Прощённым, говорят, дорога в рай. Гл. 15

Ирина Каденская
Глава 15

И ПАДАЛ СНЕГ...

- Простите меня, Ян, - тихо произнесла Ниночка, когда их отвели обратно в камеру. - Простите. Из-за меня вы всё это подписали. Это я во всём виновата.
Её плечи вздрагивали, она закрыла лицо руками. - И ещё мне... мне так стыдно.
Солганский сел рядом с ней на нары.
- Нина, вы ни в чём не виноваты. Посмотрите на меня.
Она подняла голову и посмотрела на него покрасневшими заплаканными глазами.
- Вы ни в чём не виноваты, - повторил Ян. - Успокойтесь, Ниночка.
Она прикрыла руками грудь, видневшуюся из порванной блузки.
- У вас есть ещё какая-нибудь одежда переодеться? - спросил Солганский.
- Да... - пробормотала Ниночка, - есть ещё одна блузка, я взяла её из дома.
- Переоденьтесь и ложитесь. И попробуйте успокоиться.
Он обнял её за плечи и поцеловал в висок, как ребёнка. И Ниночка на мгновение прижалась к нему тоже, как ребенок - доверительно и беззащитно.
- Спасибо вам, Ян, - прошептала она.

И потянулось время ожидания. Но уже не очередного допроса, а того, самого страшного момента, когда в камеру войдут со списком в руках, выкрикивая фамилии тех, кто обречён. И кому-то надо будет встать и идти. Чтобы больше уже никогда не вернуться. Солганский понимал, что он из таких обречённых, надеяться было не на что. Но всё-таки какая-то часть его сознания продолжала во что-то верить. Во что - он и сам уже не знал. В чудо, которое никогда бы не произошло...

А в какие-то мгновения ему отчётливо казалось, что всё, что происходит вокруг - просто затянувшийся безысходный сон. От которого почему-то никак не получается проснуться.

В воскресенье был очередной приём передач. Ниночка получила свой узелок и развязала его.
- Кулич! - радостно воскликнула она, - они его не тронули! Даже не верится.
Солганский улыбнулся, глядя, на неё. Ниночка расстелила на деревянных досках тряпку, в которую была завёрнута передача и поставила на неё кулич. Вокруг него положила несколько яиц, выкрашенных луковой шелухой.

- Сегодня же Пасха, - сказала она.
- Да, - вспомнил Солганский.
- Христос воскрес.
- Воистину воскрес.
- Возьмите, Ян, пожалуйста, - Ниночка протянула ему вареное яйцо и кусок кулича. - Возьмите, иначе я обижусь.
Глядя на это, Солганский вспомнил, как всегда отмечали Пасху дома и отвернулся в сторону, чтобы Ниночка не заметила выступившие у него на глазах слёзы.
- Ян! - девушка настойчиво тянула к нему кусок кулича, - возьмите же.
- Спасибо, Ниночка, - поблагодарил Солганский, попробовав небольшой кусок, - Очень вкусно.

К ним подошёл Сергей Покровский.
- Слышишь, Солганский, - начал он, садясь с ним рядом на нары.
- Что, Сергей?
- Да ты тоже наверное замечаешь... давно разменов не было.
Говорят, новую партию готовят.
Ниночка с тревогой посмотрела на них, прислушиваясь к разговору.
- Давай-ка отойдем, - сказал Солганский.
Он закашлялся, встал и отошёл в сторону, подальше от Ниночки.
Покровский подошёл к нему.
- Кто это говорит? - спросил Ян.
- Многие. Игнат вон вчера видел, когда его на допрос вызывали, как они к себе целый ящик водки протащили. Думаешь, это просто так? - Покровский заметно нервничал.
- Да, плохо дело, - тихо сказал Солганский. - Но я уже давно готовлюсь к худшему.
- А я не готов, - резко сказал Покровский. - Не хочу я умирать. Не хочу...
Да ещё и безвинно, понимаешь?
- Никто не хочет, Сергей. Но... разве есть у нас выбор...
Покровский посмотрел на него с каким-то отчаянием, махнул рукой и отошёл в сторону.

Ян вернулся к Нине.
- О чём вы говорили? - спросила девушка.
- Ниночка... - Солганский сел рядом с ней, взял за руку и посмотрел ей в глаза, - могу я попросить вас об одной вещи?
- Конечно, Ян. А что я должна сделать?
- Я скажу вам один адрес. Это адрес моей жены, где она сейчас живёт. Не буду его записывать, да и нечем. И чтобы у вас неприятностей не было, если вдруг его у вас найдут.
- Хорошо, Ян, - Нина внимательно смотрела на него, - я постараюсь его запомнить.
- А не запомните, и Бог с ним. Просто я хочу попросить вас... именно вас, Ниночка... когда вы выйдете отсюда... а вы непременно выйдете, я верю в это... Вы освободитесь и всё у вас будет хорошо. Напишите потом Люсе пару слов обо мне. Я обещал ей написать, но она так и не получила от меня ни одного письма.

Солганский сильно закашлялся.
- Не говорите так, Ян! - воскликнула Ниночка. В её глазах блеснули слёзы. - Вы тоже выйдете отсюда! Я так верю, что мы вместе освободимся.
- Нет, Нина, - Солганский покачал головой.
- Ну, ну, не надо плакать, - он обнял её за плечи, наклонился и прошептал ей на ухо несколько слов.
- Это совсем простой адрес, - тихо сказала Ниночка, повторив услышанные слова несколько раз. - Я его запомню. И обязательно напишу вашей жене.
- Простите меня за эту просьбу.
- Да что вы, Ян, не просите прощения. Я рада что-то сделать для вас.
- И вот ещё что, Нина. Хочу передать вам это сейчас, потом времени может уже не будет, - Солганский снял с шеи крест, большой, серебряный и надел его на шею Ниночке.
- Этот крестик ещё от моей матери остался. Я хочу, чтобы он теперь был у вас, Нина. Да хранит вас Бог.

Ниночка молча смотрела на него сквозь слёзы.

***

"Страшна не сама смерть, а её ожидание". Последнее время Солганский часто вспоминал эти слова и думал об этом. Как, наверное, и многие обитатели камеры, над которыми смерть уже занесла своё невидимое и неумолимое крыло. И даже физическая боль уже не казалась чем-то запредельным по сравнению с той болью, которую испытывала душа. Но надо было держаться. И выбора не было.

Прошло Пасхальное воскресенье и понедельник. Единственным утешением Солганского было то, что его больше не трогали, не вызывали на допросы и не избивали.
"Всё закончено, - думал он. - Теперь осталось выдержать самое последнее".

А Ниночка в эти дни почти не отходила от него. Солганский тоже успел привязаться к ней. Нина рассказала ему немного про своего брата Володю, он был старше её на восемь лет.
- Знаете, Ян - сказала она Солганскому, - а вы чем-то на него похожи.
- Внешне? - спросил он.
- И внешне... и так, характером. Он, правда, стихов не писал. А я пробовала... но у меня не получается ничего. Способностей к этому совсем нет, - Ниночка вздохнула.
- Нина, мне иногда кажется, что всё это было в какой-то прошлой жизни и не со мной - и стихи, и... всё, всё прежнее.
- Что ещё? - спросила Нина.
- Да всё. Как будто просто был сон... добрый милый сон.
- Нет, Ян, - серьёзно сказала Ниночка, - была обычная жизнь. А сон - это то, что сейчас происходит. Какой-то страшный сон. И люди спят. Те люди, которые творят всё это, весь этот ужас. Но когда же они проснутся? Когда?

Солганский молчал. Он не знал, что ей ответить.

***

Во вторник после полудня заскрежетали замки, и в камеру вошли сразу несколько чекистов. Ещё ни услышав ни слова, заключённые как-то интуитивно поняли, что их ожидает. На мгновение повисла гнетущая тишина, а потом один из чекистов, держа перед собой список, стал громко называть фамилии.
Назвали уже пять несчастных, очередь дошла до буквы "М". Солганский напрягся. Ниночкину фамилию - Маркова - не назвали. Был назван Сергей Покровский, Игнат Степанов. Свою фамилию Ян тоже услышал.

Подбежавшая к нему Ниночка сильно стиснула его руку.
Чекист всё ещё называл фамилии по списку. Партия на этот раз действительно получалась большая.
- Ян, - быстро проговорила Ниночка, - наклонитесь ко мне... скорее, я боюсь не успеть.
Ян нагнулся к ней, и она вдруг обхватила его руками за шею и поцеловала в губы.
- Ниночка... - прошептал Солганский.
- Я... я люблю вас, Ян, - сбивчиво проговорила девушка, обнимая его, - Я люблю вас. Я никогда вас не забуду.

Солганский обнял её крепко-крепко и вспомнил тот день, когда почти два года назад он прощался с Лу-Лу, стоя на перроне в Вельске.
- Бедная моя девочка, - прошептал он.
По Ниночкиным щекам катились крупные слёзы.
- Нина, - он взял её за руку и посмотрел ей в глаза. - Вы помните то, что я Вам сказал? Вы выйдете отсюда. Обязательно выйдете и всё у вас ещё будет хорошо.
Ниночка всхлипывая, кивнула. И опять обняла его.

- Эй вы, кончайте там миловаться! - грубо крикнул им один из охранников, подходя к ним. Ниночку оторвали от Солганского, а его толкнули в спину.
- Давай на выход!

В коридоре стояло уже довольно много людей, которых согнали сюда из соседних камер. Им связали руки, а затем погнали на выход, во двор. На улице у Солганского закружилась голова, впервые за последние три месяца сидения в душном помещении он оказался на свежем воздухе. Чувствовалась весна, небо было пасмурное, но с небольшими светлыми просветами. У ограды уже пробивалась небольшая зеленая травка. И Солганский вдруг почувствовал невыносимую тоску от вида этой начинавшейся новой жизни. И от осознания того, что совсем скоро ему и всем этим людям придётся умереть. В этом было что-то ненормальное, не правильное.
"Боже мой, как жить хочется, - подумал он. - И как хочется увидеть Люсю в последний раз. Хоть на минутку".

- Ну вот и всё, парень, - услышал он рядом с собой голос Игната Степанова, - пришёл и наш черёд. А я смерти не боюсь, отжил уже своё. Молодых вот только жаль, им бы жить и жить ещё. А я может, и с своей Надей там свижусь.
Устал я без неё.
Надей звали его умершую жену.

У ворот стоял грузовик с крытым брезентом фургоном. В него по очереди заталкивали людей. Чуть впереди Ян увидел Сергея Покровского. Он плакал и сбивчиво говорил что-то про свою невесту и старенькую мать. Чекист грубо взял его за локти и толкнул в фургон. Вслед за ним в фургон запихнули женщину, на вид лет тридцати, худенькую и светловолосую, в совсем лёгком платье.
Ян подумал про Ниночку. "Спаси её Бог. Только бы её не коснулось это", - подумал он.
Потом пришёл и его черёд, и он тоже оказался внутри фургона, набитого обреченными связанными людьми.

***

Грузовик остановился. Их куда-то привезли.
- Спаси Господи и прости нас, - проговорила та молодая светловолосая женщина.

- Ну, господа буржуи, вылезайте! Прибыли по месту назначения! - бодро сказал один из чекистов, поднимая брезент.
В глаза Солганскому ударил дневной свет.
Вместе со всеми он вылез из фургона и осмотрелся. С набухшего неба крупными ровными хлопьями почему-то падал снег. А  из весеннего, светлого оно вдруг  стало белым-белым.
- Что это за место? - хрипло спросил он, оглядываясь.
Его вопрос услышал какой-то, стоявший рядом с ним человек.
- Так это ж Киреевка, - ответил он. - Родные места. Живу я здесь. Эх... хоть помирать не так страшно будет.

Солганский поднял голову и посмотрел на небо. Снег всё падал и падал...

- Пошли вперёд! - грубо приказал им чекист, и люди двинулись, подчиняясь приказу. Молодую женщину била крупная дрожь, платье на ней было совсем легкое.
- Ну ничего, барышня, в раю согреешься, - хохотнул один из охранников, нагнувшись к ней. Идущий рядом Cолганский ощутил, что от чекиста сильно пахло спиртным.
Он вспомнил слова Покровского про привезенную недавно водку, и обернулся, ища его глазами. Сергей был сзади, но шёл с совершенно мертвым белым лицом, глядя в землю. Только губы его беззвучно произносили какие-то слова.

Они прошли метров пятьдесят и увидели то, что их ожидало. Это был широкий  и глубокий ров. Солганский посмотрел вниз и сразу же отвёл глаза.
Он перевел взгляд на небо. Снежные хлопья все также падали и падали, как будто ещё сильнее, мягко касаясь земли.
- Подошли к краю рва! Живо! - скомандовал начальник расстрельной команды. - На колени встали!

Солганский почувствовал, как внутри опять поднимается злость.

"Да всё... всё, - подумал он, - осталось совсем немного... Так какая уже разница"
И он тоже встал на колени, как и остальные. Внизу хлюпала глинистая грязь, смешиваясь с тающим снегом.

Раздался первый выстрел. Затем ещё один. И ещё...
К обреченным подходили по очереди и стреляли сзади в голову. Солганский услышал, как тонко вскрикнула та светловолосая молодая женщина. Затем раздался выстрел, и ее тело полетело в ров, вслед за остальными.

Он закрыл глаза. Стоял и слушал, считая, глухие, тяжелые удары собственного сердца. А ещё ударов через тридцать почувствовал затылком жесткое холодное дуло... Раздался выстрел.

Минут через двадцать всё было закончено. В ров покидали лопатами немного сырой глинистой земли. И грузовик уехал.
А снег всё также шёл и шёл, засыпая ров и лежащих в нем убитых людей.


Глава 16:
http://www.proza.ru/2012/05/07/206