Таксист времени

Алишер Таксанов
Время – это не только привычное движение стрелок на циферблате часов. Это движение материи из прошлого к настоящему, и от настоящего – к будущему, так твердит философия, а также физика. Но ныне все иначе: можно вращать стрелки в обратное время, и от настоящего двигаться в прошлое – это тоже достижение науки.
Этим я, кстати, и занимаюсь. Моя профессия – таксист, моя работа – развозить пассажиров по эпохам Земли и человечества. Это раньше таксисты отвозили пьяных пассажиров из ресторана домой или из дома в аэропорт; ныне никто не передвигается в пространстве – для этого существуют телепорты, специальные приборы для мгновенного скачка из Ташкента в Париж, из Сиднея в Милан, с Луны на Энцлад. А вот для перевозки во времени необходим специальный транспорт – хрономобиль, а к нему приставлен шофер, который доставит клиента туда, куда он просит. По тарифу, естественно.

Чем глубже в прошлое, тем дороже – счетчик не обманешь. Поездку в мезозойскую эру могут позволить лишь богатые люди, а в то время, когда Земля едва зародилась – уж с большим кошельком или толстой чековой книжкой. А рядовой гражданин катается до первобытного строя – и там хватает немало интересного, чего уж к динозаврам лезть в пасть?
Заметил, что нравятся многим мрачные времена. Позавчера пятеро подсели в машину, протягивают банкноту и говорят: нас отвези в Италию, когда свирепствовала Святая Инквизиция, уж больно интересно смотреть, как там мучили еретиков. Я их спрашиваю, мол, сами-то подготовились, ведь времена не простые, сами попадетесь к ним на пытки.
- У нас с собой пистолеты, - хохочут они. – Бабахнем – и они в штаны наложат!
Я пожал плечами и завел мотор. Доставил их к месту. Один из них – с большим носом - дает мне деньги и говорит:
- Заберешь нас через три дня. На этом же месте.

Мне-то что? Заеду, естественно, раз уж оплачено. Протягиваю им чек. Смотрел я, как они в джинсах, а одна дама вообще в короткой юбке, с магнитофоном в руке, куря кубинские сигары и глотая джин, двинулись по центральной площади Ватикана, и мелькнула мысль, что добром это не кончится для них. Так оно и оказалось. Когда через три дня вернулся на это же место, то застал отчаянное сопротивление большеносого со стражниками. У того патроны закончились, и он отмахивался от наседавших алебардой, но делал это неумело, не мог порубить никого, а вот нападавшие орудовали своим оружием весьма профессионально. Еще немного – и трындец настал бы туристу, если бы я не притормозил и не открыл дверь:
- Эй! Влезай! – крикнул я ему. Тот посмотрел на меня с такой надеждой и радостью, словно я был для него Всевышним. Прыгнул в кабину, аж туфли с пяток слетели. И я дал по газам. Сквозь окно увидел изумленные и перекошенные от ярости лица стражников Святой Инквизиции. Когда пришел в себя большеносый, то рассказал, что в первую же ночь на них напали, не испугались пистолетов – сами были с ружьями! Схватили, связали. Женщину на костре сожгли как ведьму, троих пытали как антихристов, а вот ему удалось бежать. И то отрубили бы ему голову, не подоспей я к месту трагедии. «Ей богу, в прошлое – ни ногой» - клялся счастливчик, икая от пережитого.

М-да, вот тебе и удовольствие – средние века.
А вчера один немец сел в машину. За спиной большой рюкзак, что-то тяжелое там. Я косюсь на него, что-то не нравится пассажир, но отказывать в поездке нет причины.
- Куда желаете, герр? – спрашиваю.
- Я историк, интересуюсь Второй мировой войной, - отвечает тот. – Хочу увидеть Сталинградскую битву. Для диссертации материала набрать...
А глаза так сверкают, подозрительно аж. Я лишь пожал плечами и отвез его в холодную зиму 1943 года. Тот расплатился со мной кредиткой и говорит:
- Заберите меня через неделю.
Я приехал, как он и просил. Но нашел его мертвым. Девять дырок к башке. Тело замерзло, одежда разорвана в клочья. В руках держит портативный гравимет – мощное оружие, которым космические крейсера сбивать можно. Только не помогло ему, реваншисту. Видимо, хотел этот немчура изменить ход войны, подсобить фашистам. Да наши ему и врезали, аж труп остался на советской земле. Не изменить ход истории – это закон, но не все этого понимают. История такая, какая она уже есть.

Туристу следует всего лишь путешествовать и ни во что не вмешиваться – так гласят все путеводители во времени. Да и мне, таксисту, порой нужно пояснять клиентам специфику поездки. Ну нельзя во времена мушкетеров брать с собой телевизор! Точно так же как и в каменный век – музыкальные инструменты. И нечего делать с велосипедом среди инков и майя! А если уж собрался к древним ящерам, то будь осторожен, не дразни их, ведь хищники не в клетках – на воле!
Увы, не все понятливые. Сегодня попросился в юрский период один богач из Гватемалы. Толстый, неуклюжий. Все сумки забиты жратвой. «Хочу поглазеть на тираннозавров, - заявляет он мне, - сравнить, такие же они прожорливые, как я?»
Был я в те времена, видал этих тварей, аж до сих пор мурашки по спине ползают. Как не пытался я отговорить толстяка – все бессмысленно. А затем подумал: а мне-то что, ведь клиент гватемальским баблом платит, причем даже на чаевые дает. В одно мгновение доставил его на пиршество ящеров.

Вернулся за ним через сутки. Когда увидел, то вначале подумал, что ошибся. Мой-то пассажир был таким толстым, что еле в кабину влезал, еле руками и ногами шевелил, а этот худющий и проворный, бегает как спринтер!
- Спаси меня! – орет человек. И только по голосу распознал его. Быстро открыл дверцу, впустил. Тот плюхнулся на заднее сиденье и сжался от страха, кричит, показывая на тираннозавра, который навис над хрономобилем, облизывается, слюнки пускает. Конечно, зубами ему не взять машину, но краску поцарапать может, а мне этого и не надо. Быстро переключил скорость, дал задний ход. Хищник исчез в прошлом.
Гватемалец рассказал, что динозавры не стали спорить с ним, кто больше в желудки забьет, а решили его самого в пищу употребить. Поняв их коварные мысли, он принялся бегать от них. За сутки скинул сто сорок килограмм. Фигура у него теперь атлетическая, так что жене предстанет этаким Аполлоном. Иногда полезны такие поездки.

Но не все ездят в прошлое, некоторым будущее подавай. К примеру, одна дамочка захотела увидеть, каким будет пятитысячный год от Рождества Христова. Оказывается, интересно ей на тамошнюю моду взглянуть, чтобы затем такое принадеть в настоящем и подружек в зависти оставить. Съездила в Париж будущего. Только там одни руины – идет галактическая война с инопланетянами! Палят друг в друга из лучеметов, бластеров, бомбы скидывают. Прожарили задницу женщине и прическу прожгли лазером. Теперь не думает она о моде, все больше в молитве время проводит.
Некоторые будущее используют, чтобы узнать, чем и как они закончат свою жизнь, хотят избежать опасностей. Так, китаец, что отправился на три года вперед, из некрологов тамошних газет узнал, что умрет от отравления устрицами. «Есть не буду эти гадости», - пробормотал он. Вышел из хрономобиля, когда вернулись домой, прошел по улице, подскользнулся и – бац! – головой в таз с устрицами, что продавал уличный торговец. Одна устрица застряла в глотке, и старик умер. Вот так вот – от судьбы не уйдешь, как ты не старайся ее перехитрить.
А я и не интересуюсь своим будущем. И прошлое вспоминать не хочу. Живу настоящим. Ведь я – таксист, и мне всего достаточно.
(сентябрь, 1990 год, Ташкент)