История Мишки - зека

Ирма Заубер
Это было уже недавно…
Роза Ароновна шла по кладбищу… ходила *навестить подругу* ..
Медленно брела назад, разглядывая памятники, цветы, припорошенные снегом… и вдруг взгляд наткнулся на знакомое…
*Назаров Михаил* - снежный холмик, старый крест, вросшая оградка….
Роза подошла, погладила крест .. «Прости меня, Миша… обманула я тебя…» и заплакала…

Мишу Назарова Роза увидела впервые ещё девчонкой – ей было лет 20, в больнице делали ремонт и всех, кто там работал –перевели в разные другие стационары, и Розе досталось онкология.
Там она и увидала Мишу – он приходил на перевязку.
Сколько ему было лет –она так и не поняла, Мишка был тот самый*безвозрастной * тип мужчины, -худой, жилистый, лицо обветренное, волосы без седины…
Тонкое пальтишко, потёртый шарфик мохеровый в клетку (*Ты помнишь? Такие продавались в Москве в *подарках*!)..Миша приходил на перевязку.
Он не хотел, что бы Роза делала ему все сама – он самолично снимал повзяку, отклеивал пластырь, вынимал трубку ..сам все мыл - *не надо тебе, Розочке красивой в говне моём ковыряться*
Так же спокойно уходил…
Он не пытался как то заигрывать, улыбаться и в его взгляде не было пошлости… Роза сразу это отметила, как плюс.
Весь персонал знал его – Мишка был со всеми очень вежлив и сидел 25 лет.

Первый срок Мишка схлопотал по глупости – за телесные. А проще говоря – за мордобой.
Дело было обычное –после танцев, *стенка на стенку*, молодые и горячие, за девушку или просто так – как бы там ни было – дурака Мишку с побитой рожей и сбитыми кулаками задержали.
А так как один из битых написал заявление – посадили всех, у кого были те же кулаки. Что б неповадно другим, что бы видно, что милиция работает, что бы галочка в отчёте и что бы понятно – мы не допустим ! Иначе как идти к светлому будущему по пути правильного советского человека?
Мишку за примерное  поведение перевели через год *на химию* -на поселение, где он благополучно работал водилой, выполняя все поручения –от перевозки рабочих в бараки до личных просьб начальства.

И вот однажды попросили Мишку отвезти большого начальника – забрать из города, перевезти к посёлку – на вертолёт и лети себе, начальство, домой.
По дороге велено было забрать рабочих –что бы двух зайцев, не жечь бензин и машину не гонять.
Сказано – сделано – Мишка забрал высокого гостя, посадил,  как короля, сзади – в кузове под тентом  тряслись рабочие….Ехал себе Мишка…. Когда на дороге внезапно, как из под земли – появилась женщина беременная.
Мишка аж охнул -откуда она тут могла… ????И тут же ясно понял, что это конец. Дорога обледенела, с одной стороны – вертикально горы, с другой –обрыв. Если тормозить – то снесёт с обрыва, если нет – то баба насмерть.
Мишка глянул на *начальство* но начальство сказало лишь одно - *ДАВИ !*
И тут Мишка увидел её глаза… И нажал на тормоз. Машину стало носить по дороге и она зависла задом… над пропастью.
Мишкина судьба оказалось злой гадиной – пока он зло матерился в кабине, а начальник чуть не срал со страху – рабочие из кузова высыпались в пропасть…
Все.
Двое из них были с Мишкой врагами, неоднократно с ним стыкавшимися, так что светила Мишке высшая мера, предумышленное и прочее.
И напрасно Мишка взывал к начальнику а тот - к свидетелю – другому начальнику, у того было *слишком много дел что бы спасать какого то зека*
Так и мариновали Мишку, пока высокий чиновник не согласился приехать. Он полетел на вертолёте. И Мишка ждал его приезда как манны небесной, а по ночам не спал – потому что как только смыкал глаза –то слышал крики людей, падающих вникуда….
Но на этом злоключения не кончились. По дороге –хотите –верьте, хотите –нет –вертолёт разбился. И единственный свидетель, который мог подтвердить слова Мишки о женщине, дороге и прочем – стал просто чёрточкой между двумя датами на огромном памятнике, который ему поставил райком.
Мишке припаяли срок. И немалый. И стал он теперь  рецидивистом.
И перевели Мишку из вольных в батраки.
Ходил он теперь по мастерской, где шили робы –налаживал оборудование. И ночевал в охраняемом бараке.
А раньше , Живя на поселении –сошёлся Мишка с женщиной… Женщина была старше, мужик у неё был, ну как мужик – помойка – деньги пропивал, сожительницу бил неоднократно, и как то, идя со смены Мишка и увидел его, несущегося с топором за бабой в одной комбинации….
Мишка заступился, да так , что алкаш от бабы отвял насовсем. Не стал связываться с * поселенцем –зеком*.
А женщина стала готовить, Мишка даже потолстел на её харчах… и все бы ничего…. Если бы она не бухала.
А бухала Тося сильно.
По неделе а то и двум – потом отходила ещё неделю, потом была шёлковая, а потом снова…. И в запоях своих не соображала буквально ничего.
Когда она забеременела –Мишка даже радовался, думал –вот будет сын, Тося завяжет, живут же и тут люди…И мы будем жить.
Но Тося не завязала. Родив и продержавшись полгода она снова запила. Так что все заботы по  ребёнку легли на плечи Мишки, сердобольных соседей да матери Тоси – изредка приезжающей из райцентра.
И вот тут то и случись с Мишкой такое горе – снова суд и срок за убийства рабочих.
Прошло года два, и вот однажды к мастерским прибегает соседка Мишки – орёт благим матом, её успокоили, и оказалось –Тоська запила, из дому ушла три дня назад, а ребёнок дома один – кричит, просит есть, уже охрип….Тоська ключи забрала с собой. Хата нетоплена… как бы не того… не помер малыш…
_ я бы дверь вышибла, да сил не хватает… Боюсь –помрёт дитё то…
Мишка как это услышал – чуть умом не тронулся.
Побежал дороги не видя, по колено в снегу за ограду – за бараки, за посёлок….
Дверь он вышиб. Малыш был жив – только очень голоден и напуган….
Но к перекличке Мишка  не поспел.
Так и припаяли Мишке побег. Третий срок. И стал он злостным рецидивистом с побегом.
Сидел Миша Назаров от и до. Складно выполнял работу, сын подрастал, уехал учиться, Мишка отсидел положенное и вернулся в Воркуту.
Вот ,думал, хлебнул, теперь заживу !
Но судьба , видимо, всё же люто ненавидела таких как он – через год ему поставили диагноз – рак горла, сделали операцию, воткнули трубку , и гуляй себе, зек !
Сын уже отучился, тося померла с похмелья, семью Мишка так и не завёл… остался он один.
Каждый раз , приходя на перевязку он доставал маленький блокнотик и ручку, и писал Розе - *скажи, Розочка – я поправлюсь?*
И она каждый раз уверенно отвечала ему – ОБЯЗАТЕЛЬНО !!!! А КАК ЖЕ ИНАЧЕ?
И вот теперь, обнимая могилу она и говорила Мишке , что бы он простил её обман… Она так хотела что бы он все таки был счастлив… пусть не всю жизнь, но хотя бы год… два… пять… Сколько там намерял ему Бог?
Она плакала… *он так хотел видеть сына, но всё боялся быть в тягость.. не просил ничего… не требовал…*
Я спросила её – Роза Ароновна, но как вы так всё помните, ведь столько больных было, столько лет прошло…
Роза посмотрела на меня , сверкнув чёрными еврейскими глазами -
_ Да ! У него не было приличного пальто, он,  наверное , до сыта и не ел - но каждое утро, в понедельник - он стоял у моей процедурной с  огромным букетом цветов!