Невежество и корысть как парадигма современного об

Ирина Кузина-Анащенкова
Статья была опубликована в материалах международной научной конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры», котороя состоялась в декабре 2011 года и была организована философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова.




Жить в «эпоху перемен»… Вполне вероятно, кому-то это может показаться небезынтересным и даже, в смысле определённом, познавательным с точки зрения научной. Но ведь недаром древнекитайский философ Конфуций рекомендовал, избегать, доколе это удаётся, «перемен эпох» - под обломками коих шансов выжить не так уж и много. Увы, у нас – жителей Земли начала тысячелетия третьего выбор не богат – на дворе кризис глобальный, и, следовательно, хотим мы того или нет, но нам придётся давать ответы на вопросы, им поставленные, искать варианты решения проблем, порождённых нашей же деятельностью или бездействием.
Конечно, человечество не впервые сталкивается с кризисными ситуациями, не в диковинку ему исчезновение с карты мира государств, крушение цивилизаций. «Род уходит, и род приходит, а земля пребудет вовеки» - мудрость утешительная, но, к сожалению, в веке XXI не вполне соответствующая действительности. Развитие западной техногенной цивилизации, с её неутолимой жаждой потребления, и отсутствием каких бы то ни было нравственных барьеров, породило ситуацию, когда «бессмертие» рода людского уже не воспринимается как гарантированное, неважно кем – Богом, законами природы или общественного развития. И это, пожалуй, главная специфическая особенность кризиса, втянутым в который оказались все живущие на Земле. Ощущение хрупкости, ненадежности, как мироздания, так и общественных устройств, становится общим местом. «Живи настоящим!» - лозунг, активно используемый в современной рекламе, очень точно отражает эти апокалипсические настроения, ясно давая понять, что «будущего» вполне может и не быть, что его никто и не обещает, по крайней мере, всем или хотя бы большинству. Кстати, этот слоган, который можно рассматривать как лейтмотив времён нынешних, есть, также и указание на сомнительность существования не только будущего, но и прошлого. Вот в такой нетрадиционной картине мира и формируется человек современности - существо, начисто лишённое чувства благодарности по отношению к предкам, ответственности за потомков.
Конечно же, не все семь миллиардов обитателей нашей зелёно-голубой планеты готовы строить свою жизнь в «формате сиюминутном». Не каждому человеку по сердцу принципы постмодернизма, предполагающие отказ от поиска каких бы то ни было сущностей и смыслов в силу констатации их якобы принципиальной несубстанциональности, отречение от своих корней, традиций, убеждений. Не всякий также готов разделить воззрения этики протестантской, лежащей в основе современной западной цивилизации, и согласиться с тем, что люди – это всего лишь навсего «атомарные индивиды», ведущие «молекулярную войну всех против всех». Не любой готов признать, что солидарность и альтруизм – не более чем приметы юродства или неполноценности, а паразитическое существование «расы господ», постулирующей себя как элиты, за счёт тех, кому она отказывает в праве не просто на достойное существование, но и вообще на жизнь - норма. 
Тем не менее, как раз такие установки агрессивно навязываются человечеству современными средствами массовой информации, прививаются с помощью системы образования. Тем же, кто не смог или не захотел «переформатироваться», объясняют, что «на великом жизненном пиру для них нет места», и «повелевают удалиться», правда, уже не полагаясь на «природу», но используя гораздо более эффективные инструменты в диапазоне от лишения человека средств к существованию до «гуманитарных бомбардировок».
Ещё одной приметой современности можно назвать то, что описывается через нелепое, с точки зрения смысла здравого, словосочетание «однополярность мира». «Полярность», конечно же, предполагает наличие двух полюсов, свойств, сил, но вот именно их-то и не существует боле. На рубеже второго и третьего тысячелетий система «противовесов» в политике, экономике, культуре, образовании, дающая шанс на сохранение хоть какой-то вариативности и одновременно устойчивости, была уничтожена. Жизнь человечества больше не ограничивается никакими Заветами, не регулируется системой права и не подчиняется императивам категорическим. Конец ХХ - начало XXI веков – время, когда больше не нужно ни на что оглядываться, ни с кем считаться. Маски сброшены, вот только под ними оказались не лики, а «отвратительные лица», в народе именуемые попросту харями. На сегодняшних представителей «элиты», вне зависимости от их национальной принадлежности, смотреть нелегко, такая у них в глазах пустота, а слушать и просто тяжко, столь бесстыдны их речи. В этой связи выглядит симптоматичным случай, приключившийся в Эстонии в канун Международного женского дня в 2010 году. В рамках интервью, которое давал министр финансов Эстонской Республики Юрген Лиги, он посетовал относительно того, сколь непроста участь женщин в Эстонии по сравнению с участью мужчин. По его мнению, это связано с тем, что средняя продолжительность жизни у представительниц пола слабого на 11 лет больше, и, следовательно, в возрасте преклонном им приходится справляться с проблемами в одиночку. Господин Лиги посоветовал дамам, дабы они не мучились зазря, «умирать вовремя». Естественно, на карьере министра это никоим образом не сказалось, и он до сих пор продолжает работу на «благо» Республики Эстонской.   
Удивительное дело, но создаётся впечатление, что время наше – это пора исчезновения такого человеческого вида как деятели государственные, что они вымирают, как динозавры в конце мелового периода. Чиновников государственных рангов разных много, а вот людей, способных мыслить масштабно, относиться ответственно, отождествлять себя со страной, с народом, а не просто реализовывать выгодные «бизнес-планы», практически не осталось, вместо них к руководству пришли менеджеры и шоумены. И это тоже специфическая черта нашей эпохи.
Кстати, любые попытки достучаться до власть имущих, завязать общественный диалог, конструктивно обсудить проблемы, в рамках современных демократических систем, обречены на неудачу. Сильные мира сего либо игнорируют обращённые к ним неудобные вопросы (как, например, в случаях с бывшим министром геологии СССР Е.А. Козловским или Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Ливийской Джамахирии В.В. Чамовым), либо, не колеблясь, применяют силу.
Анализируя ситуацию, в которой мы все нынче оказались, нельзя пройти мимо и того факта, что одной из основных установок современной стадии жизни человечества стало не созидание, но разрушение. Сознательное, последовательное, беспощадное. Причём, разрушение систем жизнеспособных, демонстрирующих хорошие показатели роста и развития, в основе которых лежат идеи справедливости. Уничтожение мировой социалистической системы, стирание буквально с лица Земли государств, не вполне готовых подчиняться политике, навязываемой миру Западом, – образчики этого.
С грустью приходится признавать, что и нашу Родину – Россию, не миновали «ветры перемен». С энтузиазмом, даже, пожалуй, с огоньком четверть века тому назад государство, при попустительстве народа, начало разрушать созданную в СССР систему жизнеустройства, взялось за разгром промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйств, систем энергообеспечения населения, и вот, наконец, реформы докатились и до сфер образования и науки. Что вполне объяснимо, ведь система образования – это генетический аппарат культуры. Главная её функция состоит в том, чтобы передавать новым поколениям то виденье мира, тот тип мышления, те специфические культурные коды, которые сложились в данной стране – в этом её назначение. Образовательная система непрерывно из поколения в поколение воссоздает и обновляет ту центральную мировоззренческую матрицу, на которой люди собственно и собираются в народ. Наука же всегда была одним из стержней российской государственности. Сломать этот стержень, разрушить систему образования, являющуюся «генетической матрицей народа» - значит уничтожить страну. Очевидно, что именно такую цель и преследуют те, кто уже не один десяток лет  под вывеской «реформ» разрушает российскую школу и науку.
К сожалению, все изменения, осуществляемые в постсоветских государствах в области обучения и воспитания, за редким исключением, направлены на разрушение системы всеобщего, академического, трудового и бесплатного образования, построенной в СССР, и по праву считающейся одной из лучших в мире. На постсоветскую почву пытаются нынче привить модель школы западного типа, которая была создана исходя из доктрины гражданского общества, как она изложена Дж. Локком. Эта образовательная модель выстраивается по принципу «двух коридоров», один из которых предназначен для формирования элиты, взращиваемой на культуре университетского типа, базирующейся на дисциплинарном каркасе знаний и академическом мышлении. «Второй» же коридор предуготовлен для человека массы, который должен приобщиться к «мозаичному» типу культуры и выработать принципиально иной тип мышления – «клипово-файловый».
Что ж тут поделаешь, век XXI – это не только начало нового тысячелетия, но и возврат, откат к новому переделу: земли, воды, полезных ископаемых; борьбы за простое право жить, существовать, дышать воздухом. Ограниченность земных ресурсов побуждает использовать в «битве за жизнь» методы максимально эффективные.
И в этом смысле, система образования оказывается одним из самых действенных инструментов. «Биологическая масса» не способна не только к последовательному отстаиванию своих интересов, но даже к сопротивлению. «Оболванить» человека, не дать ему даже шанса сформироваться как личности, способной к анализу и оценке происходящего, и уж тем паче к борьбе – в этом и состоит задача современной западной школы.
Невежество и корысть – вот лейтмотивы современной системы образования, плодящей существ, которых и называть то людьми в полном смысле этого слова можно с большой натяжкой. Современный человек хоть как-то ещё укладывается в рамки, заданные понятием «homo erectus» (хотя привычка «держать спину прямо» многими уже утеряна, а большей частью молодёжи просто и не освоена). Но вот можно ли людей ныне живущих, воспринимать как «homo habilis» и  «homo sapiens» - вопрос.
Система образования испокон веков предполагала усвоение человеком упорядоченных знаний; освоение необходимых умений и навыков; приобщение к определённой системе ценностей.
Современная образовательная модель западного типа, во-первых, отказывается от такой составляющей образования как трудовое воспитание. Люди, живущие в «мире виртуальном», в обществе информационном, в условиях реальных оказываются беспомощнее черепахи, перевёрнутой на спину. Более того, их знания об этой реальности сводятся к минимуму или просто фантастичны, и в силу этого зачастую не могут быть использованы практически. Не стану утверждать, что все мои студенты считают, что «булки растут на полках магазинных», но вот то, что многие из них относятся с презрением к созидательному физическому труду – факт. 
Во-вторых, как уже констатировалось, западная школа не ставит перед собой задачи по-настоящему «образовывать» людей. Вся система обучения нацелена на «натаскивание» человека для выполнения строго определённых операций, выход за рамки которых не предусмотрен, более того, может быть даже наказуем. Грустной иллюстрацией того, что представляет собой конечной продукт подобной образовательной системы, может послужить история, свидетельницей которой я оказалась в начале этого учебного года, присутствуя на лекции по паразитологии своего коллеги – зоолога, которую он проводил для студентов третьего курса биологического факультета Тартуского университета. В целях экспериментальных на первом занятии ребятам был задан вопрос о том, какие признаки лёгочных заболеваний у рыб им известны, и какими паразитами эти самые заболевания лёгких могут быть вызваны. К нашему с коллегой ужасу, вся группа, а это – 50 человек, можно сказать, без пяти минут бакалавров, всерьёз озадачилась поставленной задачей и некоторые из них даже предложили варианты её решения.
Некритическое отношение, неспособность мыслить системно, выходить за рамки заданного – вот те качества, которыми обладает большинство выпускников западных образовательных учреждений. И это не расценивается как недостаток образовательной системы, но наоборот всячески поощряется именно такой подход к обучению, в результате которого из стен ВУЗа выходят дипломированные невежды. Именно из них и получаются идеальные потребители, столь востребованные современным обществом.
Кстати, это выгодно не только обществу потребления, но и самим преподавателям высшей школы и даже учителям, работающим в школе основной. Ведь хорошо образованный человек – это конкурент, который может занять твоё рабочее место, в котором ты кровно заинтересован.
Корысть, в форме борьбы конкурентной – третий краеугольный камень школы западного типа. Нежелание плодить соперников стимулирует преподавателей «придерживать» знания, столь же хорошо, как социальный заказ на формирование «потребителя идеального». 
Четвёртая особенность образовательной модели, навязываемой Западом всему миру, заключается в постулировании типичной для протестантского мышления установки на то, что всё является товаром. Первое, что зачастую слышат студенты, да, впрочем, и школьники, оказываясь в учреждениях образовательных это лозунг - «Учитесь себя продавать!». И многие ему вполне успешно следуют. В этом отношении показательным является тот факт, что для современного студенчества, зачастую, такой жизненный путь как проституция уже не является трагедией.
Восприятие всего: времени, пространства, человека как товара, порождает ещё одно типичное для современной западной школы явление – процесс образования начинает расцениваться исключительно как покупка специфических, но, тем не менее, всё ж таки, услуг. Формула «деньги-товар» задаёт тон в системе отношений «студент-преподаватель». В ряде учебных заведений Эстонии мне, например, было отказано в праве бесплатно проводить дополнительные занятия для студентов, на том основании, что это будет являться нарушением одного из фундаментальных принципов рыночной экономики – эквивалентности обмена - учить, помогать, сочувствовать, поддерживать должно только в строгом соответствии с осуществлёнными выплатами. 
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система образования – это то, что определяет человеческий капитал общества, то, что закладывает, укрепляет и развивает общественную культуру, то, что формирует каждого из нас и тех, кто придет к нам на смену.
Грамотно выстроенная система всеобщего образования способствует  консолидации общества, на том основании, что люди его составляющие обладают схожими картинами мира, она позволяет сформироваться культурной идентичности граждан, тем самым снижая риски социальной напряжённости. 

Но в мире современном не предполагается выживание всех, но наоборот, последовательно реализуется программа, дающая шанс на продолжение как жизни личной, так и себя в потомстве, немногим избранным, искренне считающим себя элитой, а людей, не относящихся к «баловням судьбы» - «биомассой», «навозом», жалеть который  просто нелепо.

Современная система образования как раз и позволяет творить из людей не личностей, но лепить «массу биологическую», которая обречена стать «расходным материалом», и которая, когда её поведут на бойню, будет не в состоянии понять, что же происходит, и в силу этого не окажет никакого сопротивления.
Наступление варварства происходит на наших глазах, оно хорошо продумано и тщательно подготовлено. Невеждам и корыстолюбцам не ведом стыд, нравственные обязанности в отношении предков, ответственность за потомков. Они не понимают, что такое любовь к Родине, и почему её должно защищать даже ценой собственной жизни. Они не ориентированы на созидательный труд.
Но именно на формирование этого тупикового, но «удобного в использовании» антропологического типа нацелена западная система образования.
Подержит ли её Россия или отторгнет, сдастся ли наш народ или сумеет отстоять себя – вот в чём вопрос.