Тюк

Лора Ларионова
КИНОСЦЕНАРИЙ (по одноименному рассказу Д. Хармса).


Лето. Дачный домик. Наши дни. Комната. Тусклый дневной свет. За столом сидит старушка. Очень старая. На столе разложен цветной халатик, который разошелся по шву. Ольга Петровна пытается вдеть нитку в иголку. Руки дрожат. Ничего не получается. С досадой она кладет иголку в лоток с нитками. Задумчиво смотрит в одну точку. Кутается в платок, который покоится на ее плечах. Ей прохладно. Встает и медленно идет к печке. Там тлеют угли. Она тормошит их кочергой. Видит, что они догорают.

Ольга Петровна выходит во двор. Перед домом на стуле дремлет ее супруг. Она идет к месту, где положено рубить дрова. Берет полено. Ставит его. Берет колун. Ударяет. Полено падает целым и невредимым. От произведенного шума просыпается Евдоким Осипович. Она снова ставит полено и снова ударяет. Ничего не получается. Она делает свою работу с трудом. Ей трудно и физически тяжело. Задача ей не по годам. Евдоким Осипович наблюдает за женой. В его памяти  всплывают воспоминания.

                В черно-белом цвете

Послевоенное время. Парень лет двадцати проходит мимо дачи. В руках несет картину (на картине огромный конь, вставший на дыбы; в огне; в зубах – цыган). Он замечает, что во дворе молоденькая девушка пытается расколоть полено. Подходит к забору и наблюдает за девушкой. Улыбается.

Ольга Петровна ударяет по полену.

- Тюк! (Выкрикивает Евдоким Осипович, громко, весело, привлекая внимание.)

Ольга Петровна ударяет по полену (замечает парня, но делает вид, что он ей безразличен).

- Тюк! (Еще раз выкрикивает парень, улыбаясь, ожидает, какая будет реакция.)

- Евдоким Осипович! Я вас прошу, не говорите этого слова «тюк» (кокетливо отвечает Ольга).

- Хорошо, хорошо (Парень ставит картину на землю, прислонив ее к забору; все внимание сосредоточено на девушке.)

Ольга Петровна ударяет по полену. Зная, что за ней наблюдают, делает это очень игриво.

- Тюк! (синхронно с ударом колуна, выкрикивает парень).

-Евдоким Осипович! Вы обещали не говорить этого слова «тюк».

- Хорошо, хорошо, Ольга Петровна! Больше не буду.

Ольга Петровна вновь замахивается. Она подыгрывает и строит глазки. Замахивается. Парень собирается выкрикнуть: «Тюк!», но она не бьет. Он замирает с открытым ртом, ничего не сказав. Она снова замахивается. Он – готовится. И снова она не бьёт. Наконец, со всего маху она ударяет.

- Тюк! (бодро выкрикивает Евдоким).

Колун вонзился в полено и застрял в таком положении. Ольга Петровна подходит к забору. Они смотрят друг другу в глаза, влюбленные.

Как гром среди ясного неба раздается удар колуна.

                В цвете.

Наши дни. Ольга Петровна бьет по полену. Евдоким Осипович приходит в себя. Его лицо сияет. Когда его старая жена замахивается колуном, он выкрикивает:

- Тюк! (ударяя тростью, которая стояла с ним рядом, о землю.)

 - Евгений Осипович! Я вас прошу, не говорите этого слова «тюк» (невозмутимо отвечает женщина, ничего не припомнив).

- Хорошо, хорошо (говорит супруг, нежно глядя на жену).

Ольга Петровна ударяет по полену.

- Тюк! (С надеждой, что и она сейчас вспомнит сцену из их молодости, повторяет Евдоким Осипович. Со словом «тюк» ударяет тростью о землю.)

-Евдоким Осипович! Вы обещали не говорить этого слова «тюк» (безразлично отвечает она).

- Хорошо, хорошо (соглашается Евдоким Осипович, меняясь в лице).

Ольга Петровна ударяет по полену.

- Тюк! (С отчаянием произносит Евдоким Осипович. Он так же легонько топнул тростью о землю, а затем, оперся на нее рукой, чувствуя себя нехорошо.)

После последнего удара, колун вонзился в полено. Ольга Петровна изо всех сил пытается его отделить от дерева. Она поглощена работой. Не обращая внимания на мужа, ворчит:

- Это безобразие. Взрослый пожилой человек и не понимает простой человеческой просьбы.

-Ольга Петровна, вы можете спокойно продолжать вашу работу. Я больше мешать не буду (обреченно).

-Ну я прошу вас, я очень прошу Вас: дайте мне расколоть хотя бы это полено (немного раздраженно, возясь с колуном и поленом).

- Колите, конечно, колите (слабеющим голосом).

Ольга Петровна устанавливает полено на свое место, берет колун и делает все то же самое.

- Тюк… (Еле слышно говорит Евдоким Осипович. Он подается корпусом вперед, пытается облокотиться на трость. Падает замертво на землю.)

Ольга Петровна роняет колун. Открывает рот, но ничего не может сказать. Крестится. Подбегает к мужу. Опускается на колени. Тормошит его, обнимает. Плачет.

Осознав, что произошло несчастье, идет в дом. Ищет телефон, чтобы сообщить о случившемся родственникам. Ищет сотовый, так как не помнит, где его оставила. Вдруг видит, что рядом с печкой стоит человек. В печи горит яркий огонь. Мужчина поправляет дрова кочергой. Это Евдоким Осипович, только в молодости (в одежде, в которой он только что умер). В зависимости от планировки помещения, Ольга Петровна либо замирает на месте, либо пятится назад в комнату. Заключительная мизансцена может выглядеть следующим образом. Стоит героиня. К ней подходит фантом. Они смотрят друг другу в глаза, влюбленные, как когда-то давно. На стене недалеко от них висит картина. Евгений Осипович обнимает жену. Снимает с головы платок. Распускаются длинные темные волосы. Ольга Петровна предстает перед нами в образе молодой девушки. Тем временем огонь на картине начинает гореть по-настоящему. Распространяется по комнате.

                КОНЕЦ