Почему ивановцы бедные, хотя и весьма образованные

Ретровизор
 В сборник "Все на борьбу с бедностью".         

           Многие образованные ивановцы переживают за судьбу своей малой Родины, за  которую болит душа, как у Владимира Князева в его публицистическом эссе «Моя любимая, бедная малая Родина» (Откровение №15, Иваново, 2009). Еще в молодости мы задавались  вопросом: "Почему мы бедны?", но не получали адекватных ответов. Уже не для нас, а для будущих поколений ивановцев, важно понять почему мы бедны, хотя нет недостатка в возможности получения образования, но и оно не помогает большинству выбиться из бедности.
           Всегда полезно сделать выводы из событий последних 40-50 прошедших лет, которые еще хорошо помнишь сам. Но как в любом анализе, спрашивается насколько велика выборка фактов и соответственно верны выводы. И даже на вопрос "Кто мы?" нет однозначного ответа. Быстрый ответ «Мы русские и с нами Бог» не дает понимания того, что происходит с русским народом. Не все русские регионы России так бедны, как Иваново, да и среди ивановцев много татар и других народов и далеко не все они бедны. В условиях малой численности люди одного и того же народа или народности часто консолидируются, преодолевают внутренние дрязги, помогают друг другу обустраивать жизнь своего малого сообщества более разумно и нередко добиваются успехов и благосостояния.
           Для предварительного понимания историко-политического пути  необходимо кратко рассмотреть события двух тысячелетий. Когда же развитие Ивановского  края от  Волги до Нерли свернуло с тяжелой, но верной дороги  по полям и холмам среди рек, лесов и лугов нашей малой Родины? Кому-то показалось, что он нашел легкий путь, только стоит спуститься с очередного холма и пойти под уклон вдоль ручья, но оказался в очередном болоте общей бедности. Понадобятся силы и время, чтобы вновь выйти из него на холм, с которого видна хоть какая-то перспектива. Так и мы  в стремлении  к благополучию, пожертвовав памятью предков, совестью и принципами, пытаемся ухватить птицу счастья за хвост, но как часто затем наступает расплата бедностью.
          Когда же начался этот путь?  Не обладая всей полнотой знаний можно лишь схематично обозначить вехи трудного, а часто трагичного, пути. В начале новой эры основным населением  Ивановского края был народ Меря, но кто эти люди достоверно никто и не знает. Вроде бы одна из основ великорусской национальности, но даже о внешнем облике мерян есть разные мнения, но исходя из  своего жизненного опыта и противоречивой информации в интернете (не хочу утомлять читателя ее перечислением и сравнением),  у меня сложился свой взгляд на происхождение наших предков.
          Мои родственники с правых притоков Нерли настоящие Меря: темновосые и  кареглазые, значительно отличаются от родственников из бывшего Юрьевецкого уезда: светловолосых, голубоглазых и с удлиненными лицами. В Юрьевце не очень часто встречаются жители с типичными мерянскими лицами и те, которых я знал, были из заволжского села Чернышево на реке Кусца (правом притоке Немды, которая впадает  вместе с Унжей в Горьковское водохранилище ("горе-море") напротив Юрьевца. В фильме "Овсянки" показан ритуал захоронения, якобы принятый у народа Меря на реке Нея (правом притоке Унжи), который требовал ехать куда-то за тридевять земель. Но это не так, поскольку  меря (охотники, рыболовы и собиратели ягод) никуда не стремились уезжать и крепко держались за свои леса, реки и озера, и даже за свое клюквенное болото. Но охота требовала больших лесных угодий (условно, не менее 100 га лесов и болот на человека) и потому селения народа Меря были в значительной мере рассеяны. Мерянам было легко спрятаться от врагов в своих лесах и болотах, но они  не могли ничего противопоставить миграции других племен вдоль больших рек.
          В начале 1-го тысячелетия  на огромных степных пространствах от Южного Урала  до Дуная кочевали сарматы - скотоводческие ираноязычные племена  ( аорсы, сираки, аланы, роксоланы, языги и др.)  В третьей четверти IV века гунны разгромили сармат Урало-Волго-Донского междуречья и степного Предкавказья, часть их была включена в состав гуннских орд и ушла на Запад громить Римскую империю, небольшая часть ушла на Кавказ, образовав Аланию, часть закрепилась на Дону, образовала казачество и влилась в русский народ. Началось Великое переселение народов. Историк В.Н.Татищев полагал, что сарматы (роксаланы)  наряду со славянами являются основой образования русского народа. Другие сарматы (предположительно аорсы) оказали существенное влияние на финнов и многих финноязычных народов на Волге, Каме, Вятке, Оке, Унже и Юге (например, югра, В.Н. Татищев "ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ", ч.1, гл.22 ОСТАВШИЕСЯ САРМАТЫ http://www.magister.msk.ru/library/history/tatisch/tatis022.htm ) В наше время исследования ДНК подтвердили правоту В.Н.Татищева (популяционная генетика http://drfaust-spb.livejournal.com/137312.html#cutid1 ).
          Но сарматская гипотеза  образования русского народа была отодвинута в сторону еще в 18 веке академиком Миллером, который выдвинул и активно пропагандировал свою нормано-славянскую гипотезу, удобную для властей Российской империи, поскольку в ней доказывалось право немцев (якобы потомков норманнов) на привилегированное положение над славянами-русскими. Она и сейчас является основой официальной истории России. Но результаты многих войн показали, что как славяне на Шпрее, Одере или Днепровском Правобережье, также как чехи, словаки, хорваты, лужичи, поляки, и другие славяне) часто гнулись под господами, и пожалуй лишь сербы, русские и польская шляхта (потомки наемников сарматов) бились из последних сил, как с противниками, так и между собой. Что же их толкало на отчаянное сопротивление. А если уж русским на шею садились свои баре, то нередко они скидывали их или уходили на Север или в южные степи, за Волгу, на Урал и в Сибирь, где становились казаками, охраняли границы России и участвовали в новых завоеваниях, но, в первую очередь, вернули сарматские земли.
          Ориентировочно в 370 г., после разгрома  гуннами,  крупный межплеменной союз роксалан  отступил на Север по Днепру и построил мощные укрепления (например,  Гнездово около Смоленска) и  по пути захватывал славянские деревни. Можно полагать, что в результате смешения населения, языка, религии и культуры образовался воинственный славяноязычный народ кривичи.
           По-видимому, также никем не было оказано существенного сопротивления при миграции других воинственных сарматов (аорсов) с низовьев Яика (Урала) и Ра (Волги). Некоторые историки  полагают, они переселились в IV в. в Волго-Уралье между реками Сура, Кама, Самара и Белая. По данным раскопок, так называемой именьковской архелогической культуры (около 400 городищ в Татарстане, Ульяновской и Самарской областях) именьковцы занимались не только скотоводством, но также земледелием и кузнечным делом. На Волге в Ульяновской области найдено крупное именьковское городище Старая Майна, которому около 1700 лет. В шутку Майну предлагают считать «Матерью городов русских» вместо Киева.
          По предположениям татарских историков именьковцы в VII в. вошли в состав Волжской Булгарии, да и сейчас на территории Татарстана живут мишары, часто светловолосые и голубоглазые. Именно они и были служилыми татарами у русских царей. По мнению других историков именьковцы изгнаны в 745 году булгарами и заселили Поочье, Верхнее Подонье и Верхнее Поволжье.  По-видимому дольше всех (до нашествия Батыя) продержался Арск, который некоторые удмуртские историки  считают своей бывшей столицей.
           Так или иначе часть сарматов (аорсов) продолжила свой путь на Север в поисках свободных пастбищ для скота и находили их на берегах Волги и ее притоков: Белогородье (вблизи Чкаловска), в устье Узолы (Городец) и  Унжи (напротив Юрьевца), Ландеха  и Луха, Оки (Муром), Клязьмы (Стародуб и Владимир), Нерли (Суздаль) и Ирмеса (Шекшово). Можно полагать, что им  для выживания было достаточно 1-10 га пастбищ на человека и они составляли компактные племенные образования. На новом месте из-за длительной зимы необходимы были укрытия для скота и большие запасы сена и потому им пришлось осваивать оседлый образ жизни, заниматься приусадебным земледелием, строительством и кузнечным делом, а кроме традиционной выделки кож,  ткачеством и другими необходимыми ремеслами. Но все же основой их жизни оставалось  скотоводство на заливных лугах равнинных рек и в лесо-степных просторах Ополья (между Суздалем и  Ростовом). Наверно неслучайно в Гав.Посаде была выведена особая порода лошадей «владимирский тяжеловоз».
           На 100-200 лет моложе Майны городище на горе "Бабий пупок"  в городе Юрьевце Ивановской области, который стоит на песчаной косе, образовавшейся после поворота Волги. До затопления эта коса была шире и напоминала живот беременной женщины, а гора по ее центру - бабий пупок, отсюда и необычное название. Напротив через Волгу  в устье Унжи, Немды и Куртюги были большие заливные луга,  залитые сейчас водами Горьковского водохранилища. Можно полагать, что наши предки (предположительно аорсы) более 1,5 тысячи лет тому назад пришли с нижнего течения реки Ра (Волги) и основали на горе "Бабий пупок" первый город, который стал центром обширной территории от реки Юг, притока Волги (около Пуреха), на Юге и до реки Елнать притока Волги  и реки Юг, притока Немды на Севере; от реки Лух, притока Клязьмы, на Западе и до рек Белый и Черный Лух, притоков Унжи, на Востоке. Через тысячу лет юрьевецкий воевода установил пушечную батарею и гору переименовали в "Пушкариху".
          Постепенно в течении 3-4 веков шла ассимиляция сарматов и  меря, обогащение языка, религии, обычаев и потому часто путают сарматское и мерянское происхождение. По моему мнению, в фильме "Овсянки"  показан именно сарматский кочевой ритуал захоронения, который заключался в транспортировке покойника по степи в определенное место для сжигания, не бросать же его где попало.   
        Открытые археологами многочисленные поселения и захоронения  по берегам Нерли и ее притокам обычно приписывают народу Меря, но где взять столько охотничьих и рыболовных угодий, чтобы всех прокормить. Можно полагать, что большинство городищ принадлежали либо скотоводам (сарматам), либо земледельцам (кривичам), хотя В.Н.Татищев и их относит к славянизированным сарматам (потомкам роксаланов). Смоленские кривичи не были обычными мирными приднепровскими славянами-земледельцами и стремились расширить свои владения и захватывали земли по Западной Двине и Верхней Волге,  у озер Чудское и Неро, построили города Полоцк, Изборск, Псков и Ростов. Большим преимуществом для консолидации  кривичей было освоение славянской письменности, что помогло консолидировать свои силы и  они представляли грозную силу для жителей Суздальского Ополья, но за спиной суздальцев стояли родственные племена сарматов с Волги, Оки и Клязьмы.
          Нашествие ростовских кривичей в VIII-X веках сопровождалось захватом и распахиванием лучших земель (условно, им было достаточно 0,1-1 га пашни на человека и потому места в Ополье хватило бы всем), но неэффективные технологии земледелия требовали большое количество подневольного труда смердов, которых они нередко  пытались набрать из местного населения. Это вызвало отчаянное сопротивление, в первую очередь,  сарматов (аорсов), составлявших основу наемной дружины мелкого суздальского князя Юрия Долгорукого, одного из многочисленных сыновей киевского князя Владимира.   Он проводил государственную политику и построил не только Москву и Юрьев Польский, но также  и малые крепости (городцы) по левому берегу Волги в устьях рек Костромы, Унжи и Узолы. Юрий Долгорукий положил начало расширению границ Русского государства на Северо-Восток, что способствовало возвышению Суздаля под  его руководством. В память об этих легендарных временах в Ивановском крае остался только Юрьевец на Волге, который стал опорной базой для последующих военных походов и торговли по рекам Унжа и Юг через город Великий Устюг с племенами Югры и Перми. Здесь наши предки вступили в смертельную схватку с ушкуйниками из Новгорода за право торговли основным экспортным товаром мехами.
          Как заклинание историки говорят о мирном характере нашествия славян-кривичей по отношению к народу Меря.  Но это маловероятно, поскольку само заселение подразумевало захват удобных  речных путей, богатых рыбой озер и луговых пастбищ, сжигание лесов и распахивание земель. Малочисленные племена Меря вытеснялись в болота и глухие леса на водоразделах рек, а они боготворили природу  и для них потеря родных, как правило, очень красивых  мест было  трагедией.  Не сохранилось даже языка Меря. Только названия рек и некоторых деревень напоминает о них. Но именно народ Меря принес  основные отличия  коренному населению Ивановской, Ярославской и Костромской областей, от других русских земель.
         На территорию будущего Ивановского края нормано-славянские князья  приходили лишь для того, чтобы брать дань с местного населения и собирать  мыт (пошлину)на переправах (поселки Мыт и Плес), т.е. сдерживали торговый оборот. Для защиты своих завоеваний  князья строили города и создали  удельные княжества, но их дружины тут же начали воевать с друг с другом за лучший кусок. Огромный вред нанесли  развитию Ивановского края, как и всей Владимиро-Суздальской Руси, две Липицкие битвы около Юрьев-Польского. В 1176 г. сын Юрия Долгорукого владимирский князь Всеволод Большое гнездо победил ростовского князя своего племянника Мстислава, но окончательной победы это не принесло и в 1216 г. за Ополье дрались уже братья Юрий  и Константин Всеволодовичи, казалось бы чего там делить, они то всегда могли договориться, но  ростовцы, не имея ни сил, ни оснований для территориальных захватов приглашали на помощь дружины смоленских и псковских князей, т.е кривичей. А если на короткое время ростовцы побеждали, то все равно вскоре верх брали суздальцы при поддержке владимирских и муромских князей, можно полагать, что эта поддержка оказывалась дружинами составленными  в основном местными жителями сарматского (аорского) происхождения.
         Крестьяне, ремесленники и купцы под руководством Православной церкви  и князей, рожденных на нашей земле, только начали обустраивать свои города и села, но княжеская междоусобица закончилась пожарами городов и сел, полонением населения и  попаданием под власть татаро-монгольской империи - Золотой орды. Совсем еще недавно храбрые нормано-славяне беспощадно грабили и вытесняли Меря и другие местные племена, а теперь униженно просили власти над своим народом у чужеземцев. Это уже вторая трагедия.  Но и в Золотой орде жадность и глупость правящего класса, благополучие которого было построено на грабеже,  привели к распаду империи и постепенному возрождению Русского государства, но не народа.
             Способность мерянско-сарматского населения осваивать огромные лесные и степные пространства, доставшаяся по наследству  русским, позволила Московскому государству в последствии присоединить огромные территории вплоть до Енисея, заселенные родственными финноязычными племенами. Добыча нефти и газа  в Ненецком, Ямало-ненецком и Ханты-Мансийском округах сегодня является основой экономики России, хотя у бухарских купцов и сибирских татар были все возможности освоить эти территории раньше, но они оказались слишком слабыми и изнеженными. Нет не стали  Меря  на территории своей малой Родины богатыми и знаменитыми, как финны и венгры, или поднимающиеся ныне мордва и  ханты. Если  меряне в основном оставались в деревнях на своей земле, то сарматская часть населения Ивановского края всегда была более подвижна, легко снималась с места в поисках лучшей доли, что способствовало развитию Русского государства в целом, но не Суздаля, Юрьев-Польского и Ивановского края. В XIV веке начался возврат сармат на свои земли, что подтверждается образованием Суздальско-Нижегородского княжества,  включавшего также города Юрьевец, Городец, Бережец  и Шую, а также переносом суздальским князем Константином Васильевичем в 1350 году  своей резиденции в Нижний Новгород и подчинение значительной части мордовских земель. Можно полагать, что  за Окой на правобережье Волги  уже имелось смешанное сарматско-мордовское население.
        Как нельзя лучше роль сарматов показывает история семьи завоевателя Сибири Ермака Тимофеича. Хотя автор книги "Ермак" Р.Скрынников скептически относился к юрьевецкому происхождению Ермака, но все же привел  "Сказание" переписанное IVIII веке: «О себе же Ермак известие написал, откуды рождение его. Дед Афонасей Григорьевич сын Аленин был суздалец посадский человек, кормился извозом, и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а оттуда бежал з женью и з детми в Юрьевец Поволской, умре, а дети Родион и Тимофей от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановы, ему породи детей: у Родиона два сына: Дмитрей да Лука; у Тимофея дети: Гаврило да Фрол да Василей" (имя Ермак, по видимому, он уже получил будучи казаком). Это конечно не "родословная" как у дворян, а скорее всего, это донос царю об Ермаке, записанный каким-нибудь писцом после очередной дружеской пирушки, но города на пути предков Ермака скорее всего указаны верно. Поскольку дед Ермака был возчиком (привычный труд для потомков сарматов), то  должен был хорошо знать Столбовую дорогу из Суздаля через Лух в Юрьевец и наверняка не раз ходил по ней с обозами, а может быть даже имел родственников на Волге. И даже в том случае если дед Ермака и его жена были коренными суздальцами, то жены у его сыновей Родиона и Тимофея наверняка были юрьевчанки и характер своих предков передали своим детям, даже если они родились потом на Урале. Сарматская версия происхождения суздальцев и  юрьевчан также подтверждается стремлением Ермака уйти от подневольного труда в волжские казаки.   
         Несмотря на явные заслуги  Юрьевца и Суздаля в  развитии Русского государства, оно шло в основном в стороне от территории будущей Ивановской области: в Киеве,  Смоленске, Полоцке, Новгороде, Рязани, Владимире, а затем в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, на Урале и в Сибири. А из нашего края постоянно черпались только людские ресурсы. Наиболее древние (сарматские) поселения развивались хуже, чем другие, населенные жителями привыкшими к тяжелому подневольному труду. Сравните развитие Юрьевца, Луха и Шуи с быстрым ростом Кинешмы, Вичуги и Иваново в XIX-XX веках.          
         Алчность и глупость бояр и дворян достигла своего апогея при отмене Юрьева дня в конце XVI века с целью окончательного закрепощения крестьян, начались протесты наиболее свободолюбивой сарматской части населения, а в конечном итоге произошло ослабление Московского государства. Последующая попытка удержать власть привела московских бояр к сговору с поляками, литовцами и казаками в Смутное время. Их даже не устраивал в качестве Московского царя суздальский князь  рюрикович Василий Шуйский, его свергли и отравили правоприемника. В Суздале и Костроме приверженцы Лжедмитрия II посадили своих наместников, в Иваново, Кохме и Плесе поставили польско-казацкие гарнизоны. И только организация народного ополчения волжских  городов Нижнего Новгорода, Балахны, Юрьевца и  Кинешмы   под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского позволила сбросить новое иго.
         В этом деле наши предки сыграли важнейшую роль, но она до сих пор не отмечена достойно на государственном уровне, например, можно было бы присвоить Юрьевцу звание города воинской славы. Что ивановская молодежь знала об этом в 60-х годах, да почти ничего. Да и сейчас она не слишком продвинулась понимании, что есть их Малая, пусть и бедная, Родина. Учителя везут школьников по утвержденным маршрутам в соседние регионы, а даже попытка заказать в 2006 г. патриотическую экскурсию по маршруту Иваново-Лух-Юрьевец-Кинешма вызвала сопротивление ( низ-зя ездить по неутвержденным маршрутам). А на самом деле нужно и важно это сделать, хотя бы в качестве открытого урока истории своей Малой Родины.
        В начале 17 века на короткое время был достигнуто согласие всех слоев общества. Крестьяне и горожане свободно вздохнули и начали быстро возрождать сожженные села и города. По нашему краю через Суздаль, Лух, Юрьевец, и далее по Унже на Вятку и Каму и далее на Урал проходила Большая Столбовая дорога. Построена  новая  крепость в Юрьевце (по размерам больше Московского Кремля). Можно полагать, что тогда царями Михаилом и Алексеем нашему краю придавалось важное значение, как одному из опорных центров Русского государства, но опять все быстро закончилось разборками в Москве. После присоединения части Украины началась унификация  церковных служебных книг и преследование части православных людей за приверженность старой вере.  Нашлись желающие грабить их под этим предлогом и вскоре небольшие расхождения в вопросах богослужения привели к расколу в народе и трагическому исходу староверов из Москвы сначала на реку Киржач, а затем в Ивановский край и за Волгу. Здесь староверы занялись выращиванием льна, прядением и ткачеством, в чем изрядно преуспели. 
        При Петре пришла новая беда. Для строительства  новой столицы на Неве насильственно переселяли каменщиков, плотников и кузнецов из волжских городов, что надолго остановило их развитие.   По существу запрет на каменное строительство в России (кроме гг. Санкт-Петербурга и Тобольска) является примером государственного геноцида, который привел к разорению городского населения, например, Юрьевца.  В награду за усердие  военным и чиновникам новая власть раздавала деревни, которыми они не умели управлять и очень скоро их продавали вместе с крестьянами. Так вопреки христианской морали в наш край вновь пришло рабство в "золотой век" немецкого засилья в Питере. 
        С другой стороны  создание морского флота на Балтике, а затем и на Черном море, требовало наращивание производства ткани, в том числе, и для парусов. Появились первые промышленники-фабриканты.  Пожар Москвы во время наполеоновского нашествия привел к исходу в наш край части московских купцов и строительству  бумаготкацких фабрик. Наилучшим образом новые предприниматели себя чувствовали  на границе Владимирской и Костромской губерний (подальше  от губернских чиновников).   Многочисленные фабрики вокруг Иванова и Вичуги  и бурлачество на Волге требовали все больше дешевой рабочей силы, что привело к началу угасания деревень. Какое-то время спасали деревенские общины и земство не дававшие окончательно добить  бедных крестьян, но тут подоспела столыпинская реформа и общественные земли раздали богатым крестьянам. Конфликт был неизбежен, и грянули одна, вторая и третья революции. Но первый урок не пошел впрок. Не помогла даже демократичная форма Первых Советов.
       Фабриканты вместо того, что бы улучшить жизнь ивановским рабочим, предпочли договориться с губернской властью и навели в Иваново-Вознесенске порядок с помощью казаков. Надо ли удивляться взаимной ненависти, которая вспыхнула всего через 12 лет. Как плесень от сырости, так и коммунистическая власть появляется от бедности   и должна вновь ее генерировать, чтобы удержать власть.  В.Князев правильно подмечает о возврате интереса к коммунистиче6ской идеологии в связи с обнищанием населения. И теперь уже жадность и глупость "новых русских" предпринимателей и иваново-московских чиновников ведет к замкнутому кругу бедности и взаимной ненависти
          Весь двадцатый век на ивановские деревни накатывали одна за другой все новые трагедии: войны забирали наиболее трудоспособное население, революция внесла сумятицу в имущественные отношения и росту  класса чиновников, коллективизация  привела к отчуждению крестьян от результатов труда и новому типу рабства - колхозному крестьянству, а уж распродажа 90-х годов  окончательно добила производственные основы существования сельского населения, которое начало катастрофически быстро  сокращаться. Где уж тут обеспечить хлебом рабочий класс ивановских фабрик, самим бы не протянуть ножки.
         При своем создании в 1918 г. Ивановская область вобрала в себя наиболее развитые Шуйский, Юрьевецкий, Кинешемский, части Нерехтского, Юрьев-Польского и Суздальского уездов, имела систему ж/д дорог и порты на Волге. Что еще нужно было для длительного и успешного развития, но, согласно свидетельству В.Князева, к XXI веку она подошла с печальными результатами и сокращением численности не только сельского, но и городского  населения. Еще немного и об Ивановской области можно будет говорить в прошедшем времени. Нынешние власти, инстинктивно чувствуя это, предлагают вернуть старое название Иваново-Вознесенск, но тогда надо вернуть и статус безуездного горола. Это вряд ли вызовет энтузиазм у большинства  его жителей и уж конечно не принесет дополнительного благополучия.
         Когда же Ивановская область могла еще удержаться от непрерывного деградации и скатывания к относительной бедности по сравнению с соседними регионами?  Пожалуй, лишь  до начала 30-х годов. Позже она вошла в государственную мясорубку, из которой самостоятельно выбраться уже не могла. Из полученного фарша налепили новых фабрик, заводов, совхозов, учреждений, учебных и научных институтов. В конце 20 века, созданные  без живого предпринимательского интереса, предприятия "скисли" и не смогли конкурировать ни с европейскими, ни с китайскими производителями товаров народного потребления. Источник местной рабочей силы из деревни иссяк, а приглашение гастарбайтеров не привело к устойчивому развитию, а лишь временному обогащению предпринимателей, а также росту бедности и взаимной ненависти.  Разомкнуть этот порочный круг очень трудно. Особенно если упорно замещать фабрики на торгово-развлекательные центры. Без квалифицированного производительного труда одна лишь торговля приведет к расслоению общества и генерации бедности, не только среди рабочих и крестьян, но также интеллигенции, а в конечном итоге и чиновничества.
          Уже дети моего деда Алексея, крепкого крестьянина-середняка деревни Бурачиха Гав-Посадского района с превеликим удовольствием перестали слушать его наставления и записались   в комсомол, колхоз, компартию, а дядя Ваня, вернувшись с Отечественной войны, даже  некоторое время возглавлял сельсовет. Дед не пошел в колхозную тусовку, а стал дорожным рабочим. Работая на своем огороде, он вместе с  дочерьми и внучками пережил тяготы войны. Его старший внук Николай  вернулся из Адлера в 90-х годах к матери в родной дом, оставив семью в квартире, которую так долго и упорно зарабатывал на стройке. Он радовался деревенскому труду, создавая рай на своей усадьбе, продавал картошку и мед в Иванове, но в 2001 г. местные бандюки из с. Бережок убили его при попытке оказать сопротивление грабежу. И еще одним крестьянином стало меньше. Само собой кто приходил грабить богаче не стали.
          Другой дед Михаил в 20-е годы имел в Кинешме мастерскую, в которой на ручных вязальных машинах производились модные в то время фильдеперсовые чулки. Он был приверженец новой власти, поскольку дала ему подняться при НЭПе. Зная жестокие нравы местных коммунистов, он на работу брал только своих молодых родственников, многим из которых потом давал деньги на учебу. Но даже предельная осторожность не помогла. После того, как в 1931 г. взяли третий раз налог,  производство пришлось свернуть, машины вывезти в деревню и уехать к родственникам в Елабугу. НКВД посадило бабушку Александру, но через три дня выпустило, поскольку по существу к честным ремесленникам средней руки придраться было не возможно. Она с младшей дочерью уехала к мужу, а дом еще полгода охраняла юная пионерка тетя Оля - будущий профессор. Старшие дети, с удовольствием избавившись от тяжелого труда, разъехались на учебу в Ленинград и Иваново, а мой отец, из-за сарматского стремления к перемене мест, по комсомольской путевке на Дальний Восток.  Воссоединилась семья только через несколько лет в Иванове. В нашем доме до середины 60-х годов висели подвязанные к потолку вязальные машины и чулочные формы, напоминая о несбывшемся предпринимательстве. А новой чулочной фабрики в Кинешме так и не появилось. Откуда же быть богатству или хотя бы обычному достатку, если самые обычные чулки  привозят аж из Италии.
         Практически любое производство товаров народного потребления для внутреннего рынка нетрудно организовать,  была бы воля и патриотичная внутренняя политика руководства страны и регионов, заградительные барьеры и жесткая борьба с произволом на таможне. Тут же скажут, а  как же интересы потребителя? Да, надо будет прижаться всем и потребителю, и предпринимателю, и чиновникам и тогда хотя бы часть производства удастся восстановить, а интересами импортеров ширпотреба,  в условиях кризиса, можно и пренебречь. Не до жиру, быть бы живу. Одними доходами от экспорта нефти и газа весь народ не прокормишь, да и цены на них нестабильны. Но руководство России пошло по гибельному для ивановцев пути, вступив в  ВТО, которое сулит увеличение барышей лишь олигархату.
         Самое трудное восстановить ивановскую деревню. Здесь не может быть единого рецепта. Можно только помогать. Нужно хотя бы  удержать людей на селе, даже если они сейчас не дают значительной прибыли, но своей жизнью в деревне создают потенциальную возможность ее возрождения. На протяжении многих веков из деревни черпались ресурсы для развития страны и авантюрных войн, которые  ей самой ничего кроме горя не принесли. К воспоминанием В.Князева об обещании строительства коммунизма, могу добавить и свои о строительстве коровников в стройотрядах 60-х годов. Тогда казалось: вот построим их, и будет изобилие мяса и молока. Но многие коровники уже разрушились, да и работать в них некому.  Уже тогда ивановские чиновники плохо соображали, что надо делать и лишь уповали на энтузиазм молодых. Прошел! Да и самих молодых стало меньше.
           Тот же Ивановский сельхозинститут готовил специалистов не столько для ивановских сел, сколько для других областей и республик СССР.  Уже сейчас ясно если бы все средства направлялись только в  один хорошо оснащенный сельскохозяйственный техникум (колледж) в небольшом городе,  то большинство его выпускников после учебы вернулось в свою деревню. Да и учиться можно было бы по одному семестру в год с ноября по март. Пока учился,  обзавелся семьей, да так и остался  в своей деревне. Скажут как же право выбора, а кому нужно, чтобы ивановцы скитались и мыкались по чужим деревням, если свои пропадают зазря.
        В конце второго и начале третьего тысячелетий демографы поставили крест на будущем русского народа,  смертность  все больше и больше превышала рождение детей, русское население быстро сокращадось, российские власти опомнились и призывали молодежь к новому энтузиазму: рожать, рожать и рожать, даже пообещали некий презент - маткапитал, которого должно было бы хватать примерно на 10 кв. м жилья в Ивановской области. Но прежде чем его получить, надо еще выжить, а это не у всех получается, поэтому наиболее бедные ивановки слишком часто идут на убийство ребенка в своем чреве, а если и рожают, то нередко  отдают его в детский дом в надежде, что он там будет счастливей, чем мать. Государство обязано прокормить каждую сироту и дать квартиру или хотя бы комнату в соответствии с законом РФ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Деньги Ивановской области из Федерального бюджета выделялись в полной мере, но затем исчезали. В 2010 году  нуждающихся в жилье подростков было 975, а получили квартиры только 43.  http://pnp.ru/newspaper/20120316/8499.html При таких темпах обеспечения сирот жильем очередь в 2011 г. увеличилась, а в 2012 г. вырастет еще больше. Куда же в ивановские чиновники девают деньги?  Непутевые еровые депутаты ИОДы постоянно выделяют деньги на шикарные иномарки для администрации и себя любимых, на пиар и прочую ерунду, а главное из регионального бюджета - 450 млн рублей на благоустройство дачного поселка под видом развития туризма в Плесе.  , хотя на развитие туризма в других городах Ивановской области наплевали. Этих денег хватило бы на обеспечение жильем всех ивановских сирот в ближайшие годы. Сами ивановские "депутяти" генерируют  бедность и не надо кивать только на государство.
         Вот и выросли сироты и дети бедных ивановцев, часть из них, одурманенных шоуменьством, пьянством и наркотиками, пойдут по наклонной вниз, другие в лучшем случае найдут малооплачиваемую работу и вновь будут генерировать бедность в Иваново. Некоторые девушки и юноши еще  питают иллюзии, что им поможет выбиться из бедности образование и поступают в многочисленные институты и университеты, но после окончания большинство них, так и будут мыкаться всю жизнь в поисках лучшей доли по России, нет уж тех гостеприимных советских общежитий, да и мест на заводе нет, да и заводов многих давно уже нет! А за мизерную зарплату квартиру не построишь. Вновь и вновь генерируется бедность! А хорошо оплачиваемые места в офисах припасены чиновниками для своих деток. Нет нужды заглядывать в чужие карманы, да был бы от их деток толк, а толку от них как правило нет и никогда не будет. Только и могут, что генерировать бедность других, а вскоре и свою.
         Казалось бы, что наличие в Иванове крупных учебных институтов должно поднять интеллектуальный уровень  чиновников, но получилось  наоборот.  Химико-технологический и энергетический институты, как два чудовищных насоса, за 70 лет выкачали мозги из Иванова. Да будь ты хоть трижды умный и образованный, все равно придется искать свою долю на стороне.  За эти годы в Ивановской области даже не создано новой ресурсной базы для  текстильной промышленности (огромное производство полиэфирных волокон построено в Могилеве и планировалось в Благовещенске под Уфой).  Встречаешь ивановских химиков в других городах и понимаешь, что многие из них пригодились бы прежде всего на своей малой Родине.
           На моей памяти за последние 50 лет отношение к техническому образованию изменилось кардинально. Получение диплома в 50-60 х годах гарантировало инженеру повышенную зарплату по сравнению с рабочими и первоочередное получение квартиры на заводе (по распределению), но и отдача от них была велика.  Приток абитуриентов  и конкурс в ВУЗ также были весьма высокими. В 70-80 гг. с целью модернизации производства идеологи КПСС придумали НТР, ну никак нельзя было без революции (научно-технической),  и хотели въехать в будущее как на танке, реализовав лозунг 60-х  «Догнать и перегнать Америку». Был расчет на энтузиазм молодежи как в 30-50 гг., но  «нельзя войти в воду дважды». Увеличили численность ВУЗов, упали зарплаты инженеров (в некоторых отраслях ниже чем у рабочих), а за одно отдача от их труда. Затем перестройка и ускорение, захват и демонтаж заводов в 90-е и стали не нужны ни рабочие, ни инженеры.  Выиграли от этого юристы и экономисты, ранее на заводах игравшие второстепенные роли. То есть вновь началась генерация бедности.
          В результате совмещения  инфляции с приватизацией предприятий, стали ликвидироваться также проектные и научные институты, на развитие которых они работали. Казалось вместе с сокращением заводов и фабрик должны сокращаться и ВУЗы, но не тут то было, они пухли, как от голода, ослабляя свои позиции в стране и мире, а их руководство играло во все  новые игры, создавая академии и университеты, ни сколько не думая о будущем своих выпускников, поэтому они тоже участники процесса генерации бедности.
          Вскоре открылись многочисленные офисы и часть бывших специалистов перешла в офисный планктон, а остальные – живи, как знаешь, а не знаешь, так и жить незачем. Рабочие наконец-то добились освобождения от эксплуатации, получив мизерное пособие по безработице. Рог изобилия отвернулся и от бывшей элиты партийной бюрократии и научных работников, а повернулся к приватизаторам, жуликам  и шоуменям. Ивановская бюрократия также  оказалась  на перепутье:
                Налево пойдешь - весь выработаешься, да так бедным и останешься;
                Свернёшь направо - заплутаешь, душу продашь и все потеряешь;
                Прямо пойдешь - споткнешься, упадешь и сам пропадешь.
          Когда наступают смутные времена, ох как нужна, интеллектуальная элита, чтобы подсказать правильный путь, но кругом лишь верные чинуши с высшим образованием, только и знают на столицу кивать, ну и дождались новых начальников из Москвы, но не простых, а довольно забавных  и по различным шоу и соревнованиям на душу населения несчастная Ивановская область опередила все регионы России.
          А была ли ивановская элита со своими идеями по развитию края? Для чего столько лет кормили ивановские институты? Казалось, всё есть для счастливой и благополучной жизни: поля и фабрики, крестьяне и рабочие, опытные инженеры и начальники. Всё напрасно! Только голова кругом идёт, и всё разваливается из-за неспособности руководства противостоять вызовам времени. Ивановские чиновники всем рай на земле обещают, да делишки только своим детишкам устраивают. Надежды ивановцев на образование своих детей тоже не состоялись: выпускники вузов из рабочих семей уехали на заводы, электростанции и стройки в другие края, а своя прикормленная элита, так называемая «золотая молодежь» 60-70 -х, прогуляла наследие отцов и оказалась не способной ни к развитию, ни к ветру перемен. Где вы, образованные ивановские патриоты? Пропали кто куда, а новые еще не скоро нарастут. Начались стагнация, прострация, прокламация и деградация, а с ними и бедность большей части населения. 
          Не знаю, кто сейчас готовит ивановских чиновников, но даже для  руководства Ивановской области были вынуждены  приглашать людей из других областей. Можно полагать, что образование не панацея и не всегда находит квалифицированное применение и уж никак не гарантируют от бедности. Только квалифицированный труд большинства трудоспособного населения может позволить выйти нашему краю из состояния перманентной бедности. А вот создать хорошо оплачиваемые рабочие места очень даже непростая задача и поэтому необходимо, в первую очередь, относиться бережно к тем, кто это уже делает.
 
     Необходимо прекратить генерацию бедности в Ивановском крае и если нынешние власти это сделать не смогут, то должны передать бразды правления в другие руки!