Judas is Rising. Боги Металла в Москве

Иван Азаров
В среду 18-ого апреля, когда многое обещало мне то, что меня скоро заберут в вооружённые силы нашей необъятной родины, я пропустил традиционную игру в волейбол во Л2Ш и, более того, не поехал комментировать полуфинал чемпионата Италии «Мачерата» - «Кунео» на «Eurosport 2»! Чем же таким важным я планировал заняться в ту среду? Всё очень просто: в первопрестольную на гастроли приехали великие Judas Priest – главная хэви-металлическая группа в мире. Ради этого я был готов пожертвовать, чем угодно… Концерт проходил в новом для меня клубе «Stadium Live» на Соколе.
Сперва я домчал из Митино до Белорусского вокзало на 904 экспрессе, который на сей раз успешно преодолел все пробки, несмотря на будний день. Затем на метро вернулся к станции метро Сокол, оттуда же прошёлся до улицы Балтийская, вернее, до катакомб, которые сейчас находятся на её месте…
Со стороны здания Гидропроекта пространство плавили лучи абсолютно летнего солнца, плавили до состояния жидкого марева. И я подумал, какой славный, запоминающийся день!

Сам клуб располагался в здании ничем не примечательном, остаётся только гадать, как туда мог влезть такой клуб-исполин! Типологически это продолжение идей, развитых клубами «Б1», т.е. остатки какого-то в прошлом завода, затем «Arena Moscow», а затем ещё и чертова, клуба Milk, который больше напоминал газовую камеру, чем место приятного времяпрепровождения. Только «Stadium Live» больше «Б1» раза в полтора и выше вдобавок. По расположению входа, зала и гардероба чем-то даже похоже, только в Б1 толкучки на выходе через гардероб всегда были меньше. Зато в «Stadium Live» не было очереди на вход из-за гигантского числа установленных металлоискателей (ну ещё бы, чей концерт-то?).

На выходе из сортира мы обменялись приветствиями с несколькими мужиками, которые, как и я, были одеты в спонсорские футболки Judas Priest с предыдущего концерта этой группы, который проходил году в 2005-ом на хоккейной арене в Лужниках. Но тогда я из-за недостатка средств сидел на самой дальней трибуне, теперь же отрывался на клокочущем танцполе…

Разогревала публику композициями известных групп клевая тётка-диджей! Это стоит отметить отдельно, ведь она разогрела зал не хуже иной настоящей группы. Она отменно выглядела и вдобавок знала тексты песен с пластинок, которые ставила! Особенно всех позабавила песня Iron Maiden, кажется, «Hallowed by the Name», и это-то перед концертом их извечных соперников и конкурентов! Это тоже самое на разогрев перед Megadeth ставить Metallica или Guns’n’Roses перед Motley Crue, ну или Symphony X перед Dream Theater. В общем, это определённый и неприкрытый вызов, который не остался незамеченным ни зрителями, ни техниками заезжих знаменитостей!

Начался долгожданный концерт лишь на полчаса позже объявленного, что конечно по нынешним меркам очень даже прилично. И начался с песни «Rapid Fire». С самого ещё начала мне показалось, что голос выводится слишком тихо на динамики по отношению к остальным инструментам, потом ситуация немного исправилась!

Как мне показалось, на этот раз было гораздо больше песен из среднего и раннего периода группы и совсем немного с новых альбомов. Хотя мне нравятся практически все альбомы Judas Priest, и я очень был рад и «Prophecy» и «Judas Rising», которые абсолютно не выпадают из остального творчества группы с участием Хэлфорда. По ходу сценического действа Роб не раз и не два менял свои костюмы: с одного кожаного плаща на другой, с одной шипованной косухи на вторую, но на «Prophecy» он облачился в полностью металлический и едва ли не зеркальный плащ, закрывший ему лицо капюшоном. Закрывшись капюшоном и смотря в пол, великий Хэлфорд так и пропел всю песню, при этом в руках он держал в виде трезубца традиционный знак группы, больше напоминающий иудейские подсвечники, но только с тремя вакансиями…

Помимо блестящей музыкальной составляющей, о которой уже даже неловко говорить и которую как-то даже незачем расхваливать, поскольку для самого существования стиля хэви-метал необходимо и достаточно было только одной группы, которые этот стиль сами создали и окончательно оформили, было множество спецэффектов и всяких приятных особенностей. Едва ли первый раз я видел столь слаженное и интересное световое шоу, с помощью которого в прокуренном воздухе арена создавались буквально арабески и невероятные узоры! В кульминационные моменты концерта по углам сцены вспыхивали огненные факелы или густыми клубами начинал валить дым. Из символов группы, возвышавшихся по бокам сцены или из того, что был в руках Хэлфорда, начинали вдруг сыпать искры бенгальских огней. В общем, всё было по высшему разряду и не отставало по уровню шоу от летнего концерта Guns’n’roses. И конечно всё не могло состояться без традиционного выезда на сцену на «Харлее», это стало традиционной фишкой группы, которая имела место в этот раз на «Hell Bent for Leather». Правда то ли на этой песне, то ли на какой-то из следующих не обошлось без непонятного мне священнодействия, по ходу которого Хэлфорд прикладывался к нашему российскому триколору. В зале, слава богу, особенного оживления это не вызвало, иначе бы я перестал уважать публику одних со мной музыкальных пристрастий!

Концерт шёл по нарастающей в смысле накала зрительского интереса и внимания, и своего апогея он достиг где-то к песне «Electric Eye», точно перед которой подряд прозвучали «Breaking the Law» и «Painkiller». Причём «Breaking the Law» вызвало настоящий взрыв в партере, а возможность пропеть большую часть песни Роб ничтоже сумняшеся уступил зрителям, и те не подкачали, подбадриваемые всполохами полицейских сирен на огромном экране. Лично для меня композиция «Electric Eye» значит очень многое, с нею связаны воспоминания конца школьного периода и, прежде всего, версией этой же композиции, но уже в исполнении моих любимых Helloween и других пауэр-металлических групп той эпохи.

Знаете, какой образ у меня до сих пор стоит перед глазами? – образ Хэлфорда вышагивающего в виде неподвижного робота в момент исполнения «Metal Gods». Причём синхронно с ним на гигантском проекционном экране точно также вышагивает гораздо более молодой Хэлфорд. От такой связи эпох и беззастенчивого и уверенного самовозвеличивания у меня аж в сердце захолонуло, настолько это было убедительно и правдиво. В этот момент, мне показалось, зал был переполнен почти религиозным экстазом, с которым в своё время угнетённые и одурманенные народы приветствовали своих вождей. Но эта религия и это государство готовы принять или же отпустить на все четыре стороны любого желающего. Вот в чём разница! Собственно, сам «Металлический бог» по итогам 2-ого своего приезда в Москву показался значительно более живым, чем в первый раз. Периодически он выходил из образа и делал некоторые лирические отступления. Один раз он начал с того, что не понимает всего разнообразия стилей с корнем «–метал», и они играют единственный настоящий и подлинный хэви-метал. В другой раз не побрезговал или не поленился перечислить своих по коллег по цеху, имея в виду группы NWOBHM. В общем, он был далёк скажем от группы Paradise Lost образца их концерта в Москве на фестивале Roverfest, когда контакта с публикой не было никакого.

Музыканты устроили бесспорно настоящий музыкальный пир и под конец этой двухсполовинойчасовой звуковой оргии я с трудом стоял на ногах. Их же выносливости можно было только позавидовать. А закончился концерт, что выглядело довольно логично, разбитной «Living After Midnight». Но, как и после каждого концерта любимой группы, я должен признаться, очень много песен так и прозвучало из тех, что я бы очень хотел услышать вживую. Особенно мне не хватило таких песен с альбома «Painkiller», заслушанного мною до дыр, как «Hell Patrol», «All Guns Blazing», «Leather Rebel», «Between the Hammer & the Anvil». Не было и раскатистого «Grinder» с едва ли знакового альбома этого тура. Зато откуда-то в сет-листе появился кавер на Fleetwood Mac «The Green Manalishi», который я конечно не узнал. И вообще, чьей это было идеей, вставлять эту песни в такой долгожданный и важный концерт? И интересно, сколько процентов посетителей концерта сразу узнали эту песню?!

Возвращаясь домой на метро, я пытался подвести некоторый итог своим ощущениям от концерта прощального тура «Epitaph». Уход Даунинга визуально совсем немного изменил эту группу, поскольку пришедший Ричи Фолкнер очень на него похож, да вдобавок не пытается хвастаться своей гитарной удалью в неподходящих для этого моментах.
Ощущения от музыки Judas Priest у меня всегда были отличны от ощущений, вызываемых их коллегами по жанру. Несмотря на громадное уважение к творчеству Iron Maiden, для меня они всегда были одними из последователей, этакими “своими парнями”, ребятами в камуфляжных штанах, на которых ломятся стадионы не совсем трезвых хэдбенгеров. Не пытаясь подводить под это никакой основы – ни этической, ни эстетической, но группа Хэлфорда и его коллег представала для меня всегда тонким и острым, но ломким лезвием, и явлением прежде всего сложным, каким-то противоречивым что ли…
А вокальная манера Брюса Дикисона оказывает слишком большое влияние на музыку Iron Maiden, хотят они этого или нет. Его манера подобна урагану или шторму, и она очень уж груба и не разборчива. Judas Priest, судя и по этому концерту тоже, ярче, язвительнее, острее и рассчитаны именно на тех, кто хорошо понимает их специфику и музыкальный язык!