1966г. Какая разница!

Юрий Фейдеров
Если бы я знал, какая существенная разница между сдачей экзаменов в Университет и Институт, да и вообще между различными ВУЗами, моё поступление в ВУЗ было бы другим. А если бы мог заглянуть в будущее, я бы избрал совсем другую специальность, скорее  гуманитарную.

Экзамены за одиннадцатый класс сдаю с блеском. Четвёрку получаю только по английскому. Комиссия уверена, что я будущий медалист, но когда выводят общегодовые оценки, они удивлены моими плохими отметками в первом полугодии.
А меня уже ничего не удивляет. Я жду аттестата, чтобы поступать в институт, а точнее в Университет.

Во-первых, потому, что только там нахожу интересную специальность «Радиофизика и электроника», во-вторых, надеюсь на помощь отца, он же преподаёт там на военной кафедре.
Оказалось зря. Он твёрдо отрезал, что ему, как офицеру и коммунисту, будет стыдно просить за нерадивого сына. И просил меня поступать в другой ВУЗ. Но я уже сдал документы на факультет «Радиофизика и электроника», так как любил физику, как школьный предмет и увлекался сборкой транзисторных приёмников.   

Первый экзамен был по физике. Я перечитал все три школьных учебника и был уверен, что сдам.
    В аудиторию впускали по 4 человека.  За столом сидели двое, преподаватель и ассистент и принимали экзамен у одного абитуриента. Перед тем, как отвечать, меня спросили: «А Вы по каким учебникам готовились?» Я не понял намёка и замялся.
- По школьным.
- Может Вы занимались с преподавателем?
- Нет, я сам.
-У Вас медаль?
- Нет.
- Тогда Вы зря пришли. Вы у нас не поступите.
-  Может, я попробую?
- Это Ваше право.
Билет я знал. Отвечал уверенно. Меня попытались срезать на задачке, но я всё решил и ответил.

Тогда мне задали три вопроса по атомной физике, чего не было в школьной программе, но  ведь когда я учился в Симферополе в 9-ом классе, я ходил в Симферопольский Университет, там была организована для успешных школьников «Школа физики», где я учился в группе атомной физики, и я на все вопросы ответил. Мне задали ещё два дополнительных вопроса не по программе… тут я поплыл…
- Ну вот, - сказали мне. Вы этого не знаете. И хотя Вы отвечали хорошо, и мы оцениваем ваш ответ на 4 балла с плюсом, но чтобы Вы забрали документы, мы запишем Вам тройку.
 
  Через день был экзамен по математике – письменный. Я получил четвёрку… И тут я узнал, что на 25 мест у нас поступает 94 человека и 24 из них золотые медалисты. 23 сдали на пятёрки и прошли после 1- го экзамена.  Я пошёл забирать  документы.
 
И вдруг встречаю отца в обществе какого-то мужчины, оказывается это декан «Геофака». Тот узнаёт, что я провалился и предлагает.
 - А почему бы тебе не пойти на армянский факультет геофака.
- Так я не знаю армянского!
- А зачем? Ведь все учебники написаны на русском и преподавателям всё равно, на каком языке ты будешь сдавать экзамены.
   
Я сказал, что подумаю… И тут узнаю, что мой друг поступает в Политехнический институт. И приём документов ещё идёт. Но я уже решил пойти работать и подаю документы на заочный факультет.
    Расстроенный провалом в университет неделю до экзаменов я не готовился, отдыхал.
   
В Политехническом сдача экзаменов  была более демократической. Нас, сдающих экзамен, человек тридцать сразу всех пригласили в аудиторию и позволили сразу всем взять билеты. Один преподаватель принимал экзамен сразу у двух абитуриентов.               
   
 Я сдал все экзамены, кроме сочинения, на четвёрки. На сочинениях я всегда выбирал свободные темы, чтобы не заморочиваться цитатами. Какая тема была, не помню, но что-то писал. Этого хватило только на тройку.  Но я набрал на два балла выше проходного и поступил на специальность «Многоканальная связь». Что по тем временам звучало загадочно и призывно…