Сказка должна объединить нас и спасти этот мир!

День Сказки
Что такое сказка? Сказка – это ты, я, мы. Сказка – это волшебная страна, мир, в которые автор погружает нас с тем, чтобы показать человеку, что лучше: быть искренним, добрым, честным и порядочным, или же быть злым, жадным, безжалостным, жестоким и бессердечным?
На этот вопрос возможно ответить по-разному. И воспринимается он каждым человеком также  по-разному. 
Одни сказки, отголосками событий давно минувших дней,  пришли к нам из седины прошлых веков и их автор неизвестен. Так они стали народными. Сказки, рожденные в последние века, изначально придумывались как для детей, так и для взрослых. В душе ребенка, да и зрелого человека,  именно со сказки закладывались стереотипы о том, что же такое добро, счастье, истина, радость, дружба,  и что такое зло, ожесточение, ложь, беда, горькие слезы.
Сказки – превосходное творение искусства, творение мира.  Наш разум, наше сердце – неразлучны с ними.
В среду сказок дитя вступает в самом раннем  возрасте, как только начинает  ходить, говорить и предаваться размышлениям. Школьник сходится со сказками на страницах книг и при изучении литературы в старших классах, когда знакомится с произведениями писателей. Из сказок молодой человек узнает, что такое счастье, дружба, любовь.
Сказка помогает людям не только разобраться и укрепиться в самых немаловажных понятиях: о том, как жить в этом мире, на чем формировать отношение к чужим и своим  поступкам, но и как можно быстрее понять истинную реальность мира сего.
Одним словом, сказка нас учит жизни. А что мы можем сделать для того, чтобы сказки продолжали жить, не умирали и не были позабытыми человеком сейчас и в будущем? Как спасти сказку и чем мы, люди, можем ей помочь?
 На сегодня  в Украине, да и во многих  других странах мира, нет праздника сказки. Правильнее ; Дня сказки. О том,  как спасти сказку, а также об идее учреждения  Дня  сказки рассказал известный закарпатский писатель и журналист  Михаил Юрьевич  Темнов, который со своими единомышленниками поднимает перед президентами СНГ эту серьезную проблему.
– Михаил Юрьевич,  свои вопросы я начну именно со Дня сказки. Каким вы его видите?
– Я думаю, что День сказки должен проходить в удобный для детей день. Он должен быть длинным, самым лучшим, солнечным, насыщенным пением птиц, зеленью, цветами, которые мы отдадим детям. 21, 23 июня самые солнечные дни в году и самые теплые. Поэтому я считаю, что именно этот период года лучше всего подходит для Дня сказки. Кстати, от читателей и почитателей сказки поступило предложение приурочить этот день на Ивана Купала – 7 июля.  Есть еще один вариант - День сказки организовать в День защиты детей.
– Михаил Юрьевич, скажите, пожалуйста, День сказки будет праздником только для детей или, возможно, он будет радостью и для взрослых? Сможет ли старшее поколение перенестись опять в светлую, замечтавшуюся, детскую жизнь?
– Во время своей жизни многие из нас, взрослея, расстаются со сказкой. Но сама сказка никогда не покидает нас. Ее дверь всегда открыта. Очень хочется, чтобы сказка оживала в сердцах взрослых, и они хотели всегда зайти в распахнутые двери сказочного мира. В таком случае мир изменится: изменятся люди и все станет более добрым. По моему убеждению, мы должны жить в сказке, в любом, даже преклонном возрасте.
– Судя по обращению к президентам славянских государств, День сказки поддерживают многие люди. Кто они?
– Прежде всего, большие, искренние, бескорыстные друзья сказки из России, Украины, Казахстана, Беларуси и других бывших республик СССР. Многие из них пишут сказки. Сегодня, после многих лет отчуждения, на бескрайних просторах СНГ  сказка впервые собирает всех своих друзей. Надеемся,  что очень скоро она их, на основе духовности, любви, веры, нашей общей истории, народных корней объединит в огромную, дружную семью.
– Во время пресс-конференции возле вас постоянно находилась очаровательная кукла  ручной работы. Кто она, эта милая, таинственная  незнакомка?
– Кукла Ляля родилась в Словакии, в г. Кошице. По национальности она русинка – ее, так бы сказать, мать по творению, Катерина Миравчик, мой большой друг, сама  родом из Закарпатья и по национальности русинка. Это  древня национальность. Из нее вышли русские,  украинцы, белорусы, сербы, болгары – все славянские народы.
Как вы заметили, на пресс-конференции Ляля  немного волновалось – это ее первый выход  к журналистам. Одно дело  играть дома в прятки с мышками и водить хороводы с куклами – подружками в Словакии, в мастерской Катерины, а совершенно другое - сидеть перед телекамерами и десятками глаз и притворятся, что ты не умеешь говорить.
– Как родилась идея учреждения Дня сказки?
– Этот день вначале родился в романе-трилогии «Сады Хаоса», который я написал. В первой книге мой герой Паино, во время обучения в  жреческом храме, для того, что бы стать воином-жрецом, должен сдать  экзамен  смертью.  Его душу вселяют в тело погибшего командира  звездолета, находящегося на другой планете. Тело погибшего оживает. Но процессы для мозга уже необратимы, и командира звездолета с душой Паино, в соответствии со страховкой, отправляют в больницу  для умалишенных доживать свой век. Душа Паино, не помня, кто она, начинает  борьбу и восстанавливает память погибшего командира звездолета. Там же мой герой влюбляется в девушку с очаровательным именем Эклина, которая, по мнению врачей, психически больна. Она живет идеей спасения сказки в центральном архиве планеты, где работает. По убеждению девушки, глобальная катастрофа, самоуничтожение стучится в двери дома. Когда погибнет последняя сказка на ее планете, морально умрет сама цивилизация! С последней сказкой потухнет память о прошлом всего народа. Все доброе и светлое. Умрут корни народа, без которых нет и не может быть будущего. Исчезнет целый пласт истории. Целый мир добрых отношений с давно исчезнувшими животными. С ценностями, где сильный духом помогает слабому телом. Где добро побеждает зло. И где один в поле тоже воин!
Поэтому даже у нас на земле сказки многие боятся. Она парадоксальна и никогда не может стать консервативной, как наше общество. Злые силы сказку ненавидят. Она делает людей свободными. Она открывает пути к свободе. Человек, даже закованный в кандалы, но свободный душой и духом, не может быть рабом. А человек, мнящий, что он – свободен, но окованный тысячами условностей, – раб, да еще и раб добровольный.
Наверное, именно поэтому герой произведения воин-ученик Паино, без размышления и сожалений, ради сказки отдает самое дорогое, что у него есть, –  жизнь. За то, что он отвез сказку на ее родину – планету сказок, – его судят и казнят. Сдавши экзамен смертью, Паино  приходит в себя в своем теле на Фаэтоне и продолжает свой путь.
Это была идея. Свое развитие она получила во втором романе – «Игры Разумных», где на технократическом Фаэтоне происходит встреча главного героя Ки Локки с куклами ручной работы – творением мастера-чудака Тапино,  добровольно отказавшегося от «Бессмертия». В общении и поступках кукол много парадоксального, но это позволило мне раскрыть тему и дать возможность читателю взглянуть на наш мир… глазами кукол. Прочтенное многих  приятно шокировало. Читатель, узнав, что я перерабатываю  трилогию, высказал свое пожелание – расширить линию полюбившихся кукол. Я увлекся этой темой, правильнее сказать – погрузился без остатка в этот удивительный сказочный мир.  Там я стал размышлять о последнем дне цивилизации и о мастере Тапино.  Так я попал в его мастерскую, где собрались все его куклы ручной работы, которых по настоянию департамента  воспитания и морали Фаэтона выкинули на улицу родители и дети. Цивилизация фаэтов пала. На центральной площади столицы Фаэтона – Шатрэ замерла,  готовая к военному параду, техника марсианской империи. А в  комнатушке о цивилизации фаэтов, а фактически о нас, землянах,  говорят куклы. Они отмечают, что они более свободны, чем фаэты – мы, люди. Что,  по сути, игрушки не они, а мы все. Так и родилась идея, что всегда на Фаэтоне был праздник – День Такантаны – День сказки, когда куклы, игрушки оживали и, не стесняясь фаэтов, говорили, передвигались, высказывали жителям то, что они думают о них. В связи с тем, что цивилизация пошла не тем путем – духовные ценности стали вытесняться материальными, куклы стали все реже и реже приходить в общество фаэтов. Последний день цивилизации Фаэтона и стал последним Днем – Днем  сказки, на руинах поверженной цивилизации. И они, сказки, игрушки  с немногими фаэтами вступают в бой с инопланетными захватчиками. Понятно, что это аллегория. После этого родилась сцена, которая изменила меня и мир Дня сказки. Я окончательно  убедился в том, что День сказки должен быть.
– О чем эта сцена?
– О мастере Тапино и куклах. О рождении новой игрушки. Она была электронной, но когда узнала о кукле Пакине, сумевшем  спасти в огне маленького мальчика фаэта, эта супер киберкукла решила стать простой, мягкой игрушкой.  Цитирую его диалог с куклами на эту тему:
« – Но это невозможно! Мы простушки. А в тебе сложные чипы, программы, дорогие элементы питания, солнечные батарейки, – произнесла Лантинка. – Ты можешь почти все! А нам это не доступно.
– У меня уже нет всего этого!
– Как нет? – растерялась Лантинка.
Каюн молча показал дальнюю часть брюшка. Приемник для аккумулятора пустовал. На его голове отсутствовали и солнечные ленты.
– Но как? – хором воскликнули куклы.
Мастер Тапино уважительно посмотрел на Чаму.
– Когда я узнал историю про Пакина, то я подумал: «Ведь он смог спасти мальчика, а почему я не смогу жить без батареек и всего прочего, чем меня напичкали на заводе?» Не скрою, мне было страшно. Я помнил, как верещали игрушки, у которых разряжались аккумуляторные батарейки. Они панически страшились смерти. Они боялись стать такими, как вы. Простыми! Без разных там батарей и генераторов энергии. А я поверил, что смерти нет. Что я смогу жить без всяких там батареек и кибернаворотов. Поэтому я здесь. С вами!
Каюн замолчал. Потом продолжил.
– Когда электронные куклы узнали, что я намерен покинуть их, они накинулись на меня, первым делом поколотили, потом вырвали все элементы питания. Я до сих пор слышу их слова, кинутые в меня: «Умри! Умри,  предатель!» Но я встал. Я смог. Надо было видеть панический ужас в их еще совсем недавно торжествующих электронных глазках. Раскидав их, я вырвался из киберада. Они долго гнались за мной... Они ищут меня. Но я их больше не боюсь».
Как автор, я понял, что маленькое чудо происходит, оживает в самую тяжелую минуту. Оно должно быть в нашем  человеческом мире. Потому что, фактически, на сегодняшний день уничтожаются духовные ценности. Мы видим медленную смерть сказок.
Я считаю, что наша духовность начинается, прежде всего, с корней народа – сказки. И потому сказка сегодня, как никто другой, нуждается в защите и поддержке.
– Как я поняла, для вас и ваших единомышленников День сказки - это значительно больше, чем обычный государственный праздник?
– Совершенно верно. В моем понимании это должна быть  большая государственная программа, защищающая сказки, культуру, традиции, обычаи  – наши народные корни. Именно День сказки со всеми ее ценностями должен  нам помочь выползти из трясины и сформировать новую идеологию  в обществе, которой с распадом СССР у нас  просто нет. Это большой пласт работы, и не только в государствах СНГ.  На сегодня остро стоит вопрос защиты сказок в других государственных объединениях, континентах. Жизнь требует учреждения Дня европейской сказки, сказок планета Земля. Мы, люди разных национальностей, вероисповедания, цвета кожи должны защитить все сказки мира, в том числе и исчезнувших  малых народов. Смерть сказки – это порой незаметное, а в действительности самое страшным событием для цивилизации, ведущее к ее деградации и фактической смерти. Если мы хотим выжить, как цивилизация, мы должны забыть о войнах за ресурсы, воду и т.д. Мы  должны понять, что Земля - это наш общий дом, в котором  экология уже давно не знает границ. Спасать свой дом, чистить его мы должны сообща. Пока это еще не поздно. Объединить нас всех, таких разных и противоречивых, могут сказки и понимание стоящих перед нами  проблем цивилизационного масштаба. Это и есть геополитика иного рода.  При всем том, что у Дня сказки на сегодня есть много как сторонников, так и противников, я верю, что сказка победит все те силы, которые  тянут наши народы в пропасть Третьей мировой войны, в голод, разруху,  финансовые кризисы, создают в своих лабораториях новые болезни. Потому давай те все, пока не поздно, думать о том, как спасти наш общий дом.

Интервью вела 

Татьяна Горянка.