Строгино -30 лет улица маршала Катукова -часть 3

Василий Морозов
«Строгино -30 лет: улица маршала Катукова» -часть 3

Когда на улицу маршала Катукова выходят трамвайные пути, которые описывают с перпендикулярной ей улицы Кулакова своеобразный вираж, сама улица Катукова делает своеобразный резкий спуск вниз. Если по нему идти по нечетной стороне, можно увидеть много интересного. Именно там, около одного из многоэтажных домов, которых на улице только четыре (в данном случае, речь уже идет о втором из них –в 80-е годы на его торце также висел очередной коммунистический плакат, содержание которого я сам уже и не помню), находится подземное сооружение, бывшее некогда бомбоубежищем –но вместо прямого назначения оно использовалось под…тренировочный зал районной секции вольной борьбы, которую я сам посещал дважды в неделю в далеком детстве в 80-е годы –толку от моих хождений, честно говоря, было мало…

Но помню этот подвал я весьма подробно –лестница в полумраке, закуток –«тренерская» с фотографиями силачей из западных журналов о бодибилдинге на стенах, деревянные низкие лавочки и два ковра, разделенных в полутемноте глухой стеной. Один ковер был красного цвета, по его краям стояли футбольные ворота, иногда на тренировках ковер превращался в поле для игр во все, что угодно –регби на коленях с «набивным» мячом –за победу в одной из двусторонних игр я даже был награжден значком с изображением настоящего регбийного мяча –«дыни», который потом затерялся где –то дома; хоккея на «траве» пластиковыми клюшками –в одной из них меня поставили в ворота и я совершил роковую ошибку –рванулся в нападение сломя голову вперед, вскоре пропустил мяч из центра площадки между ногами в пустые ворота –и «мои» проиграли -1:2; -и так далее; даже заставляли бегать командную эстафету в стиле советских «веселых стартов», свой этап которой я всегда безнадежно проигрывал. Сама же тренировка каждый раз начиналась весьма оригинально, но –в духе времени –группу строили шеренгой, как на военном параде, «командир» подходил строевым шагом к тренеру, и произносил следующее –«Товарищ тренер, группа для тренировки построена! Рапорт сдавал…» -через четверть века такие воспоминания, кроме смеха, ничего не вызывают…В самой же борьбе, честно говоря, достижений тоже не было никаких, и полтора года спустя я покинул подвал, ни о чем не пожалев. На память, помимо значка с «дыней», остался сквозной шрам на левом колене от травмы с сильным кровотечением и воспоминание о том, как однажды мне удалось стараниями тамошних знакомых дойти весь подвал до конца –оказалось, что там, в одном из закутков, стояла…самая настоящая деревянная древнерусская лодка –«ладья» -оставалось только непонятным, как она туда попала и чего там, собственно говоря, делала…

Вход в этот подвал существует и сейчас, но в двух шагах от него в землю вкопана плита –«кенотаф» -«Здесь трагически погиб…» -там разбился юный мотоциклист, сейчас плита почти вросла в землю. Чуть дальше, справа от этого многоэтажного дома, находится один из известных во всем Строгинском районе магазин –«Первый», название которого многим кажется весьма оригинальным…

Со своего детства я прекрасно помню этот магазин, раньше именовавшийся –«Мясо –Рыба». Каким я его внутри только не помню: в 80-е годы –в мясном отделе стены украшали картинки о разделывании коровы по частям, в молочном отделе стояли пакеты трех цветов –голубого (36 копеек), зеленого (34 копейки) и красного (38 копеек) соответственно, с ними соседствовали бутылки с непонятным для меня название –«Можайское молоко», в овощном отделе все, что там лежало, было слегка засыпано землей и грязью; в 90-е годы половину прилавков занимала продукция с этикеткой «Uncle Ben”s» и прочая импортная продукция; в наши же дни магазин несколько раз менял свой внутренний облик, нынешний вид «утвердился» совсем недавно. А буквально год назад, стоя в очереди в кассу, я именно там услышал по радиоприемнику музыкальный «хит сезона» певца Дениса Майданова «Ничего не жаль», который в половину голоса теперь сам пою, меряя беговые круги перед тренировкой по восточным единоборствам в спорткомплексе по месту работы. Также этот «Первый» запомнился еще двумя эпизодами из жизни –очень давно, еще в 80-е годы я часто наблюдал за работой у торца магазина уличного приемного пункта стеклотары –как ни странно, просто было интересно, кто чего и сколько приносит; а в начале уже нового века я пытался сфотографироваться в дверях магазина около стоявшего там –дело было в новогодние праздники –резинового Деда Мороза –но на снимке почти ничего не видно, так как сделан он был «против света»…

За магазином «Первый» находится очередной жилой двор, образованный углом из зеленых девятиэтажек, тоже весьма важный для всех жителей Строгинского района. Именно там находится районное почтовое отделение, на которое периодически и мне самому приходят посылки и бандероли с научными или же художественными публикациями в сборниках. Путь к нему около «Первого» всегда непрост –после снега или дождей там весьма глубокие лужи, а на проходящей рядом теплотрассе греются бездомные собаки –весьма агрессивные на первый взгляд. В этом же зеленом доме находится и детская библиотека, но сам там я ни разу в жизни не был вообще…

Само же почтовое отделение размещается на первом этаже, причем количество комнат в нем все время меняется –в диапазоне от двух до четырех. Перед каждым праздником –особенно, в районе Нового года, -там выстраивается очередь за поздравительными открытками, иногда выходящая на лестничную площадку. В окне же для выдачи посылок и бандеролей народу тоже всегда много, но, честно говоря, ожидание того стоит –рано или поздно «твоя» коробка обязательно окажется в твоих руках…

Чуть подальше –вглубь двора –находится спортивная площадка ближайшей школы –она трехэтажная и когда –то была бело –бордового цвета, таких школьных зданий много, как оказалось, не только в Москве, но и некоторых подмосковных городах, что я узнал совсем недавно. Когда –то на нее пустили нашу «команду» той самой секции вольной борьбы, но это был футбольный матч, правда –на снегу. Я, как сейчас, помню, что всю игру стоял за одними из ворот, изображая некое подобие репортажа, о чем, правда, из участников матча никто не знал, и также помню, что игра завершилась с «сухим» счетом -0:0. Стоять на одном месте, честно говоря, было холодно, к тому же вокруг меня валялись многочисленные пустые консервные банки и на снегу виднелись «следы прогулки» дворовых домашних собак…

Еще одной «достопримечательностью» этого жилого квартала, пожалуй, является магазин, и по сей день расположенный на первом этаже одного из отдельно стоящих девятиэтажных домов розового цвета, прозванный «сельпо». В основном, он торгует до сих пор галантереей, посудой и тому подобными вещами, правда, народу в нем не так уж и много, а сам магазин, как и почта, занимает пространство от двух до четырех комнат первого этажа дома…

Если же потом вернуться из всех этих дворовых глубин на улицу Катукова как таковую, и перейти ненадолго через трамвайные пути, можно увидеть перед собой здание известного в районе кинотеатра «Таджикистан». Но о нем, а также о его географических «соседях» мы расскажем уже в дальнейшем…