В цветущих акациях город

Юрий Шмелев
                             

       Не видел я там ни каких акаций. А может просто  смотрел не там. А вот насчет жемчужины у моря согласен, прав был Леонид  Осипович.
Одесса прекрасный город и красив он обликом своим, архитектурой и, главное, людьми. Все таки люди здесь особые. Их внутренний юмор хорошо сочетается с их незлобивостью, в результате получается очень приятный для употребления коктейль. И совершенно закономерно, что именно здесь продают оригинальный сувенир: "чисто одесский воздух" как и полагается закатаный в консервную баночку из жести. Цена пять гривен, воспринимайте как угодно, это Одесса.
       В знаменитый город я специально поехал дневным автобусом, мне хотелось еще раз посмотреть на весенний цветущий Крым и южную Украину. Не прогадал! Истинным удовольствием было  видеть сады с цветущими деревьями и кустарниками, яркие тюльпаны  на клумбах и в садиках.  Шел шестой день пасхи, суббота и многие ехали в родные места, чтобы навестить родных, посетить кладбище. Народ в автобусе постоянно менялся от станции к станции и оказалось, что весь маршрут от Ялты до Одессы проехал лишь я один. 14 часов в пути дались мне не очень легко, но я не собирался роптать, мне было интересно прокатится по этому маршруту.
      Автобус приехал на центральный автовокзал в полодинадцатого вечера, меня встречал симпатичный молодой человек, приятель моего старшего внука Леши. Александр, так его звать, очень приветливо меня встретил в это позднее время и поселил в отдельной квартире. Более того, он приготовил там даже все необходимое для позднего ужина, мне осталось только включить газ и поставить на плиту чайник. Вот такой друг у моего любимого внука живет в Одессе. Четыре дня провел я, как один день. С утра, сварив себе каши на завтрак, целыми днями гулял по случайному плану, приходя вечером на ночлег "без задних ног". Конечно я старался побывать во всех знаковых местах города: Приморский бульвар и Потемкинская лестница, вулиця Дерибасовская и Привоз, всего не перечислить. Много ходил и по другим центральным улицам и переулкам, но не только. Память привела меня к знакомым стенам Державной Морской Академии, так она по моему ныне названа, а для меня просто Одесское высшее инженерно-морское училище. 47 лет назад я был здесь абитуриентом неудачником, меня не приняли в училище, как не прошедшего по конкурсу. Прокатился я и на трамвае номер 15. Маршрут остался прежним, только вагоны заменили. А мне так мечталось, что и вагоны останутся прежними и та девочка - фея ждет меня на задней площадке. Но время мы можем удержать лишь в нашей памяти, в жизни все не так. И та очаровательная хохлушечка сейчас наверно давно не молодуха, дай Бог ей здоровья, если она еще жива. В моей памяти она осталась навсегда.
      Посидел я и в нескольких пивнушках на Дерибасовской и не только. Опять все вроде бы хорошо, но нет того ощущения, что ты именно в той самой, где "все биндюжники вставали, когда в пивную он входил".  Как и жизнь, город изменился, но, к счастью он не стал другим, хотя за последние десятилетия много интересных людей покинули его. Дух Одессы неистребим. Он ощущается во всем: в названиях улиц, кафе, в общении людей между собой и т.д. и т.п. Ну где Вы еще найдете улицу с названием Старопортофранковская, попробуйте для начала хотя бы выговорить правильно. А всяческие кафешки и ресторанчики, имеющие в своих названиях имена и даже целые цитаты, типа: "Чито - Дрито".  
Или сядьте в трамвай в котором случится кондуктор (наличие такового здесь редкость) и послушайте общение с пассажирами по поводу приобретения билетов. Каждый диалог, готовая миниатюра для сцены на вечере юмора. Зайдите наконец на знаменитый Привоз, по рыбному ряду пройдитесь. По наивности даже можете спросить, а что делают с этой маленькой рыбешкой? Продавщица улыбнется и скажет  " Вы, я вижу, не одессит, та це ж, самый смак. Какие гарные котлеты из нее!" Вас не обидят, боже упаси,  но Вы сразу поймете всю глубину Вашего падения и несоответствия строгим критериям настоящего Одессита. 
      Одесса, город не только доброго юмора и южной щедрости. Но это и город с высоким интеллектом жителей. Совершенно неожиданно для себя я обнаружил его ( интеллект жителей ), включив радио в FM - диапазоне. Я поразился разнообразию работающих на этих волнах радиостанций. В городах России, во всяком случае там, где мне доводилось это слышать, в этом диапазоне звучит только попсовая музыка, перемежаемая рекламой, интеллектуальной нагрузки там нет никакой. Исключение за радиостанцией "Эхо Москвы". Здесь же такое разнообразие, есть даже радиостанция с просветительским "уклоном", она ведет в эфире разговор на очень серьезные темы по искусству и литературе. Я несказанно удивился, случайно наткнувшись вечером перед сном на такое.  В наше время чистогана и бездуховности ,  по радио говорить о таких вещах просто кажется немыслимо, а здесь в порядке вещей. И это еще один штрих к портрету этого замечательного города.
      Можно бесконечно рассказывать о нравах, царящих в этом городе и о людях его, могу лишь сказать, что также можно много говорить о необыкновенном вкусе и прелести страссбургского пирога, ничего это не даст. Вы не узнаете его вкуса. Нужно съездить туда, купить и попробовать. Вот так и здесь: Вы не были в Одессе?   Не слушайте и не читайте, а продайте последнюю рубашку, да хоть пешком, но махните в этот город.