Речевой портрет интеллигента

Антон Данилец
Введение

Определение проблемы исследования. «Речевой портрет» играет важную роль, в исследовании личности или социальной группы. Он представляет собой одну из важнейших составляющих облика говорящих в формировании целостного образа, как отдельной личности, так и совокупности личностей, оставляющих социальную группу.
Чтобы более точно определить проблему исследования, приведем некоторые определения, которые дают понятию «речевой портрет» некоторые известные в области языкознания ученые и специалисты. Так, С.В. Леорда считает, что «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность», а проблема «речевого портрета» является частным направлением исследования языковой личности.
По мнению Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования». Этот исследователь, также подразделяет «речевой портрет» на ряд характеристик и определяет в нём особенности: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические.
Вычленение из общей проблемы конкретной тематики. Исследуя понятие и определения «речевого портрета», особо отметим работы Г.Г. Матвеевой. Она понимает под речевым портретом «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего». С помощью «речевого портрета» фиксируется речевое поведение, которое «автоматизируется в случае типичной повторяющейся ситуации общения». Таким образом, она отмечает, что, как и языковая личность, речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.
При создании «индивидуального речевого портрета», в центре внимания находится индивидуальный стиль, отражающий особенности конкретной языковой личности. В этом случае, «речевой портрет» составляется для личности неординарной, элитарной, которой свойственно творческое отношение к языку.
В случае, если мы имеем дело с коллективным «речевым портретом» исследователь получает возможность обобщить явления, присущие определенному кругу людей, объединенных в национальном, возрастном, социальном, профессиональном плане.
В данной работе, мы попытаемся продолжить и развить работу, предпринятую в области исследования «речевого портрета» интеллигента.
Обоснование актуальности выбранной темы. Данный представитель общественного слоя, на наш взгляд, имеет большое значение в развитии современного информационного общества. Мало того, именно сейчас, за счет проникновения в жизнь интеллигенции новейших достижений науки и техники, речевые характеристика, составляющие «речевой портрет» данной социальной группы, подвергаются серьезной коррекции. Именно эти, приведённые выше, основания дают право считать выбранную к исследованию в этой работе тему, исключительно актуальной, как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Анализ изученности темы в научной литературе. Известны исследования в области «речевых портретов»: студентов (С.В. Леорда), молодежи (Б. Максимов). Работами в области «речевого портрета» интеллигенции известны Л.П. Крысин, М.Н.Гордеева. Характеристика источниковой базы и использованной литературы. Большинство работ по анализу речевого портрета основано на устных и письменных источниках. Материалом для исследования служат магнитофонные и ручные записи, тексты художественных произведений, данные лингвистических экспериментов.
В написании данной работы использовались труды в области «речевого портрета» Т.Г. Винокур, М.Н. Гордеевой, Ю.Н.Караулова, Л.П. Крысина. В этих работах, описывая «речевой портрет» русской интеллигенции, выделяются характеристики, необходимые для проведения анализа речевого портрета. К ним относятся особенности языковых единиц и речевого поведения, представляющие наибольший интерес в исследовательском плане. Именно поэтому описание «речевого портрета» интеллигенции  мы и рассмотрим основные возможные и реализованные в современной лингвистике способы его анализа.
Определение основной цели и промежуточных задач исследования. Целью данной работы будет изучение и анализ речевого портрета интеллигенции.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить ряд последовательных задач, в том числе:
- изучить особенности «речевого портрета», как способа исследования личности и социальной группы,
- составить и проанализировать «речевой портрет» интеллигента и интеллигенции в целом.
Характеристика предмета и объекта исследования. Учитывая то, что объектом нашего исследования является российская интеллигенция, её речевые характеристики и особенности речевого поведения, а, в конечном счете – её «речевой портрет».
Предметом исследования мы определим особенности коррекции «речевого портрета» российской интеллигенции в условиях «информационного сообщества».
Определение методических оснований работы. Методологическими принципами предлагаемой работы стали историзм, объективность и научность. В работе использованы методы диалектического анализа и синтеза источниковой базы данной проблематики, а также, для набора и накопления фактического речевого материала - метод наблюдения и языкового эксперимента.
Возможное практического применения полученных результатов. Результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания русского языка по тематике «языковые портреты личностей и социальных групп в современной России».
Глава 1 «Речевой портрет» интеллигенции: особенности и структура
....
Заключение
Итак, в процессе нашего исследования и проведенного анализа мы выяснили, что «речевой портрет» – это воплощенная в речи языковая личность. Проблематика «речевого портрета» является частным направлением исследования языковой личности.
«Речевой портрет» подразделяется на ряд характеристик и в нём определяются такие особенности как:  возраст,  пол, психология, социальные, этнокультурные и лингвистические особенности. Таким образом, она отмечает, что, как и языковая личность, речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.
При создании «индивидуального речевого портрета», в центре внимания находится индивидуальный стиль, отражающий особенности конкретной языковой личности. В этом случае, «речевой портрет» составляется для личности неординарной, элитарной, которой свойственно творческое отношение к языку.
В коллективном «речевом портрете» исследователь получает возможность обобщить явления, присущие определенному кругу людей, объединенных в национальном, возрастном, социальном, профессиональном плане.
Анализ «речевого портрета» представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. Одним из самых важных моментов в характеристике «речевого портрета» является фиксация наиболее ярких элементов; в связи с этим описание всех уровней языка не является обязательным, а основополагающей является характеристика языковых особенностей и особенностей речевого поведения. Особенности исследуемого типа личности (социальной группы) – интеллигентов (интеллигенции); Особенности в речевом поведении представителей интеллигенции; Особенности речевого поведения, в том числе этикетные формулы, речевые клише, прецедентные феномены,  языковая игра.
В составлении и анализе «речевого портрета» интеллигента для нас важно определить понятие носителя языковой среды. При это, мы определим интеллигенцию, како слой людей, обладающих определенным уровнем образования и культуры и занятых умственным трудом. А интеллигента, как человека, обладающий большой внутренней культурой.
Исходя их этого, мы говорили об интеллигенции как определенном социальном слое в структуре современного русского общества.
В своем исследовании мы следовали принципу множественности, неоднородности описываемого объекта - интеллигенции и неединственности типичного представителя этого социального слоя. Мы различали следующие типы интеллигенции:
- гуманитарную и техническую;
- старшее, среднее и молодое ее поколения;
- территориально определённую интеллигенцию.
Её мы разместим по своебразной «оси» основного противопоставления:
- интеллигенция главных культурных центров,
- интеллигенция средних и малых городов России.
В работе мы исследовали два класса лингвистических и социокультурных характеристик, специфичных для слоя интеллигенции: особенности в наборе языковых единиц (главным образом, фонетических и лексико-семантических); особенности в речевом поведении представителей интеллигенции.
Исходя из проведенных исследований мы определили несколько важных положений «речевого портрета» интеллигента.
Одна из характерных особенностей речевого поведения интеллигентных носителей языка  - умение переключаться в процессе коммуникации с одних разновидностей языка на другие в зависимости от условий общения. Эта диглоссность (точнее, полиглоссность, поскольку переключаться приходится не на одну, а на множество разновидностей) отличает интеллигенцию, например, от носителей просторечия, которые моноглоссны и не умеют варьировать свою речь в зависимости от ситуации.
Современный человек в процессе речевого общения часто использует разного рода «готовые», не создаваемые в данном акте коммуникации выразительные средства, начиная от фразеологизмов и кончая разного рода художественными текстами, при условии, что эти тексты известны и адресату.
Цитаты из литературных произведений также весьма характерны для речевого общения интеллигентных носителей языка. Формы и способы цитации зависят от степени социальной и психологической близости собеседников, от характера коммуникативной ситуации и ряда других факторов.
Для интеллигентской среды, в особенности для гуманитариев», характерны такие явления, как рефлексия над словом, намеренное его искажение, обыгрывание его звукового состава, внутренней формы, связей с другими словами, словесные каламбуры и т.п. - иначе говоря, языковая игра во всех ее обличьях.
Мы не ставили себе целью, в рамках короткой работы, исчерпывающим образом описать полный и всеобъемлющий «речевой портрет» интеллигента. В частности, мы не рассмотрели в нем все виды языковой игры, распространенные в среде интеллигенции.
Наша задача состояла в другом: показать, что игра со словом и в слово - характерная черта речевого поведения представителей интеллигенции. Эта черта отличает их от носителей языка из иных социальных слоев и тем самым важная в качестве одного из штрихов в социально-речевом портрете интеллигента.

Лекция перенесена атором на сайт http://dplom.ru . Там она доступна пользователям в полном объеме и абсолютно бесплатно.