2000 г. Я пишу нетленку

Вячеслав Вячеславов
         Неожиданно пришел Лёня и, как обычно, говорил только сам. Я слушал сначала с недоумением,  потом с раздражением,  потому что он,  словно магнитофон,  повторил свою прошлогоднюю программу с теми же интонациями, и буквально, слово в слово,   прибавилось только слова — "коммерческий успех",   это он имел в виду три своих коротких рассказа, которые напечатало "ТО" и заплатило по сто рублей.

Видно было, что он в упоении от успеха, оттого, что  его наконец-то начали печатать,  и он уже какой год ходит в таком возбуждении.

— Тебе сколько лет?
— 49.
— Ты к этому шел?

Он понял, что я имел в виду,  замялся.

— Ты эти рассказы в прошлом году показывал мне,  покажи,  что  написал в этом году.

Молчит.

— О каком же коммерческом успехе ты говоришь? Чехов в день писал по два рассказа,  а ты за свои 49 лет вот эти три рассказа.

Он стал говорить, что пишет большие вещи, но никак не может их закончить.

— Мы с тобой знакомы 15 лет, ты тогда говорил, что у тебя в планах написать четыре повести. Где они?
— Ты думаешь, что я трепач?  Скажи.

Теперь молчал я.  Зачем говорить то,  что и без того ясно.

Через неделю он снова,  к моему удивлению заявился, я думал, что он снова на год пропал. Он же, было хотел повторить свою речь,  произнесенную год и неделю назад.

Я несколько раз сбивал его с этого настроя,  потом не выдержал и сказал ему о том, что он буквально, слово в слово повторил себя, мол,  как это понимать?

Он молчал,  не зная, что сказать. 

Пытался снова что-то рассказывать, но слушать неинтересно человека,  который ведет себя как тетерев. 

 И он скоро засобирался уходить. Ради приличия пригласил приходить и проводил до лифта.  Он же ради приличия спросил:

— Что пишешь? — ожидая, что я отвечу, как  и в прошлом году — не о чем.   

Я же коротко сказал:

— Написал.

Он удивился.   Подтекст был ясен: я не болтал, а взял и написал.  Дал ему повесть о Соломоне.

Через четыре дня он снова меня удивил,   пришел среди недели.

— Повесть интересная. Ну, не так чтобы, но читается. Ты меня удивил.  Наташа изъявила желание почитать. Взяла, пролистала страницы,  чем-то увлеклась и сказала,  что интересно написано и хотела бы почитать. Если ты не против,  она задержит повесть. Это на голову выше того, что ты раньше писал. Культурно написано.

Других замечаний и критики не дождался, я больше боялся, что он, как еврей, сделает мне замечания, приведет примеры ляпсусов, спросил:

— Не узнал ли из повести то, чего раньше не знал?
— Нет, — сказал он,  но я не поверил,  просто не хочет признаться,  что я его обставил по всем статьям.

Как бы к слову,  спросил его,  почему он меня как-то обозвал "мизантропом"?

— Не помни.  Значит, была ситуация.
— Я не могу никак себя признать мизантропом,  потому что я люблю людей.

Заговорили о мизантропии Зощенко, Гоголя. Для него это была близкая тема, и я понял, что он сам мизантроп,  коль хотел познакомиться с Ямпольцем, обнаружил родственные черты.

Дня через четыре он принес мою повесть,  коротко сказал, что Наташа с интересом прочитала повесть,  понравилась, и больше к повести не возвращались.   Видимо,  он помнил, как я его разделывал,  спрашивал, что написал за 15 лет,  принялся говорить:

— Я пишу нетленку. Современники не всегда в состоянии оценить произведение, а потом уже выяснится, что это нетленка.

Он меня ошеломил.  Язык не поворачивался сказать:

— С чего ты решил, что в состоянии написать нетленку,  если до своих зрелых лет так ничего и не создал?

К этому я подводил все разговоры, чтобы он понял, что не надо обольщаться,  я так и сказал:

— Не надо витать в облаках. — Но он не хотел понимать. Переводя разговор, я сказал: — Вот раньше была Рашевская, и работало объединение,  а теперь ничего нет. 

Он тихо взъярился, сказал с сарказмом.

— Вот ты ностальгируешь по прежним временам,  а она же была тварь! Сволочь!

Почему-то он уверен, что она невзлюбила его за то, что он еврей, и не давала ему хода. Поэтому и он её не любил.

Он и на меня смотрит с насмешкой. И я подумал, что изучает,  как персонажа для своего рассказа,  в котором все герои ублюдочно смешны, и,  похоже,  он не может написать рассказ,  где у него был бы нормальный положительный герой, он мнит себя обличителем нравов, как Зощенко, Гоголь. Не понимает, что кроме обличения,   нужно и любить людей, поэтому у него ничего не получается. 

Он самый настоящий мизантроп. Как это я раньше не понял? Как хорошо, что он не часто приходит, и было бы лучше, если бы вообще не приходил,  лучше быть без друзей,  чем иметь такого. Он из рода психологических вампиров.

Уходя, он сказал:

— Ты сегодня какой-то агрессивный.

Это  из-за того,  что я начал ему говорить правду, сильно сдерживая себя, а он же не знал,  что ответить на мои доводы.

 Он ожидал, что я буду восхищаться его рассказами, а для меня это пройденный этап, я такие писал 20 лет назад,  мне это уже неинтересно,  как и он сам. Видимо,  он, действительно, болен психически.

Уверять себя, что способен написать нетленку, может только ненормальный человек, тем более что он ничего достойного так и не написал.

Он сам рассказал мне, что Наташа, прочитав его рассказ, в гневе сказала:

— Что за мерзость ты пишешь?!

Сослуживцы же похохатывали, когда он читал в манере Жванецкого, от имени персонажа, и сам наслаждался, как у него получается похоже — пародировать настоящего, им увиденного и списанного.

Он ушел,  и вот уже две недели прошло,  как больше не появляется, надеюсь, не скоро придет. 

Ему хотелось восторгов от меня по поводу его рассказов,  я же остался холоден,  хотя и похвалил, потому что они написаны ничем не хуже тех рассказов, которые печатаются в подобных газетенках.

Это был его последний приход.

продолжение следует: http://proza.ru/2012/05/01/834