просят тебя придти завтра к нам в гости. Наша дружба, я надеюсь, долго продолжится.

В знак благодарности я обнял за плечи своего старого друга, поцеловал его  морщинистую щёку.На обратном пути домой всё время думал о дяде Грише и повторял его слова: «От добра добра не ищут!» И перефразировал эту мудрую мысль: «От добра добра не жду… но оно, рано или поздно, само найдёт меня!»

Сколько воды утекло с той поры! Каждый раз, вспоминая ту добрую дружбу с Григорием Демьяновичем, прихожу к твёрдому убеждению:
– Как хорошо, что есть такие благородные люди, как дядя Гриша. Иначе не было бы смысла жить на этой земле.

Рисунок Любови Дроздецкой