Амаевы. Красота горного края кистью художника

Зура Итсмиолорд
                В горах мое сердце... Доныне я там.
                По следу оленя лечу по скалам.
                Гоню я оленя, пугаю козу.
                В горах мое сердце, а сам я внизу.
                (Перевод С.Маршака)
    
      Эти слова шотландского поэта Роберта Бернса приходят мне на ум в зале Государственной галереи им.А.А. Кадырова, где выставлены работы отца и сына Амаевых: Сулеймана Ахмадовича и Асламбека Сулеймановича. Жители горного  Шатойского района передали всю красоту Аргунского ущелья  кистью и красками, не забыв при этом вложить в свои работы частицы своих душ.
     Нужна ли автору произведения буйная фантазия при написании своих шедевров? Чем талантливые люди отличается от нас, простых смертных? Откуда у художника тяга к рисованию, любованию природой и желание поделиться своим видением мира?
      Почему горная сказка оживает в работах художников не только палитрой, но и  глубоким философским содержанием? 
     Импрессионизм Амаева-младшего с размытыми краями и плавным переходом одного цвета в другой не меркнет на фоне ярких красочных работ реалиста Амаева-старшего.
     У каждого из них свой стиль, свой почерк и своя изюминка. Из тысяч картин можно узнать их работы не только  сюжетным содержанием, но и колоритом.

     Если в детстве Сулейману (1938 года рождения) приходилось рисовать угольком, сидя на полу, то Асламбек(1978 г.р.) имел возможность переносить свои мысли не только на бумагу, но и на холст отца. Первым карандашом Сулеймана был свинцовый стержень, который изготовила из расплавленного металла мать, увидев горящий огонек желания в глазах сына. Мальчику не было еще семи лет, когда его отец покинул мир живых холодным январским днем 1945 года в далеком чужом краю, где чеченцы оказались по злой иронии судьбы. Голодный, не всегда тепло одетый ребенок мечтал не о кренделе с маком и телогрейке, а о кусочке карандаша, который он увидел в руках мальчишки - ингуша, такого же спецпереселенца, как и он. Деньги, спрятанные на черный день молодая вдова потратила на простой карандаш для сына.
      Горе и радости, потери и приобретения. Все, как у всех. Только еще дар от Всевышнего - умение не только видеть красоту окружающего мира, но и передать на холсте и бумаге.
      Я пытаюсь нарисовать словами ту красоту, которую художники написали кистью.

       Не нажил материальных земных богатств Сулейман. Но Аллах был щедр к нему. Красавица жена с тонкими  выразительными чертами лица. Волею Всевышнего она подарила ему талантливых, разносторонне одаренных замечательных детей: четыре сына и две дочери. Они рисуют, пишут кистью и словами, играют роли, пишут сценарий и снимают кино. Безумно любят свой родной край, воспевают его красоту, делятся с нами и творят добро во имя торжества над злом от Сатаны.
- Я писал всех, кого встречал на своем пути: лесника и сторожа, охотника и тракториста. Не просто портреты, а людей занятых делом. Выйду с первыми лучами солнца, вздохну полной грудью и берусь за кисть, - вспоминает Сулейман Ахмадович.
      Тридцать лет своей жизни он отдал Шатойской средней школе, где учил детей  изобразительному искусству. Работал еще и декоратором-оформителем, киномехаником в сельском клубе.
      Однажды Сулейману приснился  имам Шамиль(1797-1871) - предводитель кавказских горцев Западного Дагестана и Чечни. С утра художник начал писать его портрет  в черной бурке и черной папахе.  К сожалению, ту работу похитили прямо с выставки, которая проходила в Грозном. Почти все работы художника сгорели во время двух военных компаний в Чечне.
     Гордые вершины скал, вековые башни и снежные папахи, склоны гор, украшенные изумрудом лесной зелени, грозовые тучи, налитые черным свинцом и белоснежные облачные кони, желтый диск Луны, жемчужные родники, сказочный Дракон, похитивший красавицу Зезаг и юный охотник Зоза, пришедший ей на помощь, тревожный предупредительный огонь в амбразурах башни, полет орла и бег скакуна, миандр вод Аргуна  и многое другое, что радует глаз посетителей галереи, которые задерживаются у полотен Асламбека Сулеймановича.
- Откуда ты берешь своих героев? - не удержалась я от вопроса, восхищенная его полотнами.
-  Пишу такими, какими их себе представляю, - скромно улыбаясь, отвечает Асламбек. - Горный воздух, родниковая вода, полет орла, холодный камень башен - вот все то, что вдохновляет меня.
      Прекрасный образ свободной Чечни передается посредством красок на холсте. Символами духовной свободы являются вековые башни, устремленные к звездам, орлы, парящие в небе, облака, теряющие свой узор. На его полотнах и святыни: склепы и могильные холмы, надгробные камни
      Никогда не видавший море, Асламбек еще и маринист. Как можно уместить в одной голове горный пейзаж и море? Как можно написать  небо перед штормом, если никогда в жизни это не видел? Силой своего воображения, стремлением своего сердца, не дрогнувшей рукой, уверенно держащей кисть. Бирюза и свинцовость, изумруд и рубин красок на полотнах Асламбека манят к себе, заставляют задуматься и искать ответ на многие вопросы о бренности нашего бытия.
      Его картины в Швеции и Норвегии, Дании и Америке, Москве и Назрани, Нальчике и Грозном.


          Сулейман Ахмадович и вся его большая дружная семья остались без крова. Сегодня  его семья пополнилась одиннадцатью внуками. Младший сын Магомед еще не женат. Теснятся под одной крышей. Но Амаевы не ропщут на судьбу и полагаются только на волю Аллаха.