Странная балка

Сергей Азовский
Давным-давно случилось мне работать в порту недалеко от посёлка Черноморское. Это на Тарханкутском полуострове, что на западе Крыма. Порт небольшой, но известный. Ну тот что напротив Межводного. Служил порт разным целям, но главной задачей была разведка шельфа Чёрного моря на нефть и газ. Строили в порту морские нефтеразведочные бурильные платформы. Большие, солидные, с вертолётными площадками. Отправляли некоторые из построенных там платформ даже на Кубу, чтобы в море у Острова Свободы свободно качать нефть назло соседям – американским империалистам.
Так вот, выпало и мне в качестве сварщика поучаствовать в этой грандиозной работе, а именно – в постройке этих самых платформ. Дело, сами понимаете, не только важное, но и очень ответственное. Кому попало, такую работу не доверят. Вот и пришлось мне молодому специалисту по ручной дуговой сварке, преодолевая дрожь в руках, осваивать элементы высшего сварочного мастерства. Чтобы, как говорится, и в грязь лицом не ударить, и бригаду не подвести. Бригада знатная – все мастера как на подбор. С ними дядька Черномор, тобишь бригадир Тапочканов. 
Поручили мне как-то сваривать встык две большие двутавровые балки в каркасе платформы. Вот где пришлось попотеть! Не дай бог запороть такой шов! Пострадает тогда вся бригада. Премии лишат – это даже к бабке не ходи. Ширина балки больше метра, да и сам стык высоко. Завесили меня у стыка балок в монтажной люльке с девяти утра до самого обеда. Только бы к обеду спустили. Если крановщик забудет – ори не ори, всё равно без обеда останешься, так как, быстро проглотив еду в столовой на плавмастерской, все бегут сломя голову в вагончики-бытовки, забивать очередь на игру в нарды или резаться в «дурака». Никто не услышит вопль вопиющего в порту, оставленного подвешенным, как червя на удочке, сварщика. Так и придётся весь обеденный перерыв, сидя в люльке, глотать слюни и материть крановщика с бригадиром. Что? Думаете, пустое болтаю? Нет, было со мной такое. Правда – один раз, но было. А один мой знакомый в море, на забитой в дно свае пять часов куковал (это когда строили причал у Межводного), ладно хоть под вечер вспомнили. Так и сидел, распугивая чаек громким матом. А как сообщить? Ни о каких мобильных телефонах тогда и не слыхивали.
Разные досадные случаи бывали в порту, да и где их не бывает. Речь не об этом. В тот день довелось мне наблюдать феноменальное, просто невероятное явление физической природы.
Физика, надо сказать, нравилась мне ещё со школы, так что полным профаном в этой науке я себя отнюдь не считал. Прекрасно знал, что металлы отлично проводят электрический ток. На этом, собственно, и основана электросварка. Уверенный в непогрешимости азбучной истины, я спокойно работал, но часа через два, после перекура, наткнулся на зону в балке, где конструкционная сталь оказалась самым настоящим диэлектриком. Не верите? Я тоже сначала не поверил.
Тыкаю электродом в шов – эффект нулевой. Подумал, что отключили «напругу» (напругой настоящие сварщики называют подаваемое на объект электричество, нет напруги – нет работы). Жалко, хотел до обеда закончить. Чиркнул в стороне и хватанул «зайчика». Зайчики – это вспышки сварочной дуги, подсмотренные без необходимой защиты глаз. Хватают зайчиков малоопытные сварщики или дураки, пялящиеся на электросварку.  «Вот – думаю – зараза, видимо электрод козыряет». Опять нацелился на шов, а там нет напруги! Я опять в сторону. Есть! На шов – нету! В сторону – есть. На шов – ноль. Что за напасть? Пробую сверху – есть, снизу – есть. Куда ни ткни – везде есть, а на самом шве нету, хоть тресни! Прочистил до блеска странную зону. Вдруг какое-то инородное диэлектрическое включение попало в сталь при прокате. Не видать никаких включений. Везде однородный металл блестит.
Я и держаком пробовал, везде сверкает, как и положено, а на этом проклятом месте ни гу-гу. Была даже шальная мысль голой рукой проводимость пощупать. Ладно, одумался. А вдруг в таких аномальных местах зарождаются шаровые молнии? Треснет – и привет подругам!
Всё, что мог, казалось бы, перепробовал. Пол пачки электродов изломал. Не хотят они варить в этом месте и всё тут!
Ну, думаю, хана всей фундаментальной науке. Это ж надо столкнуться с эффектом Бермудского треугольника прямо на работе! До обеда уже минут сорок остаётся, а у меня тут такая канитель. Вроде бы и свистеть надо, привлечь внимание к феномену бригадира и наших сварных корифеев, но что-то внутри тормозило. А может, сам чего-то недопонимаю? Выяснят ерунду какую – засмеют. Ладно, дотяну до обеда, а там потихоньку прощупаю почву в разговоре. Позёвываю, делаю вид, что делом занят, а сам всё пытаюсь электрод зажечь на заколдованном месте. Вдруг слышу внизу смешок. Тихий смешок, ехидненький такой. С чего бы это?
Настроил локаторы, чтобы определить источник смешка этого, но сам вида не подаю – вроде как ничего не слышал. Смешок повторился. Кто-то даже хрюкнул, подавляя взрыв хохота. Я засёк направление, приподнял слегка маску, и боковым зрением увидел Санька – нашего молодого монтажника и балбеса по совместительству. Тут я всё и понял. Это ж надо, что этот паразит удумал! Как только я электрод к шву поднесу – отрывает «массу». От сварочного аппарата идут два кабеля, один к держаку сварщика, а один цепляется к металлу – это и есть масса. Массу можно зацепить в любом месте металлической конструкции. Поскольку буровая платформа большая, то кабели массы короткие – до ближайшей опоры платформы. Если массу оторвать – естественно никакой напруги не будет.
Делать этому лоботрясу, видимо, было нечего. Часа полтора надо мной изгалялся! Снял я маску, и такой каскад матюков на его глупую голову обрушил – даже бригадир удивился!