Фауст Сокурова

Созерцалов Созерцалов
   

Фильм вызвал шквал негодования у зрителя. Я его понимаю. Во-первых, попкорн не полез. Во-вторых, фильм действительно мерзкий. Уж насколько я привык к подобным картинам – и то, еле досмотрел.   

Начнем, как водится, с рецензий. Мне больше всего понравилась эта, написанная молодой девушкой:   

«Я так и не поняла, что имел в виду Сокуров, употребляя в каждой сцене слова: воняет и смердит?»      

Милый ребенок! Сколько ей еще предстоит узнать. Она узнает, что от человека воняет потом, ногами, рвотными массами и месячными. Более того, ей предстоит узнать, что человеческое тело иногда разлагается и ужасно смердит. Вряд ли она прочтет мой опус, поэтому оставим до поры, до времени в счастливом неведении, это ангельское существо. 

В силу различных обстоятельств, в России никогда не было приличного авторского кино. Фауст Сокурова – первая серьезная попытка. Более того, фильм – блестящий. Признаться, я приятно удивлен, что отечественному режиссеру удалось, поднять авторский проект на такой метафизический уровень. Конечно, это не совсем авторское кино, ибо снято по мотивам. Но Гете там почти нет, в основном, там Сокуров.         
 
Что такое авторское кино? Авторское кино – духовный поиск самого автора. Подобное кино не для всех. По большому счету, оно лишь для самого автора. Сторонние зрители играют здесь второстепенную роль.         

В отличие от Гете и его последователей, Мефистофель Сокурова получился не обаятельным злодеем, а мерзкой гнидой, которая вызывает полное отторжение. Впрочем, и сам Фауст вызывает отторжение. И вообще, все герои вызывают отвращение. Кроме, пожалуй, Маргариты.      

В этой картине, человечество предстает во всей своей красе. Люди, подобно паукам в банке, занимаются пожиранием друг друга.      

Меня позабавила следующая сценка.      
Фауст и Мефистофель гуляют по городу. Мефистофелю, после того, как он выпил яд, предназначающийся Фаусту, стало плохо с желудком. Он присел у стены.       
Фауст:   
- Не здесь же, не у стен храма!      
Мефистофель:   
- Ты прав, зайду внутрь…               

Как это не банально звучит, каждый найдет в этом фильме что-то свое. Лично я, в очередной раз, убедился в своем отвращении к биологической оболочке человека. Меня привлекают в человеке только дух и интеллект. Сиськи, письки, хвосты и прочие кишки – меня не интересуют.   

Что касается рекомендаций. Тем, кто занимается перекладыванием бисера из одной шкатулки в другую и коллекционированием магнитиков на холодильник, смотреть фильм не имеет смысла. Тем более, вы все равно не досмотрите до конца. Тем же, кто занят духовным поиском и познанием сути вещей, смотреть категорически.