Экзамен по ОРЭ

Андрей Сотник
             Не знаю, как в других военно-морских училищах, тем более гражданских вузах и прочих учебных заведениях назывался этот предмет и что о нём думали обучаемые, но у нас он назывался ОРЭ – основы радиоэлектроники и мы от него «вешались». Наверное, изучаемый предмет был по-своему интересен, и мы бы даже им увлеклись, возможно, стали бы неплохими специалистами и на пенсии могли бы подрабатывать в телеателье, но преподавательский состав кафедры сделал всё, чтобы наши прекрасные предположения рухнули, подобно снежной лавине, погребая под собой всё живое. Контингент на кафедре подобрался своеобразный. Там были очень толковые специалисты, пытающиеся научить юных лоботрясов хоть каким-то основам, но на наш третий факультет были назначены совершенно другие выходцы из училища имени Попова в званиях капитанов второго и первого ранга. Судя по всему, мы, как будущие минёры, не прошли по рейтингу, и лучшие преподаватели достались «флотской интеллигенции» - штурманам и гидрографам. Все попытки разобраться в схемах триггеров и резисторов, а также, сути волновых переходов, только заводили в тупик. Преподаватели на лекциях на нас просто не обращали внимания, находясь на своей волне, обильно сдобренной алкоголем. Это была сильно пьющая кафедра, а самые крупные специалисты по этой части преподавали именно нам. Наверное, судьба… Доходило до того, что мы спорили между собой, сколько раз за лекцию препод выйдет из аудитории, благо преподавательская была совсем рядом. Каждый раз нос возвращавшегося педагога был всё краснее, а запах алкоголя достигал всё более дальних рядов. Но учиться было легко. Контрольные, лабораторные, зачёты, всё шло на ура. Но мудрые старшекурсники, прошедшие эту школу, предупреждали, что экзамен по предмету будет страшен…Но кто думает о будущем, когда можно жить настоящим, так и мы, беззаботно двигались по времени и пространству, но с каждым поворотом суточной стрелки что-то неизъяснимо ужасное заползало в душу….

   И вот, наступила очередная летняя сессия. Отличие курсанта военного училища от студента в том, что студент, получивший двойку, пересдает её в течение определённого времени в следующей сессии, а курсант садится в «академию».  Когда все уезжают в каникулярный отпуск (летом на месяц, а зимой на две недели), он остаётся в училище в объединённой роте двоечников и в течении трёх суток готовится к пересдаче. Пересдал -  его счастье, как говорится, «чемодан, вокзал, Ростов». Не пересдал - начинается новый отсчёт. А если двоек было несколько? Это и называлось академией,  и последним экзаменом летней сессии был именно экзамен по ОРЭ…

     Мы подготовились так, как смогли, разумеется. На преподавательском столе стоял трёхлитровый графин, наполненный пивом и растворённым в нём  полукилограммом водки. Рядом лежали две пачки «Мальборо». Те, кто помнит восьмидесятые, наверное, согласится, что для 1987 года - это был неплохой набор. Нас в классе было двадцать пять, у нас не было ни одной двойки, и мы очень хотели домой….

   Принимал экзамен капитан 1 ранга. К сожалению, забыл его фамилию и имя отчество, поэтому в дальнейшем буду называть его преподавателем. Это был достойный представитель сплочённый группы любителей алкоголя, существовавшей на кафедре «основ радиоэлектроники и радиоэлектронной борьбы». Зайдя в класс, он сразу потянулся к графину, олицетворяя собой известную флотскую мудрость, что «офицер в пьянстве замечен не был, но по утрам много и жадно пил холодную воду….». Выпил, поморщился, обвёл нас, стоящих в строю, недобрым взглядом и что-то буркнул. После этого открыл окно, распечатал «Мальборо» и закурил.

           Экзамен начался….. Это было избиение. Даже сейчас, спустя четверть века, мне становится не по себе. Там было всё: мистика Эдгара По и густые тени фантазий Лафкрафта, животный ужас произведений Гоголя и частые звуки морзянки, отбивающей SOS….Класс получил восемь двоек! Когда мы выстроились после экзамена, преподаватель докуривал последнюю сигарету. Графин был пуст…

- Что, думаете всё продаётся? - глядя на нас, произнёс он, слегка покачиваясь на ногах. Вся его суровость, с которой он нас «пытал», весь тот азарт и блеск в глазах куда-то пропали. Перед нами стоял немолодой уже человек, отягощённый грузом проблем. Может быть,  мне показалось, но в глазах его была жалость.
- Ничего, жизнь научит…

После этого он достал из кошелька купюру в двадцать пять рублей, положил под графин и вышел из класса. Стояла гробовая тишина, только муха, запутавшаяся в оконной раме, царапала по стеклу лапками, и этот звук тамтамами стучал в ушах. Восемь человек стали академиками….

Надо отдать должное кафедре.  Двоечники пересдали с первого раза. Все, даже те, кто путал «Бабеля с Гегелем» и транзистор с резистором.  А я с тех пор понял, что можно купить почти  всё. Но купить - ещё не значит этим владеть…. Жизнь продолжалась, я перешёл на третий курс……