Кто убил Иванова. Фильм по первой пьесе Чехова

Юрий Хозяинов
   Прочитал в аннотации к фильму – это первая экранизация одноименной пьесы Антона Чехова – и не поверил. Попытался вспомнить – кто играл заглавную роль, когда – не вспомнил.Посмотрел в интернете и там не нашел. Видимо правда, свой дебютный фильм Дубровицкий снял на дебютную пьесу Чехова.

   Спектаклей на этот текст я видел много в разных театрах – большинство из них забылись, ничем не задев ни ума ни сердца. Отложился в памяти скандальный вариант Эренбурга в его неБольшом драмтеатре с голыми мужиками и  близкий к классическому прочтению спектакль Московского областного ТЮЗа, в котором поразила подростковая рефлексия немолодого Иванова в исполнении Сергея Шакурова. Оба эти спектакля стали лауреатами премии «Золотая маска».

   Сама пьеса типичная для Чехова беллетризованная история болезни. В ней нет ни положительных ни отрицательных персонажей – просто люди, отношение к которым складывается на основе убеждений зрителя. Вся пьеса это диалоги – внешние, внутренние более похожие на описание симптомов заболевания. Да и начинается фильм с осмотра пациента врачом. Доктор Львов проверяет рефлексы Иванова и думает о его жене.

   Про Иванова говорят, что он закончил московский университет, что строил планы, но разорился – но эти разговоры в фильме ничем не подкреплены. Также ничем не подкрепляются сообщения Львова о чахотке Сары Ивановой.  Только слова – «она скоро умрет», и все!Иванов в исполнении артиста Серебрякова человек без биографии. Он бесцветный безэмоциональный – на протяжении всей картины у Иванова нет ничего своего. Даже барский дом – по идее родовое гнездо Ивановых для него пустой. Вспомните – как Иванов мечется по дому – открывая многочисленные двери, за которыми ничего нет. В доме обитают жена Иванова, его дядя, управляющий. А сам Иванов все время на улице – все время. Трижды он оказывается дома и обязательно с кем нибудь скандалит – с управляющим, с доктором с женой. Дом его выталкивает…
      
   Сара Иванова – «жидовка», жена Николая. Красивая молодая женщина. Вроде здоровая, вроде с ней все нормально –но  детей нет, смысла в жизни нет, занятий нет – она как модель человека, схемка безжизненная. Цель жизни – любовь к Николаю, которому эта любовь надоела? И это все? Она не живет, существует. Даже не существует, паразитирует на чувствах Коли. Как всякий здоровый организм сбрасывает паразита, Николай освобождается от Сары, и та гибнет, оставшись «без пропитания». Никакой «чахотки» у Сары нет, её в фильме не видно. Соседка такая же несамостоятельная, как и жена – ничем не лучше.
      
   Чехов и режиссер с бесстрастностью патологоанатомов разъяли общество на составляющие  и выявили его паразитическую сущность – все, все живут за счет других, а сами что? – да ничего.Лишь некоторые способны на поступки, да и эти поступки – смерть.
 Режиссер в фильме не показывает сам момент убийства - неожиданный ливень вносит панику в свадебную процессию. Все забегают в дом и Иванов остается на козлах убитый.
На мой взгляд убийство это не только конкретное действие нажатия на курок. Поэтому кто убил Иванова – решайте сами
      
   Картина снята очень красиво – осенние пейзажи, леса, имения. Гениален в своей роли соседа Богдан Ступка. Доктор Львов настолько не индивидуален, что я нередко просто не узнавал его в следующем эпизоде картины. Управляющий в исполнении Ильина копирует его другие работы без перенапряга – сцены с его участием легко монтируются в другие фильмы – хотя бы в «Утомленные солнцем».