Сказочка про метро

Рада Радость Резерфорд
       А с вами такое бывало?.. Идешь себе не торопясь по переходу в метро, размышляешь о чем-то своем, и неожиданно понимаешь, что свернула совершенно не в ту сторону. "Вот досада!" - думаешь про себя, разворачиваешься и идешь обратно. И снова сворачиваешь не туда. Становится смешно: "Да что же это такое со мной сегодня?.." На этот раз уже сосредоточенно движешься к желанной цели- нужной тебе станции, тщательно следишь за дорогой, и... Снова вдруг оказываешься совсем не там, где нужно...

       Сегодня я расскажу вам одну удивительную историю, приключившуюся со мной в прошлую среду, самым обычным зимним вечером...

       Казалось бы, этот вечер не предвещал ничего необычного. На улице стоял сильный мороз, снег падал на головы прохожим большими пушистыми хлопьями, казалось, что даже воздух дрожал от холода, еле слышно зябко потрескивая... Люди ниже натягивали на головы капюшоны, плотнее кутались в шарфы и, неуклюже скользя по льду и обгоняя друг друга, торопились поскорее укрыться в теплом и светлом метро...
       Мне нужно было перейти с Третьяковской на Новокузнецкую. Привычный маршрут, который я проделывала уже тысячи и тысячи раз. Я шла по длинному, украшенному светлыми мраморными плитами коридору в потоке точно так же задержавшихся на работе людей, усталых, нагруженных сумками с продуктами и мечтами об ужине и сне. Должно быть, я и правда не слишком внимательно следила за дорогой. Но в третий раз свернув не туда и каким-то совершенно невероятным образом вдруг снова очутившись на Третьяковской вместо нужной мне Новокузнецкой, я серьезно озадачилась. Да как же это можно так умудриться? Выходит, я сделала круг и вернулась обратно? Что за чудеса! Стыдно... Заблудилась в родном метро как какой-нибудь рассеянный турист, впервые приехавший в город. Быть может сказалось хроническое недосыпание? Или я как-то незаметно простудилась, и у меня жар?..
       В полном недоумении я повернула назад в четвертый раз. И тут услышала рядом с собой чей-то ехидный смешок. Почувствовала, как медленно краснеют щеки... Оглянулась, и тут же потеряла дар речи... Рядом со мной семенил крохотный мужичок ростом чуть выше моего колена, с носом-картошкой и блестящими, лукавыми карими глазами. Мужичок был наряжен в серый тулуп, не по размеру большие валенки и старую шапку-ушанку. Завершающим штрихом служила длинная, огненно-рыжая и изрядно всклокоченная борода. Заметив, что я не могу опомниться от изумления, мужичок еще больше развеселился.
       В нашем московском метро кого только не увидишь. Здесь можно встретить людей самых разных национальностей, всех цветов кожи, говорящих на самых причудливых языках. Случалось мне встречать здесь и карликов, и самых настоящих великанов, которым приходилось стоять согнувшись в вагоне поезда, чтобы не упираться макушкой прямо в потолок. Но такого чудного человечка я повстречала впервые. Я попыталась ускорить шаг, но сделать это в потоке людей не так-то просто, да и мой странный спутник явно не собирался отставать. Я украдкой оглянулась по сторонам. Удивительно, но никто совершенно не обращал на нас внимания. Мужичку уступали дорогу, взгляды скользили по нему, не задерживаясь, никто даже ни разу не задел его, а вот мне, напротив, пару раз пришлось серьезно побеспокоиться о том, чтобы мне не отдавили ноги. Мужичок продолжал семенить рядом, с явным удовольствием наблюдая за сменой выражений на моем лице. Во мне боролись любопытство и легкое раздражение. Наконец любопытство победило.

      - Извините, а Вы вообще кто такой? - Должно быть не слишком вежливо поинтересовалась я.
      - Кто-кто... - передразнил меня мужичок, сверкая глазами.- Метровой!
      - Не поняла... Какой-такой метровой?? - Должно быть, я вытаращила глаза, потому что мой спутник, ухмыльнувшись, презабавно выпучил свои в ответ.
      - Ну дык... Метровой я!- важно повторил он.- Самый главный я здеся, вот так-то!
       Тут мне в голову прокралась предательская мысль, что кое-кто здесь, возможно, не совсем в своем уме. Видимо, эта мысль отразилась у меня на лице, потому что карлик внезапно рассердился. Он остановился на месте, бесцеремонно ухватившись за мою сумку, и не давая двинуться дальше.
      - Ме-тро-вой! - по слогам сердито пробасил он, нахмурив лохматые, кустистые брови. - Тебе же ведь ведомо, кто такой домовой, так? Али леший? Ну а я - метровой, тутошний хозяин! Теперяча ясно?!
        Понимать-то я что-то уже начала, но вот поверить в увиденное все равно никак не получалось. Заметив это, метровой разочарованно махнул рукой, пробормотав что-то себе в бороду, и принялся объяснять:
      - Ну дык... Раньше лесов на Руси много было, почитай куда ни глянь- везде леса! Вот душе-то было раздолье!.. А нынче люди все деревья-то повырубали, зверье сгубили, да на месте прежних лесов-то коробок каменных понастроили, да и живут припеваючи друг у друга на голове... Люди-то живут, а нам, лесовикам, куда деваться? Вот и пришлось на старости лет в метровые податься... - огорченно вздохнул мужичок. - Смекнула теперя?
        Я кивнула, во все глаза глядя на рыжего мужичка. А тот утер нос рукавом, и продолжал:
      - Да, в лесу-то раздолье... Тут тебе и ягодки, и грибки, и птахи день-деньской распевают, и дышится легко... А коль грибки да ягодки опостылят, так можно с путников оброк брать. Хочешь через мой лес пройти - плати! Яиц пяток оставь на опушке, али творогу, али молока, али хлеба с полкавриги, поклонись в пояс да молви: "Смилуйся, лесной хозяин, не гневись, позволь пройти, дороги не путай!" - Метровой приосанился и важно почесал бороду. - Опосля иди себе смело, ни зверье не тронет, ни с пути не собьешься, выведет дорожка куда надобно... А коль без откупа полез - пеняй на себя, повеселюсь на славу! Поплутаешь, голубчик, по лесу, пока лапти не стопчешь да одежу об кусты колючие в лоскуты не изорвешь... Эх, времена были!.. - Снова мечтательно вздохнул мужичок. - А теперя что?.. Сидим под землей, будто кроты, ни солнца не видим, ни птиц не слышим, изредка какой-нить воробьишка приблудный залетит погреться... А вы, люди, ужо и запамятовали, как на поклон к лесовику снедь-то носили... Да и кто такой леший скоро позабудете...
       - Так вот почему я никак на станцию мою попасть не могу! - сообразила я.
       - Дык ясное дело! - ухмыльнулся Метровой.- А чем тута еще можно душу потешить? Наведу морок, да любуюсь, как людишки будто муравьишки туда-сюда бегают, никак дороги не найдут, друг на дружку натыкаются да глаза в непонятках таращат... А то другой морок наведу, будто впереди проход али лестница, вот человечишко-то с разбегу лбом в стенку ка-ак втемяшится, мне да другим людишкам на забаву... - Захихикал Метровой.
       - А со мной Вы почему поговорить решили? Скучно? - Поинтересовалась я.
       - Да не в скуке-то дело... - Вдруг погрустнел мужичок. - Тебе-то лес не чужой. Ты с ним с детства в ладу живешь. Я таких людей сразу вижу... Да и они меня тоже увидеть смогут, коли захочу... А вот на него погляди! - Метровой ткнул коротким узловатым пальцем в сторону проходившего мимо молодого мужчины с чемоданом в руке, в расстегнутом щегольском пальто, из-под которого виднелся светло-бежевый деловой костюм. - У него только деньги на уме, и оттого он будто слепой. Пройдись я поперек его дороги вприсядку в одних подштанниках - и то не заметит... - Мой собеседник удрученно покачал головой.
      - Так что же, получается, что другие люди вообще Вас не видят? - Спохватилась я, только сейчас заметив странные взгляды, которые бросали на меня прохожие. Еще бы, остановилась посреди дороги, да еще и громко беседую сама с собой...
      - Ну дык, о чем я тебе и толкую! - Снова рассердился Метровой. - Ясное дело, не видят! Только тебе и показался...
      - И чем же я заслужила такую честь? - Уже немного освоившись, шутливо спросила я.
      - Чем-чем... Вот котомки-то у тебя какие! Битком набиты... Тут тебе и молоко, и сыр, и сметанка, и колбаска "Докторская"... - Потянув носом, облизнулся мужичок. - А я ее страсть как люблю! Мы, метровые, живем бедно. Кое-как перебиваемся. Старуха моя наловчилась в тоннелях заброшенных грибки выращивать да картоху, а только этим сыт не будешь... Так что давай-ка, девица, плати оброк, коли хочешь домой попасть! - Подбоченясь, грозно заявил Метровой, - Иначе до закрытия метро у меня здеся проплутаешь!
        Нахохлившийся вид крошечного мужичка меня рассмешил.
      - Ну хорошо, будь по-твоему, оброк - так оброк... И какой же оброк ты хочешь?
        Рыжая бородища метрового затряслась, глаза алчно заблестели, рука жадно схватила воздух.
      - Пол колбасы отдай! - наполовину грозно, наполовину умоляюще выкрикнул он.
        Мне стало его жалко. Я достала из сумки "Докторскую" колбасу и протянула ее мужичку.
      - Возьмите тогда уж целую! У меня чтобы разрезать все равно ножа с собой нет.
      - Нож-то у меня есть... - Пробормотал метровой, тут же схватив колбасу, но доставать его не спешил.
      - Да не нужно ножа. Кушайте на здоровье! Вот, возьмите молока и бананов впридачу! Не часто удается с самым настоящим метровым побеседовать. Я очень рада, что встретила Вас! Расскажу кому - не поверят!..
        Мужичок явно растаял.
      - Благодарствую на добром слове! И за молочко спасибо. А бананы, овощ ентот заморский, ты себе оставь, мы к такому не приучены... Да о встрече- то лучше не болтай. Не поверит никто, только на смех подымут. Ну, прощай, красна девица! Дорога тебе открыта, боле не заплутаешь. Даже местечко свободное в вагоне найдется. Добрый путь! - Проговорил Метровой, явно собираясь откланяться. Но мне так просто отпускать его уже ни за что не хотелось.
      - Подождите, господин Метровой, не уходите! А расскажите, пожалуйста, много ли вас здесь? И где же вы живете в метро? Милиция-то не гоняет? - улыбаясь, засыпала я его вопросами. Метровой пристально посмотрел на меня, и говорит:
      - А что, коли не торопишься, пожалуй ко мне! И расскажу, и покажу все сразу. Не боисся-то в гости к Метровому, а?
        О таком приключении я и не мечтала.
      - Конечно не боюсь! С большим удовольствием!
      - Ну и славно! - Расплылся в улыбке мужичок. - Я тебя и с Метровихой-то моей познакомлю, очень она у меня гостей любит, а сама из избы почти не выходит, ра-ди-кулит у нее приключился... Ну, пожалуй за мной! - Прижав к груди колбасу и пакет молока, мужичок шустро засеменил по коридору, жалуясь на ходу:
      - А вот Новый год-то был. Что ни человек, то котомку тащит. А в котомках тех!.. И нет бы кто-нибудь догадался в переходе-то в уголке колбаски на блюдечке оставить, аль икорки красной насыпать... Что ж, для нас Новый год и не праздник, что ли?.. - Горько вздыхал Метровой.
       Мне приходилось все больше ускорять шаг, чтобы не отстать от шустрого мужичка. Наконец он остановился перед совершенно глухой стеной, и протянул мне руку:
      - Хватайся, сейчас проход для тебя открою!
      Я послушно ухватилась за его по-детски маленькую, но шершавую и мозолистую руку, и неожиданно почувствовала, что стена вдруг будто бы надвинулась на меня и поглотила...
      На мгновение я испугалась и зажмурила глаза. А когда открыла их снова, то обнаружила себя стоящей в низенькой, уютной избушке с деревянным полом и потолком. Убранство избушки было скромным, но все там так и сверкало чистотой. В центре горницы стоял широкий грубо сколоченный стол, вокруг которого расположились деревянные скамьи, разукрашенные причудливой резьбой.
      Из соседней горницы, отгороженной пестрой занавеской, искусно сшитой из разноцветных кусочков ткани, вытирая руки о передник появилась маленькая женщина. Из-под косынки виднелись светло-русые волосы, чуть посеребренные сединой, поясница была обмотана толстой шерстяной шалью, а на лице цвела теплая, приятная улыбка.
      - Ох-ти, Господи, да никак мой старик к нам гостью привел! - Всплеснула руками Метровиха. - Ты присаживайся, милая, не стой в дверях, а я сейчас самоварчик поставлю! Ты обожди маленько, я споро управлюсь! - Женщина снова исчезла за пестрой занавеской, а Метровой снял шапку и тулуп, слегка пригладил свою всклокоченную рыжую шевелюру и, крякнув, уселся за низкий деревянный стол, вытянув ноги. Я присела напротив.
      - Вот тут-то мы и живем,- улыбнулся в бороду хозяин, - и налоги не платим. А милиция ваша дальше собственного носа ничего и не видит. Я, бывает, потешиться захочу, морок наведу - и примерещится им какой-нить басурман усатый с ружжом али с тесаком наперевес, они за басурманом тем бежать, а я- ать, и сниму морок! И окажется, что эти молодцы бравые старушку древнюю с клюкой изловили! Они смекнуть-то ничего не могут, стоят, головы чешут, перед старушкой той извиняются. А я ка-ак другой морок наведу, и старушке привидится, что они те самые басурмане и есть, зубами скрежещщут да на нее наступают. Ну, она давай голосить, да по хребтине их клюкой охаживать!.. То-то мне потеха! - Посмеивается Метровой.
       Из соседней горницы вновь появилась хозяйка с большим, до блеска начищенным самоваром в руках.
      - Да ты, деточка, старика мово не слушай, он байки травить шибко любит! В басурмана-то он раз всего старушку и обернул, да на каждом шагу теперь хвастает.
       На столе как по волшебству появился каравай хлеба, похоже только что испеченный, котелок с густыми щами, от которого поднимался ароматный пар, а затем целая груда горячих картофельных оладий.
      - Ох, как давно старик мой гостей не приводил! - Говорила женщина, споро расставляя на столе тарелки и раскладывая яркие, расписные деревянные ложки. - Нам-то здесь одним скучно живется, тоскливо под землей сидеть, да и дети давно выросли, разлетелись кто куда... - Метровиха вздохнула украдкой. - Дочку старшую замуж далече отдали, она в Петербурге живет. Но зато с тамошним Метровым у них мир да лад, душа не нарадуется. Все бы хорошо, вот поближе бы только... Намедни весточку прислала, внучек четвертый у нас родился... Надо бы съездить, навестить... - Метровиха поглядела на мужа.
      - Ну, ты съезди, а я никак метро без присмотра оставить не могу. - Ответил он. - Ты лучше дочку к нам погостить зови, да и внучат пускай с собой прихватит, соскучился я по детскому писку.
      - Вот такой вот у меня старик, никуда из свово метро вылезать не желает! - Чуть ворчливо пробормотала женщина, и подмигнула мне. - А знаешь почему? Тут на Сходненской еще один Метровой поселился. Своих владений ему мало, вот он и на наши зарится. Мой старик боится, как бы тот Метровой его отсюда не выжил... - Метровиха лукаво взглянула на мужа.
      - Да пускай только сунется! - Рассвирепел Метровой, и так хватил кулаком по столу, аж тарелки подпрыгнули. - Я его в бараний рог согну, шельмеца! Пусть убирается в свои ростовские леса, откуда черт его принес!
      - Ну, успокойся, больно уж ты горяч. - Метровиха, улыбаясь, погладила мужа по руке. - Конечно никто у такого молодца ничего отнять не сумеет, пусть сначала силушки наберется!
       Метровой мгновенно остыл, вынул из кармана трубку грубой работы и принялся набивать ее табаком.
      - Вот скоро сын меньшой воротится, будет нам по хозяйству помогать да за метро следить. А уж он-то у нас настоящим богатырем вырос, весь в меня! - Гордо вздернул бороду Метровой. - Мы с ним живо чужака приструним. Коли баловать не будет, пущай себе живет, метро большое. А коли буянить начнет, выкинем его отсюда к черту на рога... Так-то... - По горнице поплыли облака зеленоватого дыма.
       Тем временем Метровиха поставила на стол большую банку варенья, открыла тугую крышку, и по горнице поплыл восхитительный аромат лесной земляники...
      - А это средняя дочка гостинец прислала, - пояснила женщина, - она у нас счастливица, в настоящем лесу живет, под Рязанью... А там леса-то какие!.. Всем лесам леса! И зверья разного полно, и птиц, и малинки да землянички летом видимо-невидимо...

    ...За беседой время летит незаметно... Много необыкновенного и удивительного поведала мне чета Метровых, сидя за чаем в маленькой уютной избушке... Сам старик- хозяин еще при Иване IV жил, вспомнил он и о славных битвах, и о жестоких забавах грозного царя, рассказал и о том, какими дивными леса в то время были... Да так складно, так интересно, что мне самой захотелось в тех лесах побывать, да все своими глазами увидеть... А супруга его все больше о детях рассказывала. Как у сынка Петруши никак не получалось в детстве морок наводить, и родители боялись, что он таким вот бесталанным и останется... А потом Петруша в этом искусстве далеко отца обошел. Бывало Метровиха дочерей прясть посадит, а они Петрушу кликнут, и тот такой искусный морок наведет, вроде пряжа и готова. Девицы- хитруньи и рады, бегом из дома веселиться да в метро кататься, пока родители не опомнились...
     - Да только ты не думай, дочка, что они ленивыми были али рукодельничать не умели! Вот ужо я тебе покажу какой чудный сад моя старшая, Настасьюшка, на покрывале вышила, подивишься...
      Тут метровой спохватился:
     - Как время-то бежит, уже ведь за полночь! Собирайся-ка, милая, домой не поспеешь!
     - Ох-ти, Господи, и верно! - засуетилась Метровиха...

       Мы снова прошли сквозь глухую стену и очутились в знакомом переходе между Третьяковской и Новокузнецкой... Людей вокруг было немного, и внезапно появившуюся из ниоткуда девушку никто не заметил... А может быть Метровой постарался.
       Я уносила с собой вкусные картофельные оладьи, которые, не взирая на протесты, завернула мне "на дорожку" добрая Метровиха, пожелания доброго пути и строгий наказ не забывать и приходить в гости.
       Уже прощаясь с радушным хозяином, я спросила: - А как же мне в следующий раз найти к вам дорогу?
      - А ты приходи на это самое место, да покличь меня тихонько, я и услышу. - Ответил он.
      Я постаралась не думать, как забавно буду выглядеть, кликая Метрового в переполненном переходе...
      - А как Ваше имя-отчество? - Вдруг спохватилась я.
      - Еремеем звать меня. А по батюшке я Никифорович. - Улыбнулся в рыжую бороду Метровой. - Ну, прощай, милая, еще свидимся! - Сказал, и исчез, как будто и не было...

       Каких только чудес не бывает на свете!.. Сколько вокруг нас волшебства, не пересказать! А всего-то и нужно, что открыть глаза, да немного поверить в сказку...
      
       Ну да некогда мне тут с вами, еще в магазин успеть надо за "Докторской" колбаской, да в аптеку, за лекарством от радикулита для Метровихи. Завтра спозаранку собираюсь снова наведаться к ним в гости, не забуду и от вас привет передать!


                22 января 2012 г.






_______________

 Копирование, публикация и любое использование моих произведений или отрывков из них допускается только с моего письменного разрешения, с указанием моего полного имени и фамилии, а также с указанием ссылки на текст произведения, размещенный здесь, на моей авторской странице. Во всех остальных случаях это будет расценено как прямое нарушение закона о защите авторских прав.