Санька при дворе князя Владимира. Глава 12

Александр Сорокин Российский
Глава 12

Где Санька пересекает две границы

Борис уже ехал верхом, хотя прошла всего неделя после его ранения. Дисбактериоз, который бывает после курса антибиотиков, мы и в самом деле поправили с помощью простокваши, творога и сметаны, которые закупали в селениях и городах по пути. Если сказать честно, то города в то время были меньше нынешнего самого захудалого райцентра. При этом от современных сел и провинциальных городков их отличало одно существенное «но»: дома были крепкими и чистыми, а люди — опрятными и держащимися с достоинством. Валяющегося в луже или под забором персонажа было и вовсе не сыскать. Что и говорить про дух, который царил над этими местами — тут совершенно не было атмосферы всеобщего тления и распада, в которой я вырос. Глядя на крепких, плечистых мужчин со светлыми глазами и статных женщин, я видел, какой потенциал в них скрыт. Эти люди умели и любили работать, были скромны и полны надежд. Я впервые задумался о том, что и вовсе не знал нормальной жизни — юность пришлась на 90-е годы, когда по телеку показывали беспросветную чернуху, а на улицах были бесконечные бандитские разборки. Я как-то свыкся с мыслью о том, что мы — дегенеративная нация, где большинство составляют пьющие и мусорящие граждане.
Впрочем, последнее время я начал понимать, что дегенераты всегда на виду — они бросают бутылки в парках и ломают качели. А вот у работяг, коих всё-таки большинство в России, нет времени слоняться по улицам.
Мы все устали. Устали от всех этих передряг и больших переходов. Я читал, что похожие настроения были после Смутного времени — когда люди на протяжении длительного срока не продумывали стратегию развития своей страны, города, села, а мыслили лишь о том, как бы выжить сегодня.
Ну ничего — ведь прорвались. И в 21 веке пробьёмся, хотя передряги 90-х морально опустошили россиян сильнее, чем последствия революции, гражданской войны и голода. Ведь война, которая идёт в душах сограждан и по сей день, убивает надежней установки залпового огня.
Чем дальше мы пробирались на запад, тем гуще становилась сеть людских поселений. В небольшом городке со странным названием Теребовля нам оказали весьма теплый приём — тамошний князь Василько Ростиславич устроил в нашу честь пир. Казалось, весь город вышел навстречу нашей дружине — если честно, было очень приятно оказаться среди друзей после перехода по дикой степи.
Князь Василько был слеп, причём, как я заметил, у него вовсе не было глазных яблок. Несмотря на увечие, он двигался очень легко, нащупывая дорогу лёгкой тростью, а окружающие старались никак не подчёркивать слепоту князя.
- Ослепили брата моего во Христе, - вздохнул Мономах, предвидя мой вопрос, - да никто иной это сделал, как предшественник мой на киевском столе, Святослав Изяславич. Точнее, он одобрил, а сделал Давид Игоревич, князь Владимиро-Волынский.
- За что? - ахнул я, смутно вспоминая, что подобные зверства в то время не были редкостью в княжеских разборках.
- Интриги, друг мой, интриги, - нахмурился князь-батюшка, - вечно злую сеть свою сплетают. Мы и не ждали, что после любечского сбора, где все властители земли русской для мира собрались, такое злодейство последует.
А ведь в нашем, «цивилизованном» веке злодеяния в эшелонах власти стали ещё страшней — одним росчерком пера под всеобщий одобрямс «развитых» держав в утиль отправлялись целые страны вслед за своими лидерами. Видимо, власть изначально притягивает зло, поскольку является пастырем, способным утянуть побольше вверенных ей овец на самое дно...
Я впервые был на подобном празднике — князь с милым для русского уха именем Василько устроил самые настоящие народные гуляния. Все жители принарядились в праздничные одежды, всюду слышались песни, молодежь то и дело пускалась в пляс, всюду проводились различные конкурсы и забавы. В общем, атмосфера праздника затягивала всех — лично у меня через пятнадцать минут растянулась улыбка до ушей, которая не сходила весь вечер. Всё-таки я дождался долгожданного быка на вертеле — он издавал аромат покруче десятка торговых точек по торговле шашлыком и шаурмой.
Внутрь освежеванной туши быка ушлые повара князя Василько положили барашка, в барашка запихали изрядных размеров индейку, в индейку затолкали утку, а в утку - цыпленка. Мне, если честно, стало даже неловко, что ради нас готовят такое царское блюдо. Я же не народный артист РСФСР, а простой парень из 21 века!
В промежутки между животными набили разные пряные травы, лук-порей, чеснок, орехи. Для этого гигантского жаркого спалили невероятное количество дров — угольная куча была размером почти с быка, к тому же туда постоянно подсыпали углей. Жарилось всё это чудо часов шесть или семь — снаружи бык стал весь чёрным и изрядное количество мяса пропало. Но вот то, что было внутри — это, доложу я вам, улёт полный! Такой сочности и пропитанности мясных кусков, такого концентрированного мясного вкуса я ещё не пробовал в своей жизни!
Отмечу ещё одно приятное отличие древних торжеств от нынешних — праздник в Теребовле пробуждал лихое веселье, освобождал творческие силы, сближал всех, открывая новые грани людей. Весёлый хоровод нарядных людей поднимал настроение, отвлекая от реальности — вряд ли это можно сравнить с  сегодняшними унылыми наливаниями водкой под салат у телевизора.
...Василько не мог отпустить князя без подмоги. Прознав о нападении на дружину, он пришёл в ужас:
- Да как же так, князь батюшка! Через германские земли с тремя сотнями ратников поедешь? И не боязно тебе за дочь свою?
В итоге с нами поехали две сотни дружинников — больше князь теребовлянский дать не мог:
- Не вели казнить, батюшка — дабы не оголить свои стены от ворогов.
- Да мне и того не надо, - отмахивался князь, - чай не на войну едем, к половцам в стан, а на запад!
- Бережёного Бог бережёт, - князь Василько словно всматривался в Мономаха своими пустыми глазницами, - и там у нас друзей нет и вряд ли будут.
Территория современной мне Польши не отграничивалась от Киевской Руси полосатыми столбами и перекопанной землей. У меня сложилось впечатление, что какой-либо границы вообще не существовало. В селениях, которые встречались по пути, были как православные храмы, так и костёлы. Враждебности к русским я не заметил. В городе Ряшев мы закупили хлеба, при этом я подметил, что здесь царствует вполне русский дух. Оно и немудрено — совсем скоро эта местность обособится в Галицко-Волынское княжество, которое будет соперничать с Киевом.
А вот Тарнув и Краков уже были явно западными городами, здесь было много немецких и чешских купцов, а на дружину князя косились с опаской. Гортанная резкая речь чередовалась здесь с быстрым польским языком. Впрочем, долго задерживаться мы не стали, лишь купили немного свежего продовольствия.
Я отметил, что здесь уже поднимает голову дух рационализма. В то время как в Киеве и окружающих его городках и сёлах я чувствовал, что главное здесь — общение с людьми, ради которого жители готовы бросить все дела, то в Кракове я почуял, что тут на первом месте дело. А уже потом человек. Почти как в родном мне 21 веке, только, пожалуй, не в таких масштабах.
Хорошо, что нам не пришлось форсировать Вислу — возле Кракова через эту небольшую речушку был крепкий мост.
Наш маршрут через Моравию и Чехию пролегал таким интересным образом, что мы практически не въезжали в населённые пункты. Я подметил, что здесь люди выглядят напряжёнными — они словно бы ждали плохого каждую минуту.
- У них тут раздрай страшный, - пояснил князь, - каждый сам за себя, да ещё прусаки свою игру ведут.
Если честно, то мне в Чехии очень понравилось — природа здесь изумительная. В одном из селений князя слёзно просили вступиться за них перед землевладельцами. Язык был вполне понятен, кроме некоторых слов. Староста села умолял:
- Русский король, защити нас! Землю нашу окрадэны, сеять негде. Если вступишься, вэлми добрже будет!
Видно было, что князю неприятно отказывать, однако он был ответственен не только за свою дружину, но и за целую страну.
- Если короля вашего встречу, то вступлюсь за вас! - пообещал князь. - А войском помочь не могу — это же война большая начнётся. А у нас воинов мало.
- Мало? - ахнул староста Гануш. - Да Вы с такой ратью Варшаву возьмёте! У нас каждый сам за себя, а король с вассалами не справляется.
...В целом, поход через Чехию был довольно сложным. Приходилось обходить горы и холмы, часто по пути попадались ручьи, которые мы переходили вброд. Как сказали бы сегодня, местность была пересечённой. В итоге путешествие через эту страну растянулось на десять дней, причём проведённых почти без приключений. Если не считать небольшого инцидента, когда нас нагнали закованные в латы воины, требуя остановиться. Оказалось, что это вроде дозора, разъезжающего по стране в поисках чужаков. Впрочем, когда они выяснили кто мы и куда идём, нам дали зелёный свет. Но лично мне показалось, что рыцари и сами рады нас пропустить — наша дружина была раз в пять больше их скромного отряда.
Я уже давно чувствовал себя своим в этом времени. В седле держался как влитой, тяготы походной жизни переносил терпеливо. Каждый вечер мы ставили шатры — я уже стал докой в этом деле. Это не слишком похоже на собирание палатки — всё-таки, увесистые палки нельзя соединить также просто, как аллюминиевые трубки. Потом искали дрова — с таким количеством воинов это было легко. Зажигали порой, до двадцати костров сразу — дружинники варили похлёбку, затем жарили узкие полоски мяса на углях. Женщин почти не было видно — еду им относили в отдельный шатёр.
Если сказать честно, каждый день я садился в седло с помощью изрядного усилия воли. Первые дни внутренняя часть ног, натёртая в кровь, саднила нещадно. Мускулы болели, я чувствовал себя разбитым и усталым. К тому же, к моим мукам прибавлялось расстройство желудка — мой непременный спутник в путешествиях. Меняя воду, местность, я всегда болею несколько дней, а тут мы постоянно пили из нового ручья или реки.
Правда, к концу второй недели всё как-то наладилось. На ногах набилось некое подобие мозолей — кожа больше не реагировала на трение так трепетно, как в начале пути. Боль в мышцах вошла в привычку, да и болеть стало поменьше. Уверен, сейчас я был гораздо сильнее себе самого, но только что вошедшего в Киев.
Меры безопасности после случая с бандой Миклоша усилились. Теперь лагерь по ночам охраняло полтора десятка человек. Мы не болтали, но время от времени перекликались, в итоге стоять было не так страшно и не очень скучно.
Иногда ночами снилось, что я дома, что сейчас я встану с дивана, пойду на кухню жарить себе яичницу... В этот момент я, как правило, просыпался, слышал всхрапывание пасущихся коней и чувствовал приступ сильной тоски. Знаете, так бывает посреди ночи — когда никого из близких рядом... Кто знает, увижу ли я когда-нибудь своё время? Доведётся ли мне когда-нибудь ездить на трамваях и жарить пищу на газовой плите? Что думают мои близкие сейчас? Бедные мама с женой! Они, наверное, не чают увидеть меня в живых...

http://www.proza.ru/2012/05/25/1121