1951-й год

Юрий Басин
      Михаил Жванецкий закончил школу в том же 1951 году, что и я. Он был круглым отличником, и "тянул на золотую медаль". Тянул, тянул - и сняли с медали. Еврей!
       Я отличником не был, но до троек не опускался. И вдруг в аттестате зрелости три тройки! Причём все три - по языкам. По русскому языку, хотя я писал без ошибок. По украинскому, который я любил, и за все четыре года учёбы не получил ни одной четвёрки - только пятёрки. И по немецкому, хотя по нему можно было поставить любую оценку от двойки до пятерки, потому что у нас практически не было преподавателя. Русский язык у нас преподавал директор школы, учительница украинского была классным руководителем, а вместо учительницы немецкого, как вы уже поняли, витал некий бесплотный дух. Короче говоря, все мои тройки появились в результате административного нажима на школу со стороны гороно. Государственная установка была такая - не допускать евреев к высшему образованию.
       С этим испорченным аттестатом я ещё сдуру поехал поступать в институт, который находился в самом антисемитском углу нашей великой Родины, в Одесский Электротехнический Институт Связи (ОЭИС). Я начал хорошо: написал без ошибок диктант и сдал на пятёрку математику. А на экзамене по физике (профилирущий предмет) начались чудеса. Я ответил без замечаний на все три вопроса билета, но преподаватель дал дополнительный вопрос, который дают только в случае сомнительных ответов по билету. Я эту задачку по электростатике помню до сих пор, как будто это было вчера. Он довольно коряво нарисовал на бумажке плоскую металлическую пластинку в виде полумесяца. В стороне от неё точечный заряд. Вопрос: какую работу нужно произвести для перемещения по пластинке второго точечного заряда из точки А в точку Б. Я сказал: "Никакой! В металлической пластинке всегда есть свободные заряды, и если их достаточно для компенсации поля внешнего заряда, то пластинка эквипотенциальна, и любое перемещение заряда в ней не требует затрат энергии!" Вполне школьный ответ. Он сказал "Неправильно!" Я спросил, в чём я неправ. Он ответил: "Могу объяснить, но снижу оценку на один балл!" Я сказал, что не нужно. Думаю: ну на четвёрку-то я в любом случае вытягиваю, значит суммарный балл будет проходным. А он ставит мне тройку! Я пытаюсь качать права, а он кричит "Следующий!" Так я и пролетел мимо этого института.
       После дембеля я поехал поступать в Политехнический институт в сибирский город Томск, где ни разу не столкнулся с проявлениями антисемитизма. Нормально его закончил, и уже в процессе своей работы встречался со многими выпускниками ОЭИС. Вот тут я понял, что у меня есть ангел-хранитель, который когда-то закрыл мне дорогу в эту кузницу кадров. Может быть мне так повезло, но все без исключения встреченные мною носители дипломов этого вуза по уровню знаний были не то что ниже плинтуса, но даже ниже пола. Так что всё к лучшему!