Рукопись 1

Владимир Лямин 3
Происхождение рода, системы родства, власти советов и демократии.

Конспект книги льюиса г. моргана «древнее общество»
ЧАСТЬ  III. ГЛАВА  I. ДРЕВНЯЯ СЕМЬЯ

[Древнее всего: жизнь в орде при промискуитете; никакой семьи; ЗДЕСЬ МОГЛО ИГРАТЬ КОЕ-КАКУЮ РОЛЬ МАТЕРИНСКОЕ ПРАВО.]

Системы родства основаны на различных типах семьи; они же являются доказательством существования семьи, которую они переживают. Наиболее древняя из всех открытых до сих пор систем родства найдена у полинезийцев; как типичная взята система гавайцев; Морган называет её малайской системой. По этой системе все кровные родственники подходят под следующие отношения родства: отец и мать, сын и дочь, дед и бабка, внук и внучка, брат и сестра; никаких других отношений кровного родства не признаётся; помимо этого имеются отношения свойства. Эта система возникла вместе с «кровнородственной» формой семьи и служит доказательством её существования в древности; она была очень широко распространена среди полинезийцев, хотя семья перешла у них из кровнородственной в пуналуальную форму. Последняя не отличается от первой настолько, чтобы вызвать изменение системы родства, основанной на первой. Брак между братьями и сёстрами ещё не совсем исчез на Сандвичевых островах, когда 50 лет тому назад там обосновались американские миссионеры. Эта система должна была господствовать также в Азии, так как она является основой существующей там доныне туранской системы.
Туранская системв господствовала повсюду у аборигенов Северной Америки; вполне доказано её существование также в Южной Америке; она встречается в некоторых частях Африки, хотя система родства африканских племён приближается скорее к малайской. Туранская система ещё теперь господствует в Южной Индии, у индийцев, говорящих на дравидском языке, а в изменённой форме в Северной Индии, у индийцев, говорящих на диалектах языка гаура; она господствует также в Австралии, в не вполне развитой форме. Она возникла у главных племён туранской и ганованской154 семей благодаря групповому браку пуналуа и родовой организации, имевшей тенденцию уничтожить кровнородственные браки путём запрещения брака внутри рода, что сделало невозможным брачные отношения между родными братьями и сёстрами.
Туранская система признаёт все степени родства, известные арийской системе, но, кроме того, и такие, которые последней неизвестны. При обычном и официальном приветствии люди называют друг друга термином родства, но никогда не называют по имени; если же между ними не существует родственных отношений, то – «мой друг».
У американских аборигенов ко времени их открытия семья уже перешла из пуналуальной формы в синдиасмическую, так что родственные отношения, обозначаемые их системой родства, во многих случаях были не такими, какие существовали фактически в синдиасмической семье. Но ведь точно так же малайская система родства продолжала сохраняться и после перехода семьи из кровнородственной в пуналуальную форму; таким же образом и туранская система родства продолжала существовать после перехода пуналуальной семьи в синдиасмическую. Формы семьи изменяются быстрее, чем системы родства, которые лишь следом фиксируют семейные отношения. Родовая организация потребовалась для того, чтобы заменить малайскую систему туранской; частная собственность с её правами владения и наследования вместе с созданной ею моногамной семьёй потребовалась для того, чтобы упразднить туранскую систему и заменить её арийской.
Семитическая, арийская или уральская системы родства, обозначающие отношения родства, соответствующие моногамной семье, не были основаны на туранской системе, как последняя – на малайской, но заменили её у цивилизованных народов.
Из пяти форм семьи четыре существовали в исторический период; только кровнородственная семья исчезла; однако она может быть выведена из малайской системы родства.
Брак между отдельными парами существовал, начиная с древнейшего периода варварства, в форме связи, продолжавшейся до тех пор, пока этого желали стороны; он становился всё устойчивее по мере развития общества, по мере того как оно вследствие изобретений и открытий поднималось на последующие более высокие ступени развития. Муж начал требовать верности от жены под угрозой жёстких наказаний, но для себя самого он претендовал на полную свободу. Так было у гомеровских греков. Развитие семьи с гомеровской эпохи до эпохи Перикла и постепенное превращение её в сложившийся институт. Так, современная семья стоит выше, чем греческая и римская; моногамная семья и брак развились в историческое время в течение 3 000 лет. Развитие старой сложной «брачной системы» состояло в её последовательном суживании, пока она не была сведена к нулю при моногамной семье. Каждая из пяти форм семьи относится к совершенно отличному от других состоянию общества. Туранская система родства, обозначающая родственные отношения, свойственные пуналуальной семье, оставалась по существу неизменной до установления моногамной семьи, когда она оказалась почти совершенно не соответствующей счёту происхождения и даже стала считаться непристойной при моногамии. Например: при малайской системе мужчина называет сына своего брата своим сыном, так как жена его брата является и его женой; точно так же и сын его сестры его сын, так как его сестра является и его женой. При туранской системе сын его брата  всё ещё является и его сыном на том же основании, сын же его сестры – теперь его племянник, так как при родовой организации его сестра перестала быть его женой. У ирокезов, где семья синдиасмическая, мужчина называет сына своего брата своим сыном, хотя жена его брата перестала быть его женой; то же самое относится и к большому числу других обозначений родства, которые также перестали соответствовать существующей форме брака. Система родства пережила обычаи, из которых она возникла, и продолжает сохраняться, хотя в общем не соответствует существующему теперь счёту происхождения. Моногамия возникла из стремления к точному установлению отцовства и законности наследников. Никакая реформа не могла приспособить к ней туранскую систему; она находилась в вопиющем противоречии с моногамией; эта система была оставлена, а её место занял описательный способ, всегда применявшийся туранскими племенами, когда они хотели данное отношение родства обозначить точно. Они обращались непосредственно к факту кровного родства, описывая каждое отношение родства посредством комбинации основных терминов; говорили так: сын брата, внук брата; брат отца, сын брата отца; каждое выражение описывало данное лицо, а отношение родства нужно было отсюда вывести; такова была система арийских народов; её древнейшая форма – у греческих, латинских, санскритских, кельтских, семитических племён (Ветхий завет: родословия)155. Следы туранской системы сохранились у арийских и семитических народов вплоть до исторического периода, но в основном она была упразднена, и её место заняла описательная система.
Каждая система родства выражает действительные отношения родства, существовавшие в семье во время образования системы. Родственные отношения между матерью и ребёнком, братом и сестрой, бабушкой и внуком были всегда достоверны (со времени установления какой бы то ни было формы семьи), но этого нельзя сказать об отношениях между отцом и ребёнком, дедушкой и внуком; последние достоверны только при моногамии

(ПО   КРАЙНЕЙ   МЕРЕ   ОФИЦИАЛЬНО?).
 
Системы родства бывают классификационные или описательные.

При первой системе кровные родственники «классифицируются» по категориям независимо от степени близости или отдалённости их родства с Ego; один и тот же термин родства применяется ко всем лицам одной и той же категории. Например: мои родные братья и сыновья братьев моего отца – все одинаково мои братья; мои родные сёстры и дочери сестёр моей матери – все одинаково мои сёстры; такова классификация в малайской и туранской системах. При описательной системе, напротив, кровные родственники обозначаются основными терминами родства или комбинацией этих терминов, благодаря чему отношение родства каждого лица обозначается особо. Так в арийской семитической или уральской системах, возникших вместе с моногамией; позже был введён некоторый элемент классификации посредством изобретения общих терминов, но древнейшая форма этой системы – эрзянская и скандинавская системы типичны для неё – чисто описательная. Коренное различие между системами является следствием группового брака в одном случае и брака индивидуального между отдельными парами – в другом.
Родственные отношения бывают двоякого рода:
1) в силу кровного родства или по крови; это отношение родства в свою очередь – двояко: а) по прямой линии и b) по каллатеральным линиям {БОКОВЫМ}; а) родство по прямой линии представляет собой отношение между лицами, из которых одно происходит от другого;
2) в силу свойства или брака; родство по браку существует на основе обычая. При браке отдельных пар каждое лицо – Ego, от которого отсчитывается и по отношению к которому определяется степень родства каждого отдельного лица. Оно находится на прямой линии, и эта линия – вертикальная. На ней, выше и ниже Ego, предки и потомки в непрерывной последовательности от отца к сыну; совокупность этих лиц образует прямую мужскую линию. От этой главной линии отходят ряд коллатеральных линий, мужских и женских, которые нумеруются по порядку; в простейшей форме при одном брате и одной сестре и т. д,:
1-я коллатеральная линия: мужская, мой брат и его потомки;  женская, моя сестра и её потомки.
2-я коллатеральная линия: мужская, брат моего отца и его потомки; женская, сестра моего отца и её потомки; мужская, брат моей матери и его потомки; женская, сестра моей матери и её потомки.
3-я коллатеральная линия, с отцовской стороны:
Мужская, брат моего деда и его потомки; женская, сестра моего деда и её потомки;
с материнской стороны:
мужская, брат моей бабки и его потомки; женская, сестра моей бабки и её потомки.
4-я коллатеральная линия: брат и сестра прадеда и их соответствующие потомки; брат и сестра прабабки и их соответствующие потомки.
5-я коллатеральная линия: брат и сестра прапрадеда и их соответствующие потомки; брат и сестра прапрабабки и их соответствующие потомки.
Если у меня несколько братьев и сестёр, они, вместе со своими потомками, образуют столько же самостоятельных линий, но в совокупности они составляют мою первую боковую линию в двух ветвях, мужской и женской, и т. д., и т. д.
Всё это было суммировано римскими цивилистами простым способом  [«Пандекты», кн. XXXVIII, гл. Х: В соответствии с их {каждого лица} положением, землями и именем – и «Институции» Юстиниана, кн.III, гл. VI: «О степенях родства»]; он был принят главными европейскими народами.
Римляне ввели особые термины: patruus (для дяди с отцовской стороны) и amita (для тётки с отцовской стороны); avunculus (для дяди с материнской стороны) и matertera (для тётки с материнской стороны); от avus, дед, произведено avunculus (малый дед); matertera произошло, вероятно, от mater и altera=другая мать. Эрзянская, скандинавская и славянская {системы} не приняли этого римского метода описания.
Две основные формы – классификационная и описательная – почти точно обозначают границу между варварскими и цивилизованными народами.
Могущественные факторы влияли на сохранение систем родства, после того как отношения, при которых каждая из них возникла, изменились или совершенно исчезли.
В столь сложной системе, какой является туранская, возникли, естественно, расхождения в незначительных деталях. В системах родства тамилов в Южной Индии и сенека-ирокезов штата Нью-Йорк всё ещё совпадают 200 отношений родства. Изменённая форма этой системы, стоящая особняком, у народов, говорящих на языках хинди, бенгали, маратхи, а также у других народов Северной Индии, является комбинацией арийской и туранской систем. Цивилизованный народ – брахманы – слился с варварскими племенами, и его язык растворился в новых названных выше языках, которые сохранили грамматический строй языка варварских племён, но заимствовали из санскритского языка 90% своих слов. Две системы родства пришли здесь в столкновение: одна, основанная на моногамном или синдиасмическом браке, и другая – на групповом браке. У индейских племён Северной Америки семья была синдиасмической, но они обычно жили в общих домах и вели хозяйство на коммунистических началах. Чем ниже мы опускаемся к пуналуальной и кровнородственной семье, тем больше становится численность группы, ведущей общее хозяйство, и растёт число лиц, живущих вместе в одном помещении. Прибрежные племена Венесуэлы, у которых семья, по-видимому, была пуналуальной, жили, по описанию открывших их испанцев (Эррера. «History of America», в домах, имеющих форму колокола, каждый из которых вмещал 160 человек. Мужья и жёны жили вместе одной группой в одном доме.  К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 45, с. 233 – 237.
Чтобы показать последовательность связанных с семьёй институтов, я приведу методику данную Марксом:

ЧАСТЬ III. ГЛАВА  VI. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
СВЯЗАННЫХ С СЕМЬЁЙ ИНСТИТУТОВ

Первая ступень                I. Беспорядочное половое общение.
последовательного                II. Групповой брак братьев и сестёр, родных
ряда:                и коллатеральных; даёт:
                III. Кровнородственную семью (первая стадия               
                семьи); даёт:
                IV. Малайскую систему родства и свойства.
Вторая ступень                V.  Организация {общества} на основе полового
последовательного                различия и обычай пуналуа, ведущий к ограничению
ряда:                брака между братьями и сёстрами;
                даёт:
                VI.  Пуналуальная семья (вторая стадия семьи);
                даёт:
                VII.  Родовую организацию, исключившую из брака
                Братьев и сестёр; даёт:               
                VIII. Туранскую и ганованскую системы родства
                и свойства.
Третья ступень                IX.  Возрастающее влияние родовой организации
последовательного                и усовершенствование необходимых для жизни
ряда:                производств, вследствие чего часть челове-
                чества поднялась на низшую ступень варварства;               
                даёт:
                X.  Брак между отдельными парами, но без ис-
                ключительного сожительства;
                даёт:
                XI. Синдиасмическую семью (третья стадия семьи).
Четвёртая ступень                XII. Пастушеская жизнь на равнинах в некоторых
последовательного                областях; даёт:
ряда:                XIII. Патриархальную семью (четвёртая, не всеобщая,
                стадия семьи).
Пятая ступень                XIV.  Возникновение собственности и установление
последовательного                наследования имущества по прямой линии;
ряда:                даёт:
                XV. Моногамная семья (пятая стадия семьи);
                даёт:
                XVI. Арийскую, семитическую и уральскую системы               
                Родства и свойства и приводит к    
                исчезновению туранской системы.
  Там же, с. 255.
               
                ***
В своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс сообщает относительно открытия Льюисом Морганом рода: «Каким простым ни кажется это открытие, когда оно уже известно, всё же Морган сделал это только в последнее время; в своей предыдущей книге, вышедшей в 1871 г.86, он ещё не проник в эту тайну, раскрытие которой заставило с тех пор приумолкнуть на время* обычно столь самоуверенных английских знатоков первобытной истории». (Отдельная книга, выпуск 1978 г., с.91.)

Между тем Морган, судя по конспекту Маркса, ещё остаётся при своём первоначальном мнении: «Род возник из семьи, представлявшей группу лиц, состав которой по существу совпадал с составом рода». «Конспект Маркса» стр. 242.

Маркс в книге «КАПИТАЛ»  в главе XII. – Разделение труда и мануфактура говорит: «В пределах семьи50а) – а с дальнейшим развитием в пределах рода – естественное разделение труда возникает вследствие половых и возрастных различий…». Энгельс к этому замечает: «Более поздние весьма основательные исследования первобытного состояния человечества привели автора к выводу, что первоначально не семья развилась в род, а, наоборот, род был первоначальной естественно сложившейся формой человеческого общества, покоящегося на кровном родстве, так что различные формы семьи развиваются лишь впоследствии из начавшегося разложения родовых союзов, Ф.Э» Стр. 364.
               
                ***

 Часть I. Род.

В своей работе я принял гипотезу Ф. Энгельса, и моё изложение отличается от гипотезы Моргана  в главном: не семья, а род был первой формой общежития людей. Семья возникла позднее, в недрах родовой организации. Именно семья, в конечном счёте, послужила причиной разложения и распада родовых учреждений.
 «По преданию сенека, Медведь и Олень – первоначальные роды, из которых путём деления возникли другие». «Конспект Маркса», с. 282.  Вопрос заключается в следующем: как, из чего, возникли два рода? По-видимому, только из первоначального рода путём его деления, сегментации и объединения в единство двух родов.
Мужчины и женщины вступают в брачные отношения для рождения и воспитания потомства. С рождением детей общество мужчин и женщин становится родом. Дети в отношении к своим родителям становятся сыновьями и дочерьми, а в отношении друг к другу братьями и сёстрами. Братья и сёстры делятся на старших и младших. Родители в отношении к своим детям становятся отцами и матерями. Брак между родителями и детьми запрещён. С запретом брака между родителями и детьми род человеческий становится первой разумной социальной организацией.

Дети, братья и сёстры, достигнув половой зрелости, вступают в брачные отношения для рождения и воспитания своих детей. Дети детей становятся для прародителей внуками и внучками, а прародители становятся их дедами и бабками. В такой  простейшей форме начинает осуществляться воспроизводство рода. Достигнув количественного предела – мера, которую ещё предстоит определить – род делится надвое. Сегмент рода, как дитя у матери, остаётся рядом с родом и сам в течение известного времени  становится вторым родом.  Существует деление рода и этот факт сегментации родов известен и существует как закон. И это научный факт. Подобное существует и с биологической клеткой, которая делится надвое, затем пополам, снова надвое и так далее, до тех пор, пока не превратится в прах.
 
Брачный союз родов.

Единство двух родов закрепляется брачным союзом таким способом, что братья первоначального рода вступают в брачные отношения с сёстрами второго рода, а братья второго рода – наоборот. Здесь получается как диалектическое единство противоположностей после раздвоения единого. Это единство даёт силу двум родам: повышение оборонительных и наступательных возможностей. Вместе с тем появляется необходимость в дальнейшем развитии материнского языка, поскольку требуются дополнительные термины для выражения кровного родства, а также названия для родов. Так как термины кровного родства и свойства не падают с неба в готовом виде, а вырабатываются непосредственно в родственных отношениях, то эти термины формируются и закрепляются лишь постепенно.  Поэтому первоначально братья первого рода в брачном отношении к сёстрам второго рода называют себя «пуналуа», а братья второго рода в брачном отношении к сёстрам первого рода также называют себя «пуналуа». То же самое следует сказать и о сёстрах. На современном языке это звучит как «половые партнёры».

Система кровного родства вырабатывается постепенно. К старым, уже известным родственным отношениям, добавляются новые отношения кровного родства и соответственно рождаются новые термины, обозначающие родство. Найденная система родства у ирокезов, названная Морганом туранской, даёт нам её образец. На основе этой системы можно проследить логику её становления. Надо сказать, что термины двоюродных братьев и сестёр формируются в языке гораздо раньше, чем термины для родных братьев и сестёр. Такова последовательность возникновения отношений родства и такова последовательность образования терминов. Надо чётко различать анализ системы родства с высоты современных знаний и знание самих членов родов того времени. Поэтому, когда братья сестёр рода Медведь стали с рождения мужьями сестёр рода Олень, а братья рода Олень – наоборот, то для детей сестёр братья их матерей стали дядями, а их дети двоюродными братьями и сёстрами. А сёстры отца для его детей стали тётями, и т. д.  Естественно, что эти термины кровного родства формировались постепенно, в процессе становления всей системы. Благодаря брачному союзу двух родов брак между братьями и сёстрами внутри каждого рода подпадает под запрет, а брак вне собственного рода становится главным правилом. Запрет брака внутри рода является  отрицанием первоначального брака, существовавшего внутри рода.

Туранская система родства.

Эта система родства господствовала у ирокезов, привожу её в сокращении: «У сенека-ирокезов отношения родства: дед, бабка, внук и внучка представляют собой самые отдалённые степени по восходящей и нисходящей линиям. Родственные отношения «брат» и «сестра» не являются абстрактными; они существуют в двойной форме – «старших» и «младших».
Родственное отношение одного и того же лица к Ego во многих случаях разнится в зависимости от пола Ego.

I коллатеральная линия. Для мужчины сенека сын и дочь его брата – его сын и дочь, и оба они называют его отцом. Точно так же дети детей его брата – его внуки и внучки; как те, так и другие называют его дедом. Таким образом, дети и внуки его брата относятся к той же категории, что и его собственные.
 Далее, для мужчины сенека сын и дочь его сестры – его племянник и племянница, и оба они называют его дядей. Так что родственные отношения «племянник и племянница» ограничиваются детьми родных и коллатеральных сестёр мужчины.
Дети этих племянников и племянниц – его внуки, как и в предыдущем случае, а он – их дед.
 Для женщины сенека некоторые из этих родственных отношений отличны: сын и дочь её брата – её племянник и племянница, и оба они называют её тёткой; дети этих племянников и племянниц – её внуки.

Сын и дочь её сестры – её сын и дочь, оба они называют её матерью; их дети – её внуки и называют её бабкой. Жёны этих сыновей и племянников – её невестки, а мужья этих дочерей и племянниц – её зятья и называют её соответствующими терминами.

II коллатеральная линия. Для мужчины и женщины сенека брат отца – его или её отец, он называет их сыном или дочерью. Таким образом, все братья отца относятся к категории «отец».  Их сыновья и дочери – его или её братья и сёстры, старшие или младшие. Другими словами: дети братьев находятся в родственном отношении братьев и сестёр.
 Для мужчины сенека: дети этих братьев – его сыновья и дочери, их дети – его внуки; дети этих сеттер – его племянники и племянницы, а их дети – его внуки.
 Для женщины сенека: дети этих братьев – её племянники и племянницы, дети этих сестёр – её сыновья и дочери; их дети – одинаково её внуки.
Сестра отца является для сенека тёткой, и, если сенека мужчина, называет его племянником. Родственное отношение «тётка» ограничивается сестрой отца и сёстрами тех лиц, которые для сенека находятся в отношении «отец»; отсюда исключены сёстры матери. Дети сестры отца – его двоюродные братья и сёстры.
 Для мужчины сенека: дети его двоюродных братьев – его сыновья и дочери, а дети его двоюродных сестёр – его племянники и племянницы.
 Для женщины сенека: дети её двоюродных братьев – её племянники и племянницы, а дети её двоюродных сестёр – её сыновья и дочери. Все дети последних – его или её внуки.
 Для мужчины сенека: брат матери – его дядя, он называет его племянником; родственное отношение «дядя» ограничивается братьями матери, родными и коллатеральными; отсюда исключены братья отца.  Дети его дяди – его двоюродные братья и сёстры; дети его двоюродных братьев – его сыновья и дочери, дети его двоюродных сестёр – его племянники и племянницы.
Для женщины сенека: дети детей всех её двоюродных братьев и сестёр – её внуки.
Для мужчины: сёстры матери – мои матери, дети сестры матери – мои братья и сёстры, старшие и младшие. Дети этих братьев – мои сыновья и дочери, дети этих сестёр – мои племянники и племянницы, дети последних – мои внуки.
Для женщины эти родственные отношения следуют в обратном порядке, как и в предыдущих случаях.
Для мужчины сенека: все жёны его родных и двоюродных братьев – его свояченицы, каждая из них называет его деверем.
Все мужья родных и двоюродных сестёр – мои свояки.
Следы обычая пуналуа сохранились кое-где в брачных отношениях у американских аборигенов.
У мандан жена моего брата – моя жена, то же самое у пауни и арикара. У кроу жена брата моего мужа – «моя товарка», у криков – моя «теперешняя совладелица», у мунси – «моя подруга», у виннебаго и у ачаотиннов – «моя сестра». Муж сестры моей жены у некоторых племён – «мой брат», у других – «мой свояк», а у криков – «мой малый разлучник» (что бы это ни значило).

III коллатеральная линия. Здесь {рассматривается} лишь одна ветвь (4 ветви; отношения родства те же, что в соответствующих ветвях предыдущей линии).
Брат отца моего отца – мой дед, он называет меня своим внуком. Тем самым братьев деда относят к категории «дед» и препятствуют, таким образом, коллатеральным предкам выйти из этой категории родства. Принцип, по которому коллатеральые линии слсваются с прямой, действует как для восходящей, так и для нисходящей линии. Сын этого деда – мой отец, его дети – мои братья и сёстры, дети этих братьев – мои сыновья и дочери, дети этих сестёр – мои племянники и племянницы, а дети детей как братьев, так и сестёр – мои внуки. Если Ego – женщина, то те же самые родственные отношения следуют в обратном порядке, как и в предыдущих случаях.

IV коллатеральная линия. И здесь рассматривается лишь одна ветвь.
Брат отца моего деда – мой дед, его сын – также мой дед, сын последнего – мой отец, его сын и дочь – мои  старшие или младшие брат и сестра, а их дети стоят к Ego в тех же отношениях родства, как и в других линиях.

V коллатеральная линия. Классификация та же, как в соответствующих ветвях второй линии, только прибавляются ещё дальнейшие предки.
У сенека-ирокезов существуют термины для тестя, отца жены, и свёкра, отца мужа. Первый термин употребляется также для обозначения зятя. Далее, существуют термины также для отчима и мачехи, пасынка и падчерицы. У некоторых племён  тесть и свёкр, тёща и свекровь считаются родственными между собой, и существуют термины для обозначения этого родственного отношения.
Туранская система совпадает с малайской почти в половине всех приведённых степеней родства.
Системы родства сенека и тамилов отличаются от гавайской системы в обозначении тех отношений родства, которые зависят от того, могут ли вступать в брак между собой братья и сёстры или нет. В пределах двух, например, сын моей сестры – мой племянник, в последней – мой сын. Изменение отношений родства, которое произошло вследствие замены кровнородственной семьи пуналуальной, превратило малайскую систему в туранскую.
В полинезии семья была пуналуальная; система родства оставалась малайской.
В Северной Америке семья была синдиасмической, система родства оставалась туранской.
В Европе и Западной Азии семья стала моногамной, система родства оставалась ещё в течение некоторого времени туранской, пока не пришла в упадок и не была заменена арийской.
Малайская система должна была господствовать повсюду в Азии до миграции малайцев на острова Тихого океана; система (туранская) была передана в малайской форме предкам трёх семей человечества из общего азиатского источника вместе с потоком крови; впоследствии она была преобразована отдалёнными предками туранской и ганованской семей в её настоящую форму.
Главные отношения родства туранской системы вызваны к жизни пуналуальной семьёй; некоторые степени свойства подгвернулись изменению. Родство между мужьями-братьями и между жёнами-сёстрами составило основу брачных отношений, нашедших своё полное выражение в гавайском обычае пуналуа. Теоретически семья этого периода совпадала с группой лиц, объединённых брачными отношениями, но на практике она должна была распадаться на несколько меньших семей из-за удобств пользования жилищем и добывания пропитания. Десять – двенадцать братьев, как у бриттов, имевших общих жён, -- таков был объём обыкновенного подразделения пуналуальной группы.
Коммунистические начала в быту, вытекавшие, по-видимому, из потребностей кровнородственной семьи, продолжали существовать при пуналуальной семье, а у американских аборигенов – и при синдиасмической и сохранились у них до времени их открытия.

(А ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ?  И ДАЖЕ  РУССКИЕ  ДО  ИЗВЕСТНОЙ  СТЕПЕНИ?)  Стр. 243 – 245.

Сегментация родов.

 Сегментация рода превращает единое целое в единство двух родов, которые в отношении друг другу становятся кузенами, а братья и сёстры этих двух родов в родственном отношении друг к другу становятся двоюродными братьями и сёстрами. Чтобы отличать один род от другого родам дают имена животных. Первые два рода по преданию сенека-ирокезов  Медведь и Олень, которые дали жизнь их племени. Дальнейшая сегментация этих первоначальных родов образует две фратрии. Фратрия – это братство и брак внутри каждой фратрии первоначально был запрещён, так как они являлись подразделениями первоначальных родов. Вот эти роды:

I фратрия.  Роды: 1) Медведь, 2) Волк, 3) Бобр, 4) Черепаха.
II фратрия. Роды: 5) Олень,    6) Бекас, 7) Цапля, 8) Сокол.

Роды каждой фратрии друг другу братья  и «кузены родам другой фратрии». (Стр. 282.) Два рода первоначально жили вместе, затем рядом друг с другом. Отсюда ясно, насколько трудным делом было изучение этой организации; сплошное переплетение брачных и родственных отношений. Для первых миссионеров, которые обнаружили такую картину, можно охарактеризовать всё увиденное одним словом – бардак. И только постепенно, по мере изучения, дым бардака стал рассеиваться, и начала обнаруживаться стройная и разумная система социальной организации. Сегменты первоначальных двух родов – Волк и Бекас,  повторяют своё устройство жизни тем же способом, и так далее. Каждая фратрия доставляет мужей для жён другой фратрии.

Переход от группового брака к парному браку.

Ко времени открытия американских аборигенов «семья» у них «уже перешла из пуналуальной формы в синдиасмическую». Так что парный брак уже находился в противоречии с системой родства. Сожительство парами – это начало рождение семьи, которая постепенно перейдёт (в будущем) в моногамную форму. Всё, что было до этого – это был групповой брак: первоначально внутри рода, затем вне собственного рода. Групповой брак сформировал туранскую систему родства. Здесь необходимо попытаться объяснить логику перехода от одной формы брака к другой форме, от группового брака к парному браку.
При групповом браке только женщина знает своих детей в противоположность мужчине. Сёстры-матери постоянно живут в своём материнском роде, в то время как братьям-мужьям необходимо уходить из своего материнского рода в роды своих жён. Дети принадлежат матерям, и счёт происхождения осуществляется по женской линии, а не по мужской. Первый побудительный мотив со стороны мужчин заключается, по-видимому, в том, чтобы лишить женщин материнского права. Можно допустить, что первоначально это было не совсем осознанное стремление. Случайные формы длительного сожительства одного мужчины с одной женщиной были известны, было, следовательно, известно кто в действительности является отцом. К тому же в производстве жизненных средств на первое место стал выходить мужчина. Все эти обстоятельства вели к тому, чтобы дети принадлежали не только матери, но и отцу.  Переход к индивидуальной семье в рамках архаического рода становится неизбежным, а вместе с ним и появление ревности со стороны мужа, который по мере укрепления семьи стал требовать верности от жены, отстаивая при этом собственную свободу.
Устойчивая форма парного брака, уничтожившего групповой брак, привела к тому, что мужчины стали ограничены в брачных отношениях только четырьмя родами другой фратрии. Это ограничение необходимо было снять, и оно было снято:  был разрешён брак внутри каждой фратрии. Теперь мужчины каждого рода могли вступать в брак с женщинами всех других родов. Но вместе с этим теперь каждый род стал кузеном всех остальных родов, а братья и сёстры внутри каждой фратрии превратились в двоюродных братьев и сестёр для всех членов других родов. Фратрии утратили своё значение: доставлять мужей жёнам другой фратрии.  Продолжали существовать лишь по традиции, номинально.

Происхождение власти советов и демократии.

Род по своему существу является демократической организацией, поэтому форма управления общественной жизнью внутри рода является демократической. Орудием управления является совет рода – все взрослые члены рода. Все вопросы и проблемы, возникающие внутри рода, решаются сообща, советом рода. Совет рода избирает себе вождей: старейшину рода и военачальника из числа членов рода – мужчин.
Вожди рода входят в совет племени, в котором избирается вождь племени из числа военачальников родов. Вождь племени берёт управление в свои руки только во время оборонительных и наступательных операций. В мирное время он подчиняется совету племени.
Если происходит объединение племён в лигу (временный оборонительный союз) или в конфедерацию (постоянный оборонительный и наступательный союз), то образуется Общий совет, состоящий из старейшин и военачальников основных родов племён. На Общем совете при стечении народа избирается главнокомандующий.  У ирокезов – «воин великой войны».
Вот и вся «вертикаль» власти, если выразиться современным языком, которая принадлежит союзу родов, исходит от союза родов, защищает интересы союза родов. Избирается и смещается союзом родов племени и союзом родов в конфедерации племён.
«Воин великой войны ирокезов (низшая ступень варварства), теуктли ацтеков (средняя ступень варварства), басилевс греков и рекс римлян (высшая ступень варварства) – это одна и та же должность в течение трёх последовательных этнических эпох, а именно должность главнокомандующего в военной демократии. У ирокезов, ацтеков и римлян эта должность была выборной и подлежала утверждению всеми избирателями; вероятно, так же и у греков легендарного периода; ни на чём не основано утверждение, будто должность была наследственной у гомеровских племён и переходила от отца к сыну; это противоречит основам родового строя. Если бы было много случаев перехода этой должности от отца к сыну, то это могло дать повод для заключения – необоснованного – о наследственной преёмственности, которая принимается теперь за историческую истину. – Наследственная преёмственность там, где она впервые установилась, была плодом насилия узурпации), а не свободного согласия народа». Стр. 302. Так считает Морган и он во многом прав.
 
Кризис матриархальной организации.

Обыкновенно переход материнской организации родов к их отцовской организации связывают исключительно с имущественными отношениями. В действительности саморазвитие материнской организации родов порождает комплекс противоречий, которые и послужили необходимо к отцовской организации. Достаточно перечислить лишь несколько особенно важных противоречий, которые накопились, и которые необходимо было разрешить. Первое противоречие: счёт происхождения только по матери, а не по отцу.  Отец известен, а дети принадлежат только  матери, её роду. Второе противоречие: имущество отца после его смерти переходит в род его матери и делится между его сородичами, а его детям ничего не достаётся. Третье противоречие: после того, как было снято ограничение свободы брачных отношений внутри племени между родами, и фратрии утратили своё былое значение – доставлять для родов другой фратрии мужей, отцы в каждом роде превратились в своеобразную сборную племени. Это вело к утрате демократических свобод: отцы не могли избираться в родах, где они жили со своими детьми и жёнами, потому что не принадлежали к этим родам. Но они не могли избираться в родах своих матерей, потому что там они не жили.
Для устранения этих противоречий, накопившихся в родах, необходим был переход от одной формы организации родов к другой форме, что обеспечивалось переходом счёта происхождения членов родов по мужской линии и устранение счёта происхождения по женской линии. По крайней мере, в этом виделось избавление от назревших противоречий, которые необходимо было разрешить.  Кризис может только усугубляться, если не принимать меры.

Часть II.  Реформация системы родства.

После перехода счёта происхождения по женской линии к счёту происхождения по мужской первое противоречие разрешено не было: счёт происхождения был однобоким, однобоким он и остался. Просто оно перешло из одной крайности в другую крайность: счёт происхождения был по матери, а стал по отцу и дети стали принадлежать роду отца, а не роду матери.  Но было разрешено имущественное противоречие: отец стал наследовать своё имущество своим детям, в этом и заключалась необходимость перехода. Было разрешено и противоречие относительно демократических свобод.  Каждый отец теперь мог участвовать в выборах вождей и мог быть избранным.

Каждый отец стал родоначальником. Материнское право было свергнуто и введено отцовское право. – Вот та цель, к которой стремились мужчины, и которая была ими достигнута.
Наступил длительный процесс изменения родственных отношений внутри архаического рода. Шёл процесс постепенного усиления роли отца в семье. Легко расторжимый парный брак мало-помалу стал превращаться в моногамию – прочный брачный союз мужа и жены. Отец становился главой семьи, и семья стала возвышаться над родом, который ещё оставался архаическим, поскольку в роде жило несколько семей, как и при матриархальной организации. Появилась необходимость в чётком отличии детей одной семьи от детей другой семьи. Вот только на этой стадии развития необходимо появились родные братья и сёстры, чего раньше не было. Конечно, и при синдиасмической форме семьи это различие уже существовало, но ему не придавали большого значения, чтобы не ломать систему родства в целом. Не было необходимости в этом. С появлением родных братьев и сестёр дети других семей, живших в этом же роде, превратились в двоюродных братьев и сестёр. Возникло противоречие, которое срочно потребовалось снять! Брак между двоюродными братьями и сёстрами разрешён, но брак внутри рода запрещён! Двоюродные братья и сёстры появились внутри архаического рода! Как быть? Разрешить это противоречие можно было только одним путём, путём запрета брака между двоюродными братьями и сёстрами, что и было сделано. При материнской организации рода брак между двоюродными братьями и сёстрами был правилом. При наступлении отцовской реорганизации рода брак между двоюродными братьями и сёстрами подпадает под запрет. И так происходит в недрах всего племени, в котором таких родов становится множество.

С появлением чётких различий между родными и двоюродными братьями и сёстрами внутри архаического рода необходимо изменяются и другие отношения кровного родства. При туранской системе родства брат отца для всех детей в роде также считался отцом. Теперь он становится дядей, а дети его брата – племянники и племянницы.  Идёт постепенное превращение туранской системы родства в арийскую, семитическую и уральскую системы. Но можно сказать и по-другому: туранская система родства приходит в упадок и на её место становятся арийская, семитическая и уральская системы родства. Как ни крутись, а изменения должны были, так или иначе, наступить и центром этих изменений в первую очередь являются братья и сёстры. Архаический род постепенно разлагается, а на его месте появляются самостоятельные отцовские роды, отделившиеся от архаического рода.

Образование имущественного противоречия.

Не всё так гладко получается в жизни, противоречие образовалось там, где его не ждали. Имущество должно оставаться в роде, а брачные отношения должны быть свободные согласно исторически выработанным законам – это главный отправной пункт для разрешения каких-либо возникающих споров относительно сохранения имущества и сохранения свободы брака. Встречаются случаи, когда эти законы не работают. Например, отец имеет только дочерей и не имеет сыновей. Сёстры получают наследство отца и хотят сохранить свободу брака: выйти замуж вне племени.  Такое каверзное противоречие случилось первоначально у евреев, и решение вопроса передали Моисею. Вот как показана эта занимательная история в конспекте Маркса:
 
   «Салпаад умер, не оставив сыновей, а только дочерей, которые получили наследство. После этого дочери вознамерились   выйти замуж вне племени Иосифа, к которому они принадлежали; члены племени воспротивились этому, ввиду перехода имущества в другие племена; они передали вопрос на решение Моисея.
       Эти молодчики изложили дело так:   
«Если они выйдут замуж за кого-нибудь из сынов других племён сынов Израилевых, то удел их отнимется от удела отцов наших и прибавится к уделу того племени, в котором они будут замужем, так что уменьшится доставшийся по жребию удел наш» («Книга Чисел», XXXVI, 3). Моисей ответил: «Племя сынов Иосифовых говорит правильно. Вот что заповедует господь о дочерях Салпаадовых, говоря: пусть они выходят замуж за кого хотят, только должны быть жёнами в колене племени своего отца. И не будет переходить удел сынов Израилевых из племени в племя: потому что каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу племени отцов своих. И всякая дочь, которая наследует удел в племени сынов Израилевых, должна быть женой кого-нибудь из колена племени своего отца, чтобы сыны Израилевы могли пользоваться каждым уделом отцов своих»  («Книга Чисел», XXXVI, 5—9). Они должны были выходить замуж в пределах своей фратрии, но не обязательно внутри своего рода. Дочери Салпаада «вышли замуж за сыновей братьев своего отца» («Книга Чисел», XXXVI, 11), которые были не только членами их фратрии, но и их рода; они были также и их ближайщими агнатами». Там же, стр. 267.
Напомню, исходя из современной библии, что этих сестёр звали: Махла, Фирца, Хогла, Милка и Ноа. И вышли они замуж за сыновей дядей своих. Современная библия, стр. 167. То есть вышли за двоюродных братьев внутри архаического рода. Такой же вопрос о наследовании возник у афинян – перед Солоном и он разрешил его таким же способом.                Раньше Моисей установил следующий порядок наследования и последовательность наследников: «И сынам Израилевым скажи так: если кто умрёт, не имея сына, то переводите удел его дочери его. Если же нет у него дочери, то передайте удел его братьям его. Если же нет у него братьев, то передайте удел его братьям отца его. Если же нет братьев у отца его, то передайте удел его братьям отца его. Если же нет братьев у отца его, то передайте удел его близкому его родственнику из колена его, чтобы он наследовал его» («Книга Чисел», XXVII, 8 – 11). Там же, стр. 267.
Фратрии были не у всех народов и не известно были ли они у евреев. А вот у греков были, и особенно они были нужны в военном деле: «Организация военных сил по фратриям и племенам была известна гомеровским грекам. Нестор говорит Агамемнону:
«Построй людей по племенам, по фратриям, Агамемнон,                Чтобы фратрия помогала фратрии, племя – племени»  (Гомер. «Илиада», II, 362—363). Там же, стр. 285.                Что касается демократии, то у евреев с этим всё было нормально: «изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими». ВТОРОЗАКОНИЕ.  Стр. 168.

Процесс распада архаического рода                и образование родословной отца.
Процесс превращения туранской системы родства в арийскую, семитическую и уральскую системы родства или просто замена одной системы родства другой совпадает, по-видимому, с выделением из архаического рода каждой отдельной семьи с родоначальником во главе. Чтобы чётко зафиксировать этот момент, напомню, что архаический род состоит из нескольких семей во главе с отцами-братьями. А род отдельного отца – это совершенно отдельная ветвь.  Это возможно только после отделения и выделения каждой отдельной семьи из архаического рода. Здесь рассматривается уже не сумма отцов родоначальников, а каждый отдельный родоначальник. В этом и состоит главная сложность для понимания. По сути дела эта новая ветвь развития отцовского рода повторяет самую первую форму рода, с которой начинается социальная организация человечества. Различие состоит лишь в том, что там мужчины и женщины вступают в брак для рождения и воспитания потомства, образуя матриархальную организацию; а здесь речь идёт лишь о брачной паре, которая образует союз для рождения и воспитания потомства по принципу патриархальной организации. Это совершенно новая ветвь развития. Итак, замена туранской системы родства арийской, семитической и уральской системами совпадает с превращением архаического рода  в род отдельного отца и его родословной.                Можно сказать и по-другому.                Отдельная семья берёт из туранской системы родства все необходимые термины для выражения кровного родства, повторяя в своей основе первобытную организацию рода: отец и мать, сын и дочь, брат и сестра, дед и бабка, внук и внучка. Все остальные степени родства по боковой линии отчасти преобразуются для выражения отношений родства, отчасти возникают новые – шурин, сват и т.  д.               

С тех пор как образовалась парная (синдиасмическая) семья брачные отношения с целью рождения и воспитания потомства проделали большой путь. Первоначально в рамках туранской или  ганованской системы родства, постепенно укрепляясь, разрушали эту систему. Взяв всё необходимое из туранской системы родства, преобразовали её в арийскую, семитическую и уральскую. В рамках этих систем родства возникли и существовали три основные формы: легко расторжимый парный брак, моногамия, отчасти многожёнство, отчасти многомужество. В настоящее время институты брака переживают кризис. Всё более отчётливо проявляется картина образования брачных союзов не с целью рождения и воспитания потомства, а, напротив, с явной целью ограничения рождения детей, а также образуются союзы для жизни без детей вообще. В этом отношении Россия «впереди планеты всей».

Появились формы сожительства, которые противоречат традиционным формам. Две главные современные формы сожительства, которые противоречат традиционным формам: сожительство  женщины с женщиной, и сожительство мужчины с мужчиной. Такого рода формы сожительства для удовлетворения естественных сексуальных потребностей объяснить из их самих просто невозможно. Здесь, по-видимому, существует внешнее воздействие или комплекс причин. Объяснить эти противные традиции формы можно только после тщательного исследования социально-экономических отношений. Ломка старых форм брачных отношений и поиск новых форм, а также сужение круга родственников и родственных отношений становится уделом времени. Но уже здесь можно сказать, что новые формы сожительства – это первый шаг и, по-видимому, последний (?) для уничтожения человеческого рода вообще или, по крайней мере, только как цель в этом направлении?
 
 1 мая 2012 года.